12.11.2019 В ночь на 5 декабря 2009 года в пермском ресторане «Хромая лошадь» произошёл страшный пожар. На месте происшествия погибло 111 гостей и сотрудников ночного клуба, еще 45 пострадавших после скончались в больницах. Тяжкий вред здоровью был причинен 64 потерпевшим, средний — 9, легкий — 7, 3 человека получили телесные повреждения без расстройства здоровья. Виновниками признаны фактические владельцы этого заведения Анатолий Зак и Константин Мрыхин, пиротехники Игорь и Сергей Дербеневы, бывший исполнительный директор Светлана Ефремова, бывший арт-директор Олег Феткулов, экс-сотрудники Госпожнадзора Владимир Мухутдинов, Наталья Прокопьева и Дмитрий Росляков.
Сегодня, продолжая специальный цикл «Хромая лошадь», мы вспоминаем первый допрос Анатолия Зака.
Сняли наручники, отпустили на волю
5 декабря в 8 часов утра автомобиль, в котором находился Зак, остановили на посту ГИБДД в поселке Суксун — в 145 километрах от Перми, на полпути до Екатеринбурга. Около 12:00 силовики доставили свидетеля Зака в следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ (СУ СКР РФ) по Пермскому краю, так тогда называлось это ведомство. Здесь с бизнесмена сняли наручники — и отпустили на волю. Руководитель отдела по расследованию особо важных дел о преступлениях против личности Александр Любимов, по словам адвоката Игоря Кашина, сказал: «Будем думать, что делать дальше, позвоним».
— На моей машине мы с Анатолием отъехали за пару кварталов, зашли в кафе «Длинный нос» выпить кофе и поговорить. Подошел кто-то из друзей. Конечно, Заку было не до кофе, от пережитого на пожаре у него тряслись руки, — рассказал 59.RU защитник Кашин. — Нас никто не преследовал и не сопровождал. При желании мой доверитель, наверное, мог тогда скрыться. Но примерно через час, после приглашения по телефону, мы вернулись в Следственный комитет.
Гирлянда-паутина
В 13:20 старший следователь по особо важным делам Станислав Лунин оформил протокол о задержании Зака. На первом допросе в качестве подозреваемого бизнесмен дал подробные показания, сообщив, что до разговора днем 4 декабря с и. о. арт-директора Олегом Феткуловым не знал о планах запустить фейерверк. Протокол допроса цитируется с сохранением орфографии и пунктуации:
«Феткулов является специалистом в музыкальной и световой аппаратуре и свою деятельность осуществляет профессионально, поэтому никто не дает ему советов, как сделать лучше, и не вмешивается в его деятельность. После вышеуказанного разговора с Феткуловым я уехал из ресторана "Хромая лошадь" и приехал туда обратно около 17 часов и стал ждать своего друга — Вадима Шпынова. Когда он приехал, мы стали отдыхать в ресторане.
Около часа ночи 05.12.2009 в ресторане "Хромая лошадь" был запущен фейерверк, который был сначала запущен с потолка над танцполом в направлении пола, а через несколько минут после этого в районе сцены в направлении потолка вылетели фонтанчики в виде чего-то блестящего, но чего именно, я сказать не могу. Доставали ли они потолок, я сказать не могу, так как не обратил на это внимание. Кроме того, видимость была затруднена в связи с тем, что в обоих случаях из специальных машин был выпущен специальный дым. После того, как фейерверк окончился, минут через 5 — 10 со своего места, которое находилось на расстоянии около 20 метров от сцены, под потолком между сценой и танцполом я увидел сетку — гирлянду-паутину размерами 1 метр на 2 метра, которая переливалась в сине-красные тона.
В этот момент Влад Конопаткин, который вел шоу, объявил, что в ресторане "Хромая лошадь" пожар, все на выход. После этого из указанной выше гирлянды-паутины повалил черный страшный дым — началась сильная задымленность. В этот момент часть народа ринулась на выход, а вторая половина оставалась сидеть, не понимая, что случилось. Выбежала охрана с огнетушителями и стала тушить пожар. Была ли указанная гирлянда-паутина над тем местом, где до этого был выпущен фейерверк, я сказать не могу, так как не обратил на это внимания».
Побежал в пожарную часть
«Из ресторана "Хромая лошадь" я оказался на улице после того, как выломал деревянную перегородку, а также решетку на одном из окон. Поняв, что срочно нужны пожарные, я побежал в пожарную часть, которая находится за рестораном "Хромая лошадь", после чего пожарные приехали на пожар. Вместе с ними я вернулся обратно и пытался более часа оказывать первую медицинскую помощь людям, которых вытаскивали пожарные из ресторана.
Затем по указанию медиков я со своим водителем привез своего друга Вадима Шпынова в областную медсанчасть, расположенную у рынка. В этой медсанчасти я находился долго, но сколько и до какого времени, я сказать не могу. Один из врачей сказал, что Шпынов умер. Через некоторое время приехала его жена, которая находилась в истерическом состоянии, и я не знал, как сообщить маме Вадима и другим близким пострадавших. После этого мои знакомые Берман и Негашев привезли меня домой из указанной больницы, где у моей жены, которая уже знала, что произошло, и детей была истерика.
Из всего этого я решил спрятаться от всех, убежать от себя, а также от возникших проблем по поводу объяснений перед родственниками пострадавших, а также родственниками погибших друзей, поэтому я попросил Бермана и Негашева увезти меня куда-нибудь. В этот момент у меня дома каким-то образом оказался мой водитель — Сергей Косых, с которым я дружу уже около 20 лет. При этом я собрал необходимые мне вещи и взял свой заграничный паспорт, который попался мне под руку».
В ту ночь у «Хромой лошади»
В ту ночь у «Хромой лошади»
Фото: Александр Вассар
«Куда деться, хоть на Луну»
«Берман и Негашев отвезли нас до места жительства Косых Сергея, где я хотел временно побыть один, но в голове был испуг, и попросил Косых меня увезти куда-нибудь, в связи с чем мы сели в его машину и поехали прямо. Никуда скрыться я не хотел, в голове у меня было много мыслей, хаос. В этот момент мне было без разницы, куда деться, хоть на Луну. Я пригласил много своих близких друзей посидеть со мной. Произошла трагедия, в ходе которой погибло много моих друзей, в связи с чем я испытывал страшный шок от того, что мне нужно будет объяснять их женам, почему я остался живым, а они — нет.
Я хотел сбежать от этого страха, в том числе сбежать за границу, но при этом у меня не было никакой цели скрыться от следствия и правосудия, так как закон я не нарушал. 05.12.2009 около 8 часов 00 мин. я вместе с Косых Сергеем был задержан сотрудниками милиции возле поселка Суксун Пермского края. Когда сотрудники милиции меня задержали, я ехал, скорее всего (точно сказать не могу, так как в голове у меня был хаос в мыслях) в Екатеринбург в аэропорт "Кольцово", чтобы уехать за границу. Я подтверждаю, что хотел решить проблемы, связанные с объяснениями с родственниками погибших друзей, путем выезда за границу — была и такая мысль. В настоящее время я понимаю, что моя попытка скрыться от разговоров, проблем и объяснений с родственниками была глупой.
Кроме того, что меня искали сотрудники правоохранительных органов, я не знал и не догадывался, так как не чувствую, что нарушил какой-то закон, поэтому от сотрудников правоохранительных органов я не скрывался, был у всех на виду. Когда меня сотрудники милиции остановили в Суксуне, я перезвонил Негашеву, который сказал, что меня разыскивают сотрудники ФСБ, после чего дал их данные. Я перезвонил сотрудникам ФСБ, которым сказал, что готов явиться к ним и ни от кого не скрываюсь. Около 12 час. 00 мин. я был доставлен сотрудниками в СУ СКП РФ по Пермскому краю, где в 13 час. 20 мин. в отношении меня был составлен протокол о моем задержании».
Двойное гражданство как улика
При избрании меры пресечения 6 декабря 2009 года Ленинский районный суд Перми учел, что гражданин России и Израиля Анатолий Зак имеет заграничную недвижимость и намеревался скрыться от следствия. Защита отметила, что бизнес Зака в «Хромой лошади» сводился к инвестированию деятельности друга, индивидуального предпринимателя (ИП) Александра Титлянова — арендатора ночного клуба, погибшего на пожаре. Считать Зака соучредителем ИП Титлянова абсурдно, это юридически и фактически неверно, пояснял адвокат Кашин. Подозреваемого Зака отправили в СИЗО, за решеткой он провел почти 9 лет. Суд сократил его наказание в 9 лет 10 месяцев до 8 лет и 9 месяцев — с учетом изменений в законодательстве, приравнявших один день в СИЗО к полутора в колонии общего режима. На свободу он вышел из ИК-11 в Челябинской области. Как сообщали тогда федеральные издания, после освобождения Зак планировал съездить в Израиль, чтобы подлечиться, а после вернуться домой и снова заняться бизнесом. https://59.ru/text/incidents/66344485/