20.10.2019 Самым крупным пожаром в 90-е годы ХХ века на Псковской земле является пожар, возникший на складах боеприпасов Черниговской воздушно-десантной дивизии близ деревни Кислово Псковского района 20 октября 1994 года.
12.31 – в Центр управления силами и средствами города Пскова поступило сообщение о пожаре от дежурного по УВД.
12.32 – на пожар направлены два пожарных отделения ПЧ-2 отряда государственной противопожарной службы города Пскова во главе с помощником караула, прапорщиком внутренней службы А.М. Беловым. (Примечательно то, что Андрей Михайлович проходил срочную службу именно на этом объекте и знал, естественно, о нём всё: расположение складов, водоёмов).
12.33 – о пожаре по радиостанции доложено заместителю начальника Управления государственной противопожарной службы УВД Псковской области подполковнику внутренней службы В.М. Пузыне и старшему помощнику дежурной смены пожаротушения УГПС капитану вн. сл. А.А. Минаеву.
Александр Анатольевич Минаев в это время ехал на оперативной машине по улице Юбилейной, то есть находился ближе всех к терпящему бедствие объекту.
12.45 – заместитель начальника УГПС, выезжая на Старо-Палкинскую дорогу, по внешним признакам объявил вызов № 3, отдал приказ вызвать ГАИ для перекрытия дороги, «Скорую помощь», доложить дежурному УВД и по штабу ГО поднять по тревоге личный состав гарнизона пожарной охраны города Пскова.
В тот день дежурным диспетчером была Ирина Николаевна Фалько, опытный сотрудник пожарной охраны. Она, как всегда, действовала чётко, быстро, спокойно. Тем более что это был не обычный или рядовой пожар. Нужно было мобилизовать все свои духовные и физические силы. Оперативно наладить взаимодействие с другими службами города. Отвечать на поступающие звонки из Москвы и УВД Пскова. Речь лаконична, отрывиста, стиль – телеграфный, ни единого лишнего слова, никаких эмоций.
12.45 – к месту пожара прибыл старший помощник ДСПТ капитан вн. сл. А.А. Минаев и два отделения ПЧ-2. Горело одно хранилище и взрывались снаряды.
Подбежали двое военных, доложили, что горит, где находятся люди.
Склады Черниговской воздушно-десантной дивизии состояли из более десяти хранилищ боеприпасов, там же находились автомашины, груженые боеприпасами. Кроме того, на той же территории размещался склад с десятками тонн тротила и недалеко базировался склад горюче-смазочных материалов с огромным количеством бензина, масла и других огнеопасных веществ. Причиной пожара стало банальное нарушение правил пожарной безопасности при проведении техосмотра и ремонта машины прямо в боксе.
12.49 – к месту пожара прибыл зам. начальника УГПС В.М. Пузыня и взял руководство дальнейшими действиями на пожаре на себя.
А.А. Минаев доложил обстановку и ушёл в разведку с командиром дивизии.
12.53 – руководитель тушения пожара назначил начальником штаба прибывшего начальника отряда ГПС г. Пскова подполковника вн. сл. Н.А. Захаревского, начальником тыла – начальника инспекции государственного пожарного надзора ОГПС майора вн. сл. В.А. Карпенкова, помощником начальника штаба – начальника ДСПТ майора вн. сл. В.С. Петрова. В район сосредоточения прибывали профессиональные пожарные и добровольцы пожарной дружины завода хлебопродуктов, техника, шла помощь из Печор и Палкино.
12.55 – для защиты склада ГСМ, расположенного на расстоянии 200 м от горящего хранилища боеприпасов, направлены два отделения ПЧ-2.
13.10 – от взрывов загорелись два бокса второго хранилища боеприпасов.
Плотность и мощность взрывов усиливались. На территорию склада ГСМ непрерывно падали горящие предметы от взрывавшихся машин: кабины, колёса … От взрывов гудела под ногами земля, но пожарные хладнокровно тушили возникающие очаги загораний. А кругом – дым, гарь, взрывы, свист осколков.
Как тягостно долго длились секунды, минуты, как будто отмеряли часы. Ирина Николаевна слышала в эфире, как рвались снаряды, отдаваясь болью в сердце за ребят. Частица её самой присутствовала на пожаре, она была с ними, со своими бойцами, напряженно ожидая сообщений. И когда слышала уверенный голос начальника штаба Николая Алексеевича Захаревского, наступало временное облегчение – все живы.
Примерно в 13.00 из Москвы сообщили, что есть возможность направить в Псков самолёт для ликвидации пожара с воздуха. Но, как потом выяснилось, он мог быть готов к полёту только к 17.00. А потому нужда в нём отпала.
13.55 – на естественный водоём установлена насосная станция.
14.10 – введена в боевой расчёт резервная пожарная техника всех трёх частей города.
14.30 – вызваны бронетранспортёры; отдан приказ привезти из УВД бронежилеты и каски.
Командир дивизии К.И. Бабичев, который оставался в чрезвычайной зоне и руководил своими подчинёнными до конца, возглавил работу по эвакуации людей, техники, боеприпасов.
15.30 – обстановка резко осложнилась, от взрывов загорелось хранилище с 15 тоннами тротила.
По оценкам специалистов, создалась угроза взрыва всех 12 хранилищ склада с боеприпасами. Это был бы взрыв огромной мощности, что привело бы к гибели военнослужащих, пожарных, населения вблизи расположенных населённых пунктов, значительным разрушениям, пострадала бы юго-западная часть Пскова. А воронка от взрыва достигла бы двух километров.
В сложившейся обстановке приказ был неуместен. Руководитель тушения пожара отдал распоряжение А.А. Минаеву подобрать добровольцев из дежурного караула ПЧ-2, выехать и потушить пожар. Остальных людей вывели на безопасное расстояние, они сосредоточились на рубеже 2,5 км от пожара.
В зону огня пошли ребята первого отделения в составе: бойцы А.В. Ушакевич, И.Г. Васильев, С.В. Назаров, водитель А.С. Роднев во главе с А.А. Минаевым.
Второе отделение во главе с А.М. Беловым: боец И.Б. Петрович и водитель А.И. Афанасьев встали на ближайших подступах к хранилищу в лесном массиве, чтобы в случае необходимости прийти на помощь товарищам.
В тот момент всё решали секунды. Кто теперь скажет, сколько их тогда оставалось?
Вместе с первым отделением выехали полковник В.А. Комиссаров и представитель воинской части. Подъехали к воротам, они на замке. Промедление было невозможно. Водитель боевой пожарной машины Роднев пошёл на таран. Двери хранилища горели, огонь распространялся по ящикам с боеприпасами. Кстати, на подобных пожарах положено действовать только под прикрытием бронетехники, но её в тот момент не было. Только на А.А. Минаеве были каска и бронежилет, которые он одолжил у солдата. Александр Анатольевич первым ушёл в эпицентр надвигающейся катастрофы. Старший сержант вн. сл. Васильев стремительно проложил пожарный рукав. Минаев сбил пламя и передал ствол сержанту вн. сл. С.В. Назарову, а сам с Ушакевичем и Васильевым стал вскрывать ящики с минами, из которых шёл дым, чтобы пролить их водой. Водитель Роднев обеспечил постоянную подачу воды.
Они не дрогнули, удержали и подавили стихию.
16.00 – подобраны добровольцы пожарной охраны для завершения тушения хранилища.
16.05 – пожар на третьем хранилище ликвидирован.
За этими скупыми фразами – неимоверно громадные нервная и физическая нагрузки, мобилизация всех сил на выполнение поставленной задачи, быстрота, чёткость, умение в считанные секунды оценить обстановку. Всё это – годы тренировок, учений и, конечно, человеческие качества: доброта, благородство, самопожертвование.
Из сводки: «Всего для ликвидации пожара было привлечено: 58 человек личного состава ГПС; 15 пожарных автомобилей различного назначения.
Уничтожено 18 автомобилей УРАЛ-375 с прицепами, 1 ЗИЛ-130 и 28 ГАЗ-66 с прицепами, загруженных боеприпасами в количестве 210 тонн, а также два хранилища.
Погибло 3 и ранено 8 военнослужащих».
За мужество и героизм, проявленные при тушении пожара на складе боеприпасов Черниговской воздушно-десантной дивизии 20 октября 1994 года, восемь сотрудников ГПС были представлены к государственным наградам. http://www.iluki.ru/news/25-let-krupnomu-pozharu-vblizi-derevni-kislovo-v-pskovskoy-oblasti1571550843