11.10.2019 В диспетчерской ДЧС Алматы всегда находятся три сотрудника, которые принимают звонки. «Старожил» службы – Татьяна Чумина. На службу она пришла 19-летней студенткой и вот уже 18 лет координирует тушение пожаров.
«Каждый раз как в первый раз. Вначале было сложно привыкнуть к организации. Например, надо сообщить в полицию, а я думаю, как я, простой человек, сейчас позвоню туда?» – вспоминает Татьяна.
Еще недавно операторы записывали вызовы в журналы, после чего обзванивали пожарные части и службы взаимодействия. С недавнего времени диспетчерская служба приобрела современное оборудование. Теперь операторы записывают входящие данные в момент разговора и оперативно отправляют их в пожарные части.
Во время разговора оператор должен присвоить пожару категорию, чтобы направить силы службы на тушение. Всего категорий пять: 1, 1 БИС, 2, 2 БИС и 3. К первой категории относятся мелкие возгорания. В третью включены 30 объектов Алматы. Например, Кок-Тобе входит в третью категорию, а значит на тушение выезжает весь гарнизон. Даже те, у кого законный выходной день.
Далее по тактике операторы должны сообщить о возгорании в службы, которые обеспечат оперативное отключение газа и электричества. Иногда в этом помогают местные власти.
«Недавно был крупный пожар в Жетысуском районе. Аким района Максат Кикимов сам организовал обесточивание и даже нашел людей, которые помогли вынести товарно-материальные ценности. Пожарные рассказали, Максат Сакенович даже сам рвался в огонь, чтобы вынести как можно больше из горящего здания, переживая за бизнесменов, которые теряют имущество в огне», – рассказывает оператор.
По словам Татьяны, количество пожаров не зависит от времени суток и сезона. В день оператор принимает от 5 до 35 звонков. Бывает, что за день не горит ничего, а бывает, что в одну минуту загорятся два строения в разных частях города. Татьяна привыкла, что люди всегда звонят в панике, могут плакать, кричать и даже оскорблять. Говорит, пожарным приходится сложнее: с ними пострадавшие иногда дерутся, отбирают пожарные шланги.
«Я понимаю страх людей. В 2015 году я сама стала свидетелем пожара. На руках был маленький ребенок, мы жили на третьем этаже, и на окнах стояли решетки. На первом этаже горела донерная, дым заполонил весь подъезд. Несмотря на то, что я много лет работаю в этой системе, у меня началась паника. Приехали ребята, вывели меня с ребенком. После пожара в квартире пришлось делать ремонт, потому что стоял ужасный запах, он никак не выветривался. Я даже не представляю, как люди остаются вообще без жилья», – рассказывает Татьяна.
Во время разговора с журналистом операторы направили пять пожарных машин на предполагаемое возгорание в горной местности. Звонков не поступало, но пользователь Facebook опубликовал фотографию с дымкой, похожей на пожар. К счастью, информация не подтвердилась. По словам Татьяны, социальные сети в работе пожарных все же приносят больше вреда, чем пользы, создавая необоснованную панику. Вместо того чтобы сигнализировать о пожаре, очевидцы предпочитают снимать происходящее на телефон и публиковать фото и видео в социальных сетях.
«Недавно в центре Алматы горел автомобиль. Площадь горения составила пять квадратных метров. Ролики массово разнеслись по Сети. А тем временем на окраине города полыхал дом квадратурой 200 метров, и о пожаре сообщил один случайный прохожий», – вспоминает Татьяна.
После сообщения о пожаре у огнеборцев есть ровно две минуты на сбор и выезд на пожар. Каждый их шаг фиксируется в программе. После крупного пожара проводится «разбор полетов» с обязательным анализом тактики службы по секундам.
На пожар вместе с огнеборцами выезжает оперативный дежурный.
Дежурный Денис Ярцев на службе уже 23 года. Денис Николаевич из семьи военных, начинал службу в военизированной пожарной охране. Работал пожарным, начальником части, и сейчас он оперативный дежурный, заместитель руководителя тушения пожара. По его словам, пожарная тактика – это целая наука. Инженер пожарной безопасности обучается пять лет, изучая 89 предметов.
Согласно тактике, по приезду на место пожара огнеборцы должны провести разведку и вывести пострадавших. Лишь после этого они приступают к тушению.
«Часто ругаются, что мы сразу не тушим огонь. Что горит, то уже не спасти. Врачи вырезают опухоль, чтобы отсечь. Наша задача – защитить то, что не горит. Сгоревшее не восстановить уже. Нам надо защитить оставшуюся часть помещения», – говорит Денис Николаевич.
Еще одно распространенное заблуждение, что пожарные приезжают на тушение без воды. Выезд пустой цистерны – уголовно наказуемое деяние.
«Это то же самое, что солдату выйти на поле боя без патронов. Пожар – это колоссальный выброс энергии. В цистерне всего три тонны воды, которой хватит на шесть секунд. Например, чтобы потушить один кубометр горящей древесины, необходимо вылить 10 кубометров воды. К месту пожара приезжают две или три машины. Первое отделение осуществляет разведку, а задача второго – обеспечить бесперебойную подачу воды. На тушение пожара необходимо дать 300 тонн воды. Поэтому пожарные ищут бесперебойный источник и прокладывают магистральную линию. За это время в цистерне заканчивается вода, они переключаются на гидрант и могут работать часами», – объясняет Денис Николаевич.
Также «диванные критики» удивляются, почему пожарные не используют пену. Наука же говорит о том, что пена – это узкоспециализированное огнетушащее вещество, которое предназначено только для горючих веществ.
«Тушить пеной дома неэффективно и дорого. Во всем мире вода – самое эффективное средство для тушения пожаров», – говорит спикер.
Пожарные обязаны выезжать на все вызовы, даже если заявитель не предоставил точных данных и не назвал себя. По словам оперативного дежурного, понятия «ложный вызов» на их службе как такого нет. К ложным вызовам относят намеренное хулиганство, которое на практике случается крайне редко.
«Есть понятие «бдительность населения». То есть вы идете, увидели дым или почувствовали запах, вы вызвали пожарных. Лучше выехать лишний раз. Согласно боевому уставу, мы должны выезжать вне зависимости от того, что горит и кто бы ни звонил», – отмечает Денис Николаевич.
По его словам, все пожары совершенно разные. Одинакового горения не бывает. Иногда на крупной площади удается быстро потушить пламя, а порой на небольшой территории приходится работать часами. Самое страшное, по словам специалиста, если в пожаре погиб ребенок.
«Со временем, когда происходит профессиональная деформация, учишься не реагировать на тела взрослых пострадавших. У меня деформация произошла спустя 10-15 лет службы. Пожарные так же учатся иначе относиться к безопасности. Я не могу дома спокойно ходить, если в переноске провод или изоляция надрезаны, или розетка болтается, я быстро это исправляю», – рассказывает замруководителя тушения пожара.
Не все, прошедшие обучение, остаются работать пожарными. Из 20 человек через два года остаются в среднем пять. По мнению специалиста, многие приходят за романтикой, которой на самом деле нет. Кто-то понимает, что ошибся с выбором профессии. Есть и такие, кто не может дежурить сутками, боясь потерять семью.
Несмотря на то, что в штате есть психологи, среди пожарных говорить о страхах и проблемах не принято.
«Я не знаю никого, кто пошел бы добровольно говорить с психологом. В нашей ментальности, к сожалению, разницу между психологом и психиатром никто не понимает. В рядах пожарных больше ценится наставничество. Старшие товарищи поддерживают и направляют молодого бойца», – говорит Ярцев.
Молодым в команде боец считается не по годам службы, а пока в часть не придет очередной новичок. Так уж сложилось.
Какой бы напряженный ни был пожар, когда огнеборцы возвращаются в часть, они стараются шутить, срабатывает «защитная реакция». Иногда без юмора не обходится и на пожарах.
«Ехали мы как-то с вызова, видим, горит крыша дома. Мы проверили – вызов не поступал, и приступили к тушению. Тут выходит бабушка и кричит: «Вы что там делаете?». Мы объяснили, что тушим огонь. Следом выходит дедушка, и она ему говорит: «Я тебе говорила, кто-то по крыше лазит, а ты «голуби-голуби». Мы все смеялись», – вспоминает Денис Николаевич.
Как-то под Новый год, приехавших на вызов о пожаре огнеборцев встретили девушки. Как оказалось, пожара не было, дамы вызвали службу, чтобы поужинать с мужчинами в форме.
Еще один веселый случай вспомнили коллеги Дениса Николаевича. Оказывается, в городе есть части, которые за год выезжают на пожар всего несколько раз. Поэтому на службе принято «перебрасывать» персонал по частям. Один из ребят, служивший в «тихой» части, дважды не проснулся по сирене и пропустил выезды. После этого он стал засыпать в форме прямо в пожарной машине.
Как и в любой работе, где непредсказуемости хоть отбавляй, у пожарных накопился ряд суеверий. Например, нельзя чистить ботинки перед сменой.
«Считается, если они начищены, то «вляпаешься» в серьезный пожар. Также новую форму надо облить водой. Лучше это сделать в части, чем на пожаре», – рассказывает Денис Ярцев.
Еще одна добрая традиция, которая передается уже много поколений на всей территории СНГ – пожарные едят из одной посуды. В любой части еда подается на одном блюде, с которого едят все сотрудники. По словам Дениса Николаевича, пожарная часть – это одна большая семья. Ведь в любую минуту пожарных поднимут по тревоге и от товарищей будет зависеть жизнь коллег.
19 октября в Казахстане отмечается День спасателя. Редакция поздравляет всех сотрудников ДЧС с профессиональным праздником и выражает глубокую благодарность за их нелегкий и опасный труд. https://www.inalmaty.kz/news/2539695/kak-rabotaet-sluzba-101-v-almaty