25.03.2005 Государственная инспекция маломерных судов в этом сезоне настроена на перемены. Владельцы катеров и лодок, готовьтесь: к маю "водных гаишников" станет почти в четыре раза больше!
С 2005 года ГИМС, как пояснил ее руководитель Виктор Грехов, выполняет только контрольно-надзорные обязанности. Мимо утопающих служебные катера, разумеется, не пройдут, но спасением людей на водах инспекция отныне не занимается. Эта функция передана субъекту Федерации.
Тем не менее в нашей области специальное подразделение акваспасателей появится при содействии МЧС. Этот вопрос наш губернатор успешно решил с недавно побывавшим в Архангельске Сергеем Шойгу: убедил министра, что пока нам самостоятельно не справиться. Глава "чрезвычайного" министерства согласился и гарантировал федеральное содержание 25 акваспасателей. Потом штат увеличится. Вероятно, службу организуют как "филиал" столичного Центроспаса.
А ГИМС по-прежнему будет регистрировать суда, проводить техосмотры, патрулировать реки и прибрежную полосу моря. Количество морских прогулочных катеров, кстати, растет. Ими займется целый отдел.
Участков ГИМС в области теперь четырнадцать. Новый открывается на Соловках, куда оперативные инспекторские делегации до сих пор добирались только самолетами и вертолетами. На участках будет не по одному сотруднику, как раньше, а по три- четыре. А там, где у ГИМС обычно особенно много заморочек - в Приморском и Холмогорском районах, в Онеге и Котласе, - создаются целые отделения.
Инспекция набирает недостающих сотрудников, которых нужно разместить, обеспечить техникой и оборудованием. Пока эти вопросы повисли в воздухе. Помещений не хватает. Парк судов относительно новый, собран в 2002 году на деньги министерства экологии. Однако судов в распоряжении менее двадцати, и в основном это катера с подвесными моторами.
В прошлом году ГИМС перешла в ведомство МЧС. Переход ознаменовался двумя приятными событиями: зарплата в инспекции увеличилась почти наполовину, а парк пополнился мощным федеральным катером "Кальмар". Сейчас на заводе в Рыбинске для нас достраивают быстроходное судно по имени "Мангуст". Таких в России всего два, это третье. С августа "Мангуст" будет трудиться в Архангельске, у Летнего и Зимнего берегов и в районе Соловков.
Есть хорошие шансы в 2006 году по протекции МЧС получить еще более шикарное пожарно-спасательное судно ледового класса "Морж", аналогов которому в стране пока нет. Чтобы приручить технических "монстров", оснащенных новейшей электроникой, даже опытным судоводителям ГИМС придется пройти дополнительный курс обучения. "Мангусту" и "Моржу" потребуются отдельные экипажи, сервисные стоянки. Для них же на Двине местами нужны дноуглубительные работы. Здесь финансового соло МЧС уже, скорее всего, не будет. Максимум - дуэт с областным бюджетом.
В эти дни ГИМС готовится к ледоходу и летней навигации. Инспекция старается убедить депутатов областного Собрания отменить или пересмотреть местный налог на маломерный водный транспорт. Чтобы не платить 300 рублей, хозяева катеров и лодок хитрят, снимая свои суденышки с учета. А потом якобы уничтоженный катер тайком "всплывает" где-нибудь в тихой деревеньке. Так ширятся ряды потенциальных нарушителей, чему ГИМС не рада. Тем более что на служебные суда налог тоже распространяется.
Главная странность налога, по мнению Грехова, заключается в том, что собранные платежи идут на строительство автомобильных дорог:
- Парадокс! - пожимает плечами Виктор Владимирович. - На эти деньги логичнее, скажем, ремонтировать набережную и причалы Северной Двины.
Что касается обязательного ежегодного техосмотра и оформления документов, для владельцев "маломерок" правила все те же, изменений в этом году не предвидится./arhpress.ru/