14.09.2019
Югорчанин Евгений Гайдаенко недавно стал одним из лучших лесных пожарных страны. Он получил бронзу на всероссийских стартах профессионалов. Соревнования немногим отличались от реальности. Пожарные орудовали бензопилой и ранцевым огнетушителем.
Он прыгает с парашютом несколько раз в неделю, но не ради адреналина. Он проводит в тайге несколько недель в год, но не дышит свежим воздухом. Вместо этого только гарь и дым. Евгений Гайдаенко - пожарный-парашютист. Один из лучших в стране. И, как это часто бывает, попал в профессию совершенно случайно. Чтобы не стоять в очереди центра занятости, воспользовался терминалом. «Я понажимал. Нашёл! Интересно - десантник. Думаю, а попробую. До этого я парашютистом не был, десантником был», - рассказал Евгений Гайдаенко.
В отличие от парашютистов, десантники спускаются с самолёта не на парашютах, а по шнурам. По таким шнурам Евгений Гайдаенко спускался в бурятскую тайгу.
В 2015 году в далёкой сибирской республике горело 890 тысяч гектаров леса. Полторы тысячи очагов. В самое пекло отправились югорчане, чтобы помочь коллегам. О тяготах Евгений не вспоминает, спустя несколько лет в голову приходит только романтика.
Гайдаенко.jpg Евгений Гайдаенко, пожарный-парашютист авилесоохраны: « - Байкал видели? - Да, когда нас уже вывозили, побыли там возле деревни. Байкал, красота! Не искупаться только, мы осенью были».
Главный рабочий сезон у лесных пожарных, конечно, лето. Несколько месяцев жизнь подчиняется только работе. А так как у пожаров графика нет, то спланировать что-либо практически невозможно. Из города не уехать, билеты на концерт не купить. В любой момент дня и ночи Евгения могут сорвать с места. Может на сутки, а может на 2 недели. Поэтому на складе авиалесоохраны всегда всё готово к срочному вызову.
Евгений проходит по 10-15 километров по лесу в день. Теряет за сезон до 10 килограммов веса. Пожарный копает минерализованную полосу. Чаще всего это самый эффективный способ остановить огонь.
« - Мышцы забиваются из-за нагрузки? - Тяжеловато. Потому что почва разная. Тяжело прокопать. Ногой приходится давить, вдвоём приподнять кусок земли, чтобы перебросить. - Лопаты часто ломаются? - Не сказал бы. Вот эти давно у нас уже работают. Некоторые люди у нас уже не работают, а эти лопаты всё ещё работают», - прокомментировал пожарный-парашютист авилесоохраны Евгений Гайдаенко.
Работают и парашюты много лет. Так Евгению по наследству от другого сотрудника авиалесоохраны достался купол. В месяц бывает по 6-8 вылетов к пожарам. К каждому вызову Евгений перекладывает парашют лично. Складочка к складочке. Налистовка требует предельной концентрации и внимательности.
От укладки парашюта зависит дальнейший полёт. Так, однажды у Евгения запутались стропы в небе. Просто на земле парашютист был не до конца внимателен, допустил ошибку. К счастью, пожарный знал, что делать в такой сложной ситуации на высоте. Во многом помогли тренажёры.
Перед каждым вылетом обязательная физкультминутка. Несколько упражнений на проверку навыков. Занимает эта подготовка не больше 10 минут. Зато может спасти жизнь. Например, когда не раскроется основной парашют.
Несмотря на то, что много лет подряд Евгений Гайдаенко постоянно находится лицом к лицу с опасностью: на высоте или рядом с огнём, он не считает себя суеверным. Единственное, никогда не употребляет к прыжкам слово «последний». Удачный прыжок может быть только крайним. А за что любит свою работу, так это за то, что можно быть полезным и при этом постоянно испытывать сладкое чувство адреналина.https://ugra-tv.ru/news/society/pochemu_luchshemu_pozharnomu_yugry_prikhoditsya_postoyanno_kopat_i_prygat/