19.08.2019 14 августа в особняке на Делегатской состоялось заседание Комитета по техническому регулированию и промышленной безопасности «Деловой России» по вопросу внесения изменений в Федеральный закон №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Провел заседание Михаил Левчук, член Координационного Совета Деловой России, Председатель Комитета по техническому регулированию и промышленной безопасности.
В мероприятии приняли участие вице-президент, руководитель исполнительного комитета «Деловой России» Нонна Каграманян; Начальник управления по взаимодействию с государственными органами и международному сотрудничеству АО «Евроцемент» Наталья Кожина; Заместитель Генерального директора по вопросам технического регулирования ГК «Восток сервис» Татьяна Пилипенко; Руководитель направления «Стандартизация и сертификация» Компании «Технониколь» - строительные системы Сергей Колдашев; Председатель Комитета по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции Торгово-промышленной палаты России Сергей Пугачев; ответственный секретарь Комитета РСПП по техническому регулированию Игорь Демаков; Председатель Правления Федеральной палаты пожарно-спасательной отрасли Евгений Мешалкин и другие представители общественных организаций и бизнес-сообщества.
Главной темой заседания стал предложенный МЧС России проект изменений части 7 статьи 83 Федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», которая посвящена системам автоматического вызова пожарных на социальных объектах.
Предпосылки создания и результаты внедрения
системы автоматического вызова пожарных
С 2009 по 2014 гг. после череды пожаров в домах престарелых с массовой гибелью людей по поручению Президента и Правительственной комиссии МЧС России была разработана и внедрена система автоматического вызова пожарных на всех социальных объектах. Суть разработки – автоматическая передача сигнала о пожаре за считанные секунды без участия человека напрямую в пожарную часть, а также постоянный контроль работоспособности систем безопасности на объекте. По данным ДНД МЧС России, внедрение системы позволило снизить количество жертв на пожарах в 14 раз. После 2015 года в России не было ни одного пожара с массовой гибелью людей на подведомственных государству социальных объектах.
- Внедрение пожарного мониторинга в 2009 году предвосхитило общий тренд по цифровизации страны, который реализуется в настоящее время как национальный проект. Удаленный технологический контроль позволяет владеть информацией о состоянии объекта инспектором и принимать решение о проведении внеплановой проверки. При этом система без участия персонала на объекте вызывает пожарные бригады в тот момент, когда пожар еще можно локализовать, а не совершать подвиг, - отметил в своем выступлении член координационного совета «Деловой России» Михаил Левчук.
Он отметил, что трагические события в торговом центре «Зимняя вишня» в 2018 году вновь показали, насколько важен непрерывный технический контроль систем пожарной сигнализации на объектах и автоматический вызов пожарных для оперативного спасения людей во время чрезвычайной ситуации.
Недопустимость посредников в схеме передачи сигнала о пожаре
В июле 2019 года на сайте regulation.gov.ru МЧС России был вынесен на общественные обсуждения проект изменений в Федеральный закон №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Из части 7 статьи 83, которая посвящена системам автоматического вызова пожарных на социальных объектах, предлагается убрать фразу «без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации». Таким образом, сигнал о пожаре, например, в школе будет идти не в автоматическом режиме напрямую в пожарную часть, а через посредников – работников объектов и коммерческих структур. По мнению экспертного сообщества, это означает полное уничтожение всей системы автоматической передачи сигнала о пожаре и возвращение к вызову пожарных по телефону.
- Цели, обозначенные в пояснительной записке, не соответствуют тексту законопроекта, - заметил представитель Комитета РСПП по техническому регулированию Игорь Демаков.
Введение посредников в схему передачи сигнала о пожаре не соответствует заявленным МЧС России в пояснительной записке целям изменений закона №123-ФЗ, поскольку не только увеличивает риск гибели людей из-за позднего прибытия пожарных, но и потребует дополнительных расходов бюджетов различных уровней на оплату услуг посредников.
В ходе заседания все участники сошлись во мнении, что принятие данных изменений в Федеральный закон №123-ФЗ может иметь крайне негативные последствия и приведет к снижению уровня пожарной безопасности социально значимых объектов в Российской Федерации.
- Необходимо еще раз особенно отметить, что социально значимые объекты являются объектами высокого и значительного риска. Вносимые изменения в ФЗ-123 идут в разрез с «Цифровизацией». Список объектов повышенной опасности, на которых применяются автоматизированные системы пожарной безопасности, должен, наоборот, расширяться, - отметил представитель Торгово-промышленной палаты России Сергей Пугачев.
- Перечень объектов, оснащенных автоматизированными системами, нужно дополнять объектами торговли, спортивными объектами и т.д., - подчеркнул Председатель Правления Федеральной палаты пожарно-спасательной отрасли Евгений Мешалкин.
По итогам заседания представители организаций «Деловая Россия», РСПП, ТПП России и Федеральная палата пожарно-спасательной отрасли приняли решение направить совместное обращение на имя Президента РФ, Правительства РФ, Минэкономразвития и МЧС России о недопустимости внесения изменений в часть 7 ст. 83 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», которые могут способствовать увеличению числа погибших и пострадавших во время пожаров на социальных объектах.
Источник:
Деловая Россия