03.08.2019 Более 300 человек погибли за два последних года в странах Европы из-за опустошительных пожаров. Новое авиасоединение ЕС призвано предотвратить такие катастрофы в будущем.
Испанские военные летчики перед пожарным самолетом Canadair
Семь пожарных самолетов и шесть вертолетов: это первая часть воздушного флота, который создается в Евросоюзе для помощи в борьбе с пожарами в рамках нового механизма по чрезвычайным ситуациям rescEU (rescue - спасать в переводе с английского). Первые машины для него предоставили пять членов ЕС - Испания, Италия, Франция, Швеция и Хорватия. Другие европейские страны и сопредельные государства могут в чрезвычайных ситуациях по их запросу получить доступ к этой технике, предназначенной для борьбы с лесными пожарами.
Испания поможет техникой и опытом
Испания выделила два турбовинтовых самолета Canadair, которые относятся к категории наиболее крупных и наиболее эффективных. Они способны поднять в воздух более 6 тысяч литров воды и могут заполнить свои пожарные цистерны всего за десять секунд. Оба Canadair ожидают следующего вылета на военно-воздушной базе Торрехон-де-Ардос под Мадридом.
В воздухе самолет-амфибия Canadair CL-415
В воздухе самолет-амфибия Canadair CL-415
Взлетно-посадочная полоса окружена выжженной на солнце пожухшей травой, метеорологи обещают температуру до +40 градусов в тени - идеальные условия для лесных пожаров.
У испанских ВВС есть необходимый опыт: в прошлом году пилоты более 200 раз вылетали на Canadair для тушения пожаров. В общей сложности у Испании есть 260 пожарных самолетов - как больших, так и поменьше. Теперь другие, менее технически оснащенные для борьбы с пожарами страны, смогут быстрее и эффективнее пользоваться профессиональными навыками и техникой испанцев.
Из-за изменений климата пожары становятся все более суровыми
"В последнее время мы видели, как пожары распространялись по всей Европе - с севера на юг и с востока на запад. Пожары не обращают внимания на границы", - отметил комиссар ЕС по гуманитарной помощи и антикризисным мерам Христос Стилианидис, выступая на базе в Торрехоне на церемонии официального запуска программы rescEU. По его словам, изменения климата привели к тому, что лесные пожары наносят все больший ущерб и бушуют все дольше каждый год. Если раньше сезоном пожаров считался период с июня по сентябрь, то теперь, после октября 2017 года, к месяцам повышенного риска причисляются также май и октябрь.
После того как в июне 2017 года при лесных пожарах в Центральной Португалии погибли 66 человек, в октябре того же года на севере страны вновь вспыхнули пожары, затронувшие обширные территории. Португальское правительство запросило помощи у других стран ЕС. Однако и у соседей было необычно жарко для того времени года. Риск, что леса охватит пламя, был столь велик, что ни одна страна не решилась одолжить Лиссабону свои пожарные самолеты. В итоге за несколько дней от огня в Португалии погибли еще 45 человек.
Лесной пожар в Португалии
Лесной пожар в Португалии, октябрь 2017 года
С европейским воздушным флотом rescEU такого больше не должно произойти, заверяет еврокомиссар Стилианидис. В ближайшие годы число пожарных самолетов будет увеличено, а техника будет оптимально распределена по Европе: "Мы выполняем свои обязательства по лучшей подготовке и оснащению (флота. - Ред.), чтобы справиться с нынешними природными катастрофами, которые в результате изменения климата стали особенно частыми и тяжелыми".
rescEU: обязательства вместо добровольной помощи
С 2001 года в Евросоюзе действует так называемый механизм по гражданской обороне, в рамках которого все страны мира могут попросить у европейских государств помощи в борьбе с катастрофами. До сих пор страны-члены ЕС могли по такой просьбе добровольно предоставлять технику и персонал. Это приводило к тому, что некоторые запросы оставались вообще без ответа. Так, в 2017 году никакого ответа не поступило на шесть из 17 просьб о помощи.
В соответствии с обновленным механизмом по чрезвычайным ситуациям rescEU государства, входящие в ЕС, и третьи страны, попавшие в бедственное положение, имеют право получить в распоряжение самолеты, вертолеты и прочую технику, которая предоставляется на долгосрочной основе. Таким образом можно предотвратить повторение катастроф, подобной той, что произошла в 2017 году в Португалии. А для того, чтобы не возникло дефицита техники в тех странах, которые участвуют в rescEU, Еврокомиссия финансирует соответствующие дополнительные закупки.
Координационный центр ERCC в Брюсселе
В Брюсселе принимаются запросы о помощи в случае катастроф и координируются действия
Она оплачивает до 90 процентов стоимости новых вертолетов и самолетов, а также их технического обслуживания. Также ЕС берет на себя 75 процентов эксплуатационных и транспортных расходов. В ближайшие годы страны Евросоюза должны представить Еврокомиссии детальные планы закупок, которые будут финансироваться из бюджета ЕС.
До 2020 года включительно для этого предусмотрены 136 миллионов евро в год, затем Еврокомиссия намерена увеличить эту сумму до 200 миллионов. Один самолет Canadair стоит от 30 до 40 миллионов евро. Любое имущество, в финансировании закупки которого участвует Еврокомиссия, становится частью флота rescEU и должно быть предоставлено другим странам в экстренных ситуациях.
Полностью воздушный флот должен быть укомплектован к концу 2025 года. А после этого помимо противопожарной техники механизм по чрезвычайным ситуациям должен быть обеспечен оборудованием для оказания экстренной медицинской помощи, а также на случай химических или ядерных катастроф.
Создавая rescEU, Еврокомиссия может рассчитывать только на добрую волю членов ЕС: приобрести собственную технику она не может, поскольку гражданская оборона входит в компетенцию национальных правительств. Так что софинансирование задумывалось комиссией ЕС как стимул.
Ставка на солидарность в общей борьбе с катастрофами
"Я твердо убежден в том, что при помощи rescEU, имея по-настоящему эффективный, действенный и совместный ответ на природные катастрофы, в первую очередь на лесные пожары, мы будем способны увеличить возможности Европы", - заявил еврокомиссар Стилианидис. В будущем в разных частях континента могут появиться 3-4 оперативных штаба. Стилианидис не видит опасности того, что недостаток солидарности, который наблюдается в ЕС в других сферах, помешает созданию единой службы борьбы со стихийными бедствиями.
Еврокомиссар Христос Стилианидис (слева) на испанской военной базе в Торрехоне
Еврокомиссар Христос Стилианидис (слева) на испанской военной базе в Торрехоне
"Когда мы в первый раз пытались убедить страны-члены ЕС в необходимости создать еще старую систему (для действий в чрезвычайных ситуациях. - Ред.), то столкнулись с определенным неудовольствием, - вспоминает еврокомиссар. - Но лесные пожары в Швеции в августе 2018 года стали переломным моментом. Теперь лесные пожары - это проблема не только на юге, но и повсюду".
Сможет ли rescEU в ближайшие годы действительно стать успешным проектом, пока неясно. Срок полномочий Христоса Стилианидиса на посту комиссара ЕС заканчивается осенью этого года. У нового состава Еврокомиссии будут свои приоритеты. Кто в ней будет отвечать за гуманитарную помощь и антикризисные меры, либо же кипрский политик будет переназначен на свой пост, неизвестно. А решение о финансировании инициативы после 2020 года еще должны утвердить государства Евросоюза и Европарламент. При этом высокопоставленные европейские чиновники менее оптимистичны, чем Стилианидис, в том, что ежегодные отчисления ЕС на указанные цели действительно достигнут желаемой суммы в 200 миллионов евро.https://www.dw.com/ru/resceu-евросоюз-создает-воздушный-флот-для-борьбы-с-лесными-пожарами/a-49849241?maca=rus-yandex_new_politics_mm-9641-xml