24.05.2019 Приближается лето со своими лесными пожарами, и Томикс решил узнать, насколько МЧС Владимирской области готово к форс-мажорам. Частенько во Владимире и других местах мы видим пожарные машины, которые не производят уже больше 30 лет. Редакции стало интересно, а сколько в автопарке спасателей осталось советских автомобилей, чем МЧС тушит огонь? Что изменилось с лета 2010 года, когда все ответственные, как признали президент и Правительство, оказались не готовы к «полыханию» такого масштаба ни организационно, ни технически?
21 мая, крыльцо главного управления МЧС Владимирской области. Замначальника владимирского МЧС полковник Павел Литов выходит из УАЗа-Патриот, и мы направляемся к памятнику пожарным машинам советского времени, которых уже точно нет вооружении.
_DSC2270.JPG
Среди них нет ветеранов: ЗиЛа-130 и 131, ГАЗа-66, а также МАЗа-500, которые продолжают бороться с пожарами. Перечисленные машины пришли на смену стоящим на постаменте. В гаражах этой пожарной части становится понятно, что она - элитная. Здесь и новенькие немецкие Iveco за 18 миллионов рублей [таких две штуки на всю область], и КАМАЗ за 14 миллионов.
Всего в автопарке МЧС 360 пожарных автомобилей разного предназначения, из них порядка 10% произведены до 1991 года, рассказывает заместитель начальника владимирского МЧС. Со времен дымного лета 2010 года ведомство списало со службы порядка 160 единиц техники и получило 80 единиц новой. В 2010 году на высшем уровне было заявлено о глобальном перевооружении пожарных частей. Конкретно на разные автомобили для МЧС выделили более 16 миллиардов рублей [на всю страну]. Это происходило в рамках программы переоснащения 2011-2015.
Первые две машины Камского автозавода поступили владимирским спасателям как раз в 2010 году. У Камазов и Ивеко встроены компьютеры, с помощью которых персонал управляет насосом. На автомобилях времен СССР в глубинке, естественно, никаких компьютеров нет.
Эту автолестницу МЧС купила администрация города Владимира еще в 2006 году:
_DSC2275.JPG
Во Владимирской области МЧС находится в напряженном положении. У региона фактически нет своей пожарной охраны, есть только в Юрьев-Польском и Александровском районах. Субъект перестал выделять деньги на своих огнеборцев с 2010 года [последний противопожарный бюджет - 620 миллионов рублей]. Всю технику и персонал передали МЧС, которые не должны заниматься природными пожарами в принципе.
Но вынуждены.
Власти муниципалитетов [видимо, в рамках компенсации] иногда покупают спасателям новую технику. Сити-менеджер Андрей Шохин «подарил» пожарным автоцистерну на 30 тонн воды за шесть миллионов [деньги налогоплательщиков].
Павел Литов, который проводит мне экскурсию, бывалый пожарный. Борта каждой машины он открывает виртуозно и молниеносно. Учился в Ивановской академии МЧС, долгое время работал в Вязниках. Говорит, в нулевые пожаров было мало. В Министерство спасателей огнеборческие части вошли только в 2002 году. До этого времени пожарные принадлежали к МВД и чувствовали себя там неуютно.
_DSC2283.JPG
«Наверное, не в каждом подразделении все так хорошо?», — спрашиваю полковника. «Нет, такие машины не везде, другие задачи у каждого подразделения, другие цели», — отвечает Литов. Мы садимся в УАЗ и едем в Юрьевец. У пожарной части там есть такая техника, которой больше нет ни у кого в регионе - тягачи с насосами, квадроциклы, разные спецмашины, гусеничники. «Мы совершенствуемся», — говорит Павел Литов. Он рассказывает, что мониторинг пожаров МЧС проводит с помощью квадрокоптеров, спутников, самолетов и вертолетов. В Центре управления кризисными ситуациями есть специальные программы, которые могут спрогнозировать развитие чрезвычайной ситуации. С 2015 года на каждую пожарную машину ставят российскую спутниковую навигацию ГЛОНАСС, чтобы отслеживать, как силы и средства прибывают к очагу возгорания.
Пожарная часть в Юрьевце похожа на военную. Сотрудники открывают ворота, подлетают к полковнику с докладом, прикладывая руку к фуражке. Он тут же снимает градус напряжения, отправляя подчиненных работать. Подразделение в Юрьевце выезжает во все районы Владимирской области. В этой части стоят КАМАЗы и УРАЛы. Как рассказывает полковник, некоторая техника, если МЧС в ней не нуждается, передается добровольным пожарным дружинам или в муниципалитеты. Списанная и бесполезная техника - догнивает свой век в Юрьевце возле бетонного забора.
В гараже можно встретить военные тягачи, которые могут перекачивать большие объемы жидкости из водоемов на расстояния.
_DSC2296.JPG
Есть машины типа БМП, чтобы отвезли персонал в самое непроходимое пекло.
_DSC2298.JPG
Плавучий танк, чтобы спасать людей во время паводка - еще ни разу не использовался.
_DSC2302.JPG
В юрьевецкую часть прибывают на капитальный ремонт автомобили из районов. Вот ремонтируется ЗиЛ-131 из Вязников:
_DSC2308.JPG
ГАЗ-53 из Великодворья, Гусь-Хрустальный район:
_DSC2311.JPG
«Я водителям говорю, давайте я дам вам новую технику. Они говорят: «Павел Александрович, давайте не надо. Вот есть проверенный ЗиЛ-130, я на нем в любое поле, в любую грязь, если что случится, я с ним быстро разберусь сам», — рассуждает товарищ полковник. По его словам, советские машины более неприхотливые и подходящие для владимирской глуши, чем новые автоцистерны с компьютерами.
Тут и стоит 30-тонная цистерна, купленная городской администрацией. У оранжевого дома нет своих сил, чтобы тушить присоединенные пригороды, поэтому они сделали такой «подарок» спасателям. Павел Литов предлагает выгнать ее из гаража напоказ, но я обхожусь.
_DSC2330.JPG _DSC2332.JPG
Советский МАЗ-550:
_DSC2333.JPG
Мы направляемся в Пенкино, чтобы посмотреть на простое подразделение МЧС. Здесь стоят старенькие ГАЗ-66 и ГАЗ-53. Раз в неделю пожарные отсюда отправляют машины на мусорный полигон в Марьинке - там постоянно что-то горит. Хотя МЧС не должно заниматься такими возгораниями.
_DSC2336.JPG
Спрашиваю сотрудников, когда им поступили ГАЗы? «Машины вот новые у нас, в 1988-1989 году», — отвечает начальник станции.
Пообщался с младшим персоналом, пока полковник не видит, говорят, что техника их устраивает. По словам Павла Литова, рядовые пожарные получают 18-20 тысяч рублей.
_DSC2353.JPG
Те, у кого есть младшие звания, - от 20 до 30 тысяч. Офицеры больше. Он готов отвезти меня в любую точку области, но все пожарные части все равно не посмотреть.
Замначальника МЧС указал на более системную проблему тушения пожаров, чем автопарк МЧС. Это отсутствие в регионе своей пожарной охраны. Даже в Ивановской области штат региональных огнеборцев составляет 240 человек, а во Владимирской области - 24 человека. Спасатели перегружены работой, но бросить пожарные части - не могут. Следующий материал Томикс посвятит этой теме.http://tomiks33.ru/vg/novosti/vot-est-proverennyy-zil-130-ya-na-nem-v-lyuboe-pole-v-lyubuyu-gryaz-mchs-33-pokazalo-chem-tushit-pozh/