20.02.2005 Сергей ШОЙГУ: "Считаю, что руководить работой на месте эффективнее, чем из кабинета"
Наводнение. Сидит на крыше затопленного дома старик. Подплывают спасатели: "Садись, дед, а то утонешь". — “Нет, я всю жизнь молился, меня Бог спасет". Пожали они плечами, поплыли спасать других. Через час приплывают снова: "Садись, дед, не упрямься". — "Нет, меня Бог спасет". В третий раз приплыли за дедом, а он опять: "Господь мне поможет". Делать нечего — уплыли. Дед утонул. Предстает перед Богом и спрашивает у него с обидой: "Что же ты меня не спас? Я же тебе всю жизнь посвятил". Господь ему отвечает: "А кто к тебе три раза спасателей направлял?"
Среди сотрудников МЧС этот анекдот очень популярен.
Спасателей и впрямь как манну небесную ждут там, где жизнь на грани смерти. 97 тысяч спасенных — это цифра только за прошлый год. Неудивительно, что министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу на "прямой линии" в "МК" выслушал немало благодарностей от наших читателей.
Из досье "МК"
Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Сергей Кужугетович ШОЙГУ родился 21 мая 1955 г. в городе Чадан Тувинской АССР.
Окончил Красноярский политехнический институт. Прошел все ступени строительной карьеры: от мастера до управляющего стройтрестами в Красноярске, Кызыле, Ачинске, Саяногорске и Абакане.
С 1990 по 1991 гг. — зампредседателя Госкомитета РСФСР по архитектуре и строительству в Москве.
В 1991 г. возглавил Российский корпус спасателей. С 19 ноября 1991 г. по 1994 г. — председатель Госкомитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
С января 1994 г. — министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Генерал армии. Герой России. Награжден орденом "За личное мужество".
Женат, имеет двух дочерей.
Казалось бы, о самом открытом ведомстве — МЧС России — мы знаем все. Но оказывается, "кухня" спасателей так многогранна, что можно только удивляться.
На прямой линии с читателями “МК” министру по чрезвычайным ситуациям Сергею ШОЙГУ задали вопрос:
— Говорят, что очень многие силовые ведомства прибегают к услугам экстрасенсов. Скажите, а вы обращаетесь к магам или людям, которые предсказывают будущее?
— Мы пошли чуть дальше по этому пути. Когда появилось очень много статей и публикаций, что там такой-то предсказал то-то и вообще он все знает наперед на 10 лет, мы создали отдел по работе как раз с этой категорией людей. Наша служба собирала и анализировала всю информацию от них. Отдел работал четыре года. После этого мы провели анализ вероятности или попадания.
— И что — сбылось что-нибудь?
— Всего 4 процента. Это в пределах среднестатистической погрешности. Вероятность прогноза реальна, когда она выше 50 процентов. А 4 процента — это делается очень легко: садится, например, человек и каждый день пишет прогноз по всем сейсмоопасным точкам мира. При этом ежедневно на планете происходит примерно 4—5 землетрясений разной разрушительной силы. Ну, и периодически он, наверное, попадет в точку.
— То есть это все-таки случайность?
— Конечно, случайность!
— Добрый день, вас беспокоит одинокая пенсионерка Любовь Ивановна Орловская. Я хочу поздравить ваш коллектив со всеми праздниками, пожелать здоровья, тепла, домашнего уюта. Мы так вами гордимся все.
— Спасибо, Любовь Ивановна. Спасибо.
— Здоровья тебе, Сережа, дорогой. Здоровья всему коллективу во главе с тобой. До свидания, дорогой.
— Спасибо вам, счастья, здоровья, добра.
— Сергей Кужугетович, здравствуйте. Меня зовут Константин, я из Москвы. Скажите, пожалуйста, вот сейчас по телевидению идет много рекламных роликов про спасателей. Это вы имидж министерства поднимаете или людей не хватает?
— Ни то и ни другое. Мы просто хотим, чтобы наши граждане знали, по какому телефону надо звонить в случае чрезвычайной ситуации. Если помните, все ролики заканчиваются одним: телефон МЧС 01. Мы объясняем людям, чтобы они звонили по телефону 01 не только в случае пожара, но и при любой другой чрезвычайной ситуации.
— А как можно стать самому спасателем?
— Вы можете обратиться в любой из наших центров подготовки спасателей, пройти комиссию, отбор, затем обучение и стать спасателем. Сколько вам лет?
— Мне 25.
— Красавец. Рост какой?
— 182.
— Спортом занимался?
— Да, конечно.
— Образование?
— Высшее.
— Язык есть какой-нибудь?
— Английский.
— Так вы мечта наша. Такие люди нам действительно нужны. Так что мы вас обучим, станете спасателем международного класса.
— Спасибо, вы меня обрадовали, у меня и друзья тоже интересовались этим вопросом.
— Звоните к нам в МЧС, будем ждать.
— Здравствуйте. Подполковник запаса Тимошенко вас беспокоит. Скажите, пожалуйста, как в академии МЧС решается жилищный вопрос? Есть супружеская пара — оба сотрудники академии, с ребенком-инвалидом проживают в комнате 16 кв. м.
— В этом году академии выделено 150 млн. руб. под строительство жилого дома на 160 квартир. Помимо этого к 1 июня планируется сдача общежития квартирного типа на 89 квартир. Закладывается строительство еще одного общежития квартирного типа на 60 квартир. Так что решение жилищного вопроса для военнослужащих, при этом еще и имеющих ребенка-инвалида, — вопрос ближайшего времени.
— Здравствуйте, Сергей Кужугетович. Меня зовут Андрей Воронин, я из Подмосковья, из Ногинского района. Тут такая информация проходила по телевидению, что будет общий телефон спасения — 112. Это только для Москвы или для всех?
— Единый телефон 112 будет работать на территории всей страны. Введение этого номера связано прежде всего с тем, что по номеру 01 с мобильного телефона практически невозможно позвонить, потому что коды многих стран начинаются как раз с 01. Кроме этого людям будет так удобнее. Вместо того чтобы набирать длинный семизначный номер, легче набрать трехзначный телефон. Этот номер действует во всей Европе.
— Из Ясенева вас беспокоят, уважаемый товарищ министр. Меня зовут Дмитрий Иванович. Год назад у нас, как известно, обвалился "Трансвааль-парк". А ясности нет. Вы все знаете, скажите, это все-таки конструкторские недоработки?
— У наших специалистов есть определенное мнение на этот счет. Но окончательные выводы должна сделать специальная комиссия. Они, по-моему, уже пришли к заключению, что причиной обрушения были конструкторские недоработки.
— Скажите, в Москве есть еще подобные сооружения, которые у вас на карандаше?
— Конечно, есть.
— А сколько, если не секрет?
— Порядка пяти-шести. Но они не связаны с публичным пребыванием людей. Москвичи к нам сами часто обращаются с просьбами проверить устойчивость тех или иных зданий, сооружений. Мы, естественно, на эти просьбы откликаемся. Как только появляется какая-либо серьезная информация, мы, естественно, это здание сразу закрываем или эвакуируем людей.
— А "Трансвааль" будет восстановлен?
— Я не хозяин этого заведения и не мэр Москвы. Поэтому мне трудно сказать, будет или не будет.
— Спасибо вам большое, удачи.
— Сергей Кужугетович, вас беспокоит жительница города Ступино Елена Зинина. Мы каждый год с семьей ездим отдыхать на Кавказ. И вот сейчас услышали, что вроде как в прогнозах в этом году там возможны сходы лавин и землетрясения. А вот такие прогнозы где-то публикуются? А то получится, как в Таиланде. Ведь от турфирм такой информации не дождаться, им главное деньги получить с нас...
— Такая информация, конечно, печатается в прессе. Например, в "МК", в "Российской газете", "Известиях" и других центральных газетах публиковался годовой прогноз. Сейчас мы планируем публиковать квартальные прогнозы. На официальном сайте МЧС России публикуется ежемесячный и еженедельный прогноз чрезвычайных ситуаций. А вы где отдыхаете-то обычно? На море или в горах?
— Мы в основном по Сочинскому району ползаем. Бывает, еще Абхазию захватываем.
— Вы летом собираетесь?
— Летом.
— Ну летом лавины не страшны, это я вам сразу могу сказать. Сели тоже в том районе не так часты, как в Кабардино-Балкарии. А лавины там будут где-то до конца апреля. Для вас могу сказать эксклюзивно, что в этом году мы на Камчатке и на Кавказе принудительно спустили 67 лавин.
— О-го!
— Добрый день, Александр из Москвы вас беспокоит. Подскажите, что ожидается с поисками группы Бодрова в Кармадонском ущелье? Это все-таки такой человек, а могила его так и неизвестна...
— Я думаю, что ледник, который сошел, будет таять еще в течение 2—3 лет. Это все-таки 27 млн. кубометров льда. Разве можно такую массу разгрести бульдозерами и лопатами?!
— То есть поисков с пробивкой шахты в тоннель не планируется?
— В тоннель мы пробились. Но мы изначально говорили, что это бесперспективно... Я просто рекомендую один раз побывать в этом месте и посмотреть — думаю, вам все станет ясно. Протяженность ледника составляет 17 км! Единственное, что я могу сказать, что мы не снимаем там пост, который смотрит, наблюдает и периодически проверяет по мере таяния все, что остается на выходе ледника по реке, по руслу. Мы точно так же, как и вся страна, переживаем это. У нас, естественно, свои переживания: наука, к сожалению, не достигла еще того уровня, чтобы предсказывать сходы таких ледников. После этих событий мы каждый год проводим экспертный анализ всех ледников и в Кабардино-Балкарии, и в Осетии. Плюс к этому идет мониторинг из космоса.
— То есть можно надеяться, что если что-то ледник "отдаст" в эти годы, то ваш наблюдательный пост заметит находки?
— О 100-процентной надежности говорить трудно. Но пост ведет там постоянные наблюдения.
— Сергей Кужугетович, здравствуйте, даже не верится, что я дозвонилась. Это из Калининграда вас беспокоят. Вы знаете, в сентябре прошлого года у нас впервые за 100 лет случилось землетрясение, мы в панику впали. Ведь Калининградская область не относится к сейсмоопасным районам, здесь нет сейсмостанций. Скажите, планируется ли их здесь установить?
— Да, как раз планируется. Геофизической службой РАН предусматривается разворачивание современной цифровой сейсмостанции. Ее установке будут предшествовать специальные предварительные исследования уровня сейсмичности на территории области, чтобы выбрать оптимальное место для размещения сейсмостанции. При оказании местными административными организациями всесторонней поддержки (выделение благоустроенного помещения, телефонных коммуникаций) все эти работы могут быть выполнены в течение 9—10 месяцев.
— Большое спасибо.
— Меня зовут Надежда, я психолог. Сергей Кужугетович, вы как-то говорили, что будете создавать службу по исследованию страхов и тревог населения. Такая служба создана?
— Да, у нас есть свой психологический центр, специалисты которого работают с населением, к примеру, в районах, где произошли землетрясения. У людей, например, остались целые дома, но они боятся туда возвращаться, по 2—3 суток сидят на улице... Вот там к спасателям и подключаются наши психологи. Они работали также с родителями и детьми в Беслане, с родственниками погибших в подводной лодке "Курск". А ваш вопрос, как я понимаю, связан со взрывом в метрополитене...
— Да-да, после этого взрыва многие люди боялись спускаться в метро.
— Если вы заметили, то все эти годы, и в последний год особенно, довольно активно шла работа по повышению мер безопасности метрополитена от террористических угроз. И Министерство внутренних дел, и Федеральная служба безопасности, и мы пытались показать людям ту работу, которая проводится. Это тоже один из методов, один из путей, каким образом можно успокоить население.
— Вы не думали о том, чтобы ваши психологи выступали по телевизору, успокаивали людей после взрывов, после катастроф. Не родственников, а обычных людей, которым просто страшно. Вот после Беслана всем было очень страшно, даже в Москве, и не было какой-то поддержки всеобщей, чтобы кто-то говорил, что делать, как не бояться.
— Вы знаете, это, наверное, хорошая идея. Она в перспективе, я думаю, получит свою реализацию. Мы подумаем об этом, каким образом это можно лучше осуществить, потому что у нас, к сожалению, еще свежи в памяти Кашпировский и прочая публика.
— Здравствуйте, уважаемый товарищ министр. Меня зовут Лериплан Павел Анатольевич. Скажите, пожалуйста, почему защитные сооружения занимают бизнесмены (из убежищ делают автостоянки и всякие склады), когда эти помещения можно было бы отдавать для занятий детям, делать спортивные залы и т.д.?
— Содержание защитных сооружений гражданской обороны — вещь дорогостоящая. Поэтому в мирное время в соответствии с действующими нормативно-методическими документами данные сооружения можно использовать для нужд предприятий, учреждений, в том числе и под складские помещения, гаражи и т.п. Любая организация вправе заключить договор на его аренду. Однако для занятий детей использовать их нежелательно, так как в них не проникает солнечный свет и затруднен приток свежего воздуха.
— Здравствуйте, Сергей Кужугетович. Меня зовут Людмила. Вы знаете, вы мне очень нравитесь по-человечески. Я смотрю по телевизору, вы такой настоящий мужчина среди всех наших министров. Я хотела узнать: у вас семья большая?
— У меня две дочери.
— А чем они занимаются?
— Старшая дочь — психолог, кандидат наук, закончила МГУ. А вторая учится в 8-м классе.
— А она кем хочет стать?
— Пока не решила, как и многие в ее возрасте. Как в известном стихотворении: "Драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота". Поэтому она танцует, рисует, изучает языки, занимается спортом. В общем, как у всех. Учится в самой обычной московской школе.
— А я вот хотела узнать: вы в быту тоже настоящий мужик? Гвоздь умеете забить, с техникой ладите?
— Вы знаете, умею. Умею гвоздь забить и с техникой "лажу", и под техникой "лажу". По-всякому бывает.
— А машина у вас какая?
— "Мерседес".
— Ну там под ним-то не полазишь. Наверное, в сервис ездите, если что?
— Я налазился в свое время. У меня первая машина была "ГАЗ-69", которую я собрал своими руками.
— Вы, наверное, мало дома бываете?
— К сожалению, мало.
— Я вам искренне желаю успехов в вашей работе. Я понимаю, что она очень трудная. И, конечно, дай бог поменьше работы вам и нам всем переживаний.
— Это вас пожарные из Московской области беспокоят. Будут ли снимать погоны с пожарной охраны, особенно с объектовых частей?
— В соответствии с законом "в погонах" (т.е. сотрудниками внутренней службы) будут только территориальные органы МЧС России, а сотрудники пожарной охраны, которая будет содержаться за счет местного бюджета, будут гражданскими специалистами. Однако никто ни с кого погоны снимать не собирается. Переход на гражданскую службу будет осуществляться постепенно до 2009 года по достижении сотрудниками внутренней службы пенсионного возраста или по окончании заключенного с ними контракта.
— А какие ожидаются повышения должностных окладов? В этом году у нас надбавки "губернаторские" сняли — а это 1500 рублей, и льгот лишили.
— Компенсации будут. В связи с отменой льгот на бесплатный проезд и льгот по уплате земельного налога и налога на имущество для сотрудников ГПС установлена ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере от 70 до 120% оклада. Для Москвы и Московской области надбавка составляет от 70 до 200%.
— Здравствуйте. Меня зовут Ольга Ильинична Родионова. По телевизору недавно вы сказали, что вроде как необходимо создать у нас в России национальный центр управления кризисными ситуациями. Что это за центр и что будет входить в его функции?
— Действительно, такая идея есть. Я попробую вам это сейчас объяснить. Допустим, существует система контроля за сейсмособытиями. У нас в стране есть 5 таких систем в разных ведомствах. В Министерстве природных ресурсов эта система предназначена для выявления сейсмоопасных зон при проведении поисковых работ, бурении скважин и т.д. В Гидромете своя система, в Минобороны — своя… А я имел в виду создание центра, который бы объединял и анализировал информацию из всех этих центров. Ведь при объединении идет одновременно перепроверка тех данных, которые дают сейсмостанции разных ведомств. Это первое.
Второе: то, что касается объединения усилий при ликвидации возможных последствий, в том числе землетрясений. У каждого ведомства есть свой ресурс (у энергетиков — столбы, провода, трансформаторы; если говорить о "дорожниках", то это мосты, переходы, балки и прочие вещи; у медиков — запасы медикаментов, койко-места, эвакуация, машины...). Так вот распределение этих ресурсов должно управляться из одного центра. Такая работа в нашем ведомстве ведется. Мы объединяем многие силы в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Но мы считаем, что должен быть такой национальный центр, который занимался бы не только реагированием в нашей стране (чем занимаемся, собственно, мы), но и реагированием за рубежом, в третьих странах. Вот какой центр мы предполагаем создать.
— Спасибо. Вы все так понятно объяснили. Действительно, центр этот необходим.
— Вам спасибо.
— Сергей Кужугетович, вас Марина Игоревна из Подмосковья беспокоит. У вас имидж человека в красной куртке. Этот ваш любимый цвет? И вообще хотелось бы знать ваши пристрастия в еде, что вы читаете, ходите ли в театр, как и где любите отдыхать, если удается вообще отдыхать?
— Красная куртка — это зимняя форма одежды для руководства министерства, летняя форма у нас синего цвета. Каких-то особенных пристрастий в еде у меня нет, люблю рыбу, иногда сам ее готовлю, люблю зеленый чай. В литературе отдаю предпочтение книгам по истории. Времени на отдых действительно не так много, в театры выбираюсь нечасто. Отдыхать люблю на природе, в тайге. Люблю играть в футбол, в хоккей.
— Здравствуйте, меня зовут Воронова Татьяна Ивановна, я из Москвы. Сергей Кужугетович, вы Герой России. А за что вам присвоили это звание: за все заслуги в совокупности или конкретно за один какой-то подвиг? И были ли случаи в вашей биографии, когда было действительно страшно, когда приходилось рисковать жизнью?
— Мне трудно самому оценивать свои заслуги. Считаю, что эту высокую награду я получил прежде всего как руководитель ведомства, которое ежегодно спасает тысячи человеческих жизней. Я сам выезжаю практически на все серьезные чрезвычайные ситуации. Считаю, что руководить работой "на месте" более эффективно, чем из кабинета. На месте видишь все детали. Наша работа нередко бывает связана с риском. Ответственность за все сложнейшие операции я привык брать на себя. МЧС — это не то место, куда приходят совершать подвиги. Спасение людей — наша профессия./Московский Комсомолец/