06.05.2019 5 мая лайнер SJ-100 компании "Аэрофлот" вылетел в Мурманск, но через несколько минут командир принял решение вернуться в аэропорт Шереметьево. Во время жёсткой посадки лайнер загорелся. В пламени погибли 41 из 78 пассажиров и членов экипажа.
Следственный комитет возбудил уголовное дело. Рассматриваются три версии: недостаточная квалификация экипажа, диспетчеров и лиц, проводивших техосмотр борта, техническая неисправность и неблагоприятные метеоусловия.
Надёжен ли новый российский самолёт Superjet-100?
– Он сертифицирован. У него есть государственный сертификат лётной годности, и этим всё сказано, – заявил Metro заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. – Тут и обсуждать нечего. Его проблема в другом – он на 77% состоит из комплектующих западного производства. И если что-то сломалось, то одну запчасть нужно из США везти, а другую – из Франции. И самолёт в это время стоит "у забора", а кредит за него платить нужно.
По словам эксперта, из-за этого наши самолёты совершают в два раза меньше полётов в месяц, чем "боинги".
Министр транспорта Евгений Дитрих заявил, что эксплуатация лайнеров не будет приостановлена
Может ли молния повредить самолёт?
То, что в самолёт ударила молния, сообщил командир экипажа Денис Евдокимов. Его слова подтверждают выжившие пассажиры лайнера.
Мнения экспертов о вреде от молний разнятся.
– Ежегодно более 100 ударов молний по самолётам случается в мире, и ничего с ними не происходит, – сказал Metro заслуженный пилот России Юрий Сытник. – А у такого бездарного, как наш Superjet, прекращается радиосвязь, отказывают автоматика и система обеспечения полётами.
– Молния для самолёта хоть и не фатальна, но опасна, – не соглашается заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. – Пока есть авиация и молнии, они время от времени будут встречаться, этого не избежать и урон от удара невозможно спрогнозировать. Вопрос не в молниях, а в том, почему самолёт разрушился и загорелся во время посадки.
Правильно ли действовал экипаж самолёта?
Посадка выполнялась в ручном режиме, так как автоматика, видимо, отключилась.
– В ручном режиме лётчиков, очевидно, летать не научили, – сказал Metro заслуженный пилот России Юрий Сытник. – Самолёт так ударили об полосу, что тот "козлил" до тех пор, пока шасси не отломились, а самолёт не сгорел!
По мнению экспертов, проблемы с пилотированием существуют не только у россиян.
—Пилоты во всём мире превращаются в операторов компьютеров, – говорит заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. – Умение летать в ручном режиме – это последний рубеж безопасности пассажиров. Навыки – это как раз то, что позволяет человеку называться профессионалом. В воздухе командиру корабля никто не поможет – ни министр транспорта, ни папа Римский.
По мнению Олега Смирнова, нужно менять систему подготовки, а не валить всё на пилотов.
С ним согласен и заслуженный пилот РФ Сергей Кругликов.
– Да, посадка была неидеальная, – говорит он. – Но, допустим, вы управляете автомобилем с гидроусилителями руля и тормозов. И вдруг руль трудно поворачивается, тормоза неэффективны, они работают, но не так, как обычно, у вас будут сложности в управлении? То же самое с самолётом. Лётчики, насколько я могу анализировать ситуацию, пытались как можно мягче приземлить самолёт. Также нельзя не учитывать их мужественное поведение: они руководили эвакуацией пассажиров, и только после эвакуации сами покинули воздушное судно.
6,8 тыс. часов налетал на самолёте Sukhoi Superjet 100 к моменту катастрофы командир корабля.
Почему люди не бросили чемоданы?
Очевидцы и спасшиеся пассажиры сообщили в Сети, что те, кто сидел в передней части лайнера, задержали эвакуацию, так как начали доставать с полок свои чемоданы. Возможно, это лишило кого-то шансов на спасение.
– Если что-то случилось, нужно оперативно и организованно открыть люки, двери, пустить надувные трапы, бежать спасать женщин, стариков, детей, а не эти дурацкие чемоданы, – говорит Юрий Сытник. – Сколько раз наблюдал – ещё заруливаешь на полосу, а они уже открывают полки. Такое у современных пассажиров воспитание!
– Как это ни странно прозвучит, но такое поведение можно объяснить борьбой паникой, – сказал Metro психолог Алексей Рощин. – Инстинкт подсказывает, что, когда горит за спиной, надо бежать с выпученными глазами, но мы знаем, что паника это плохо. И вот человек начинает собирать свои вещи так, будто ничего страшного не происходит. Вот такая своеобразная защита от ужаса ситуации. Я читал, что там на выходе двое мужчин даже умудрились подраться из-за того, что один другого матом попросил побыстрее двигаться.
За что могут наказать пилота?
Командир корабля заявил, что снижался с обычной скоростью и не знает почему произошёл удар о землю. Как рассказал Metro заслуженный пилот СССР Олег Смирнов, все действия пилота строго регламентированы и пишутся в "чёрный ящик". Если он нарушил регламенты, то его накажут.
По словам авиаюриста Алексея Елтунова, если выяснится, что в действиях пилотов есть признаки нарушения правил и инструкций, то предъявлять им обвинение, скорее всего, будут по статье 263 УК РФ "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта". С учётом того, что есть погибшие, им грозит до 7 лет лишения свободы.
Хорошо ли сработала пожарная служба аэропорта?
Очевидцы считают, что пожарные могли приехать и быстрее. Как рассказала Metro свидетельница произошедшего Евгения Гончарова, которая ожидала вылета своего рейса в аэропорту, складывалось впечатление, что "спасатели не знали, что садится аварийный борт".
– Согласно хронике событий, пожарные прибыли очень быстро – в течение одной, максимум двух минут, – рассказал Metro заслуженный пилот РФ Сергей Кругликов. – Чтобы прибыть на место ЧП, спасателям требуется информация о возгорании, какие средства требуется для тушения и время на дорогу. Могли ли пожарные подъехать к посадочной полосе до остановки самолета? А откуда они могли знать, где он остановится? Это первое. А второе – ничто ведь не предвещало беды.
Как говорится в официальном сообщении ГУ МЧС РФ по Московской области, информация о пожаре поступила в 18.30
(как раз в то время, когда самолет приземлился), в 18:40 пожар был локализован, а в 18:48 – ликвидировано открытое горение.
Примерная хронология событий 5 мая
18:03 Взлёт SSJ-100.
18:11 Возникли проблемы со связью, Возможно из-за удара молнии.
18:25 Экипаж просит срочную посадку из-за неисправности.
18:30 Самолёт совершает жёсткую посадку и загорается.
18:33 Все, кто остался в живых, эвакуированы.
19:00 Пожар потушен.
Предыдущие происшествия с лайнерами модели SuperJet-100
9 мая 2012 года в Индонезии в ходе демонстрационного полёта недалеко от Джакарты лайнер врезался в склон горы Салак. Погибли все 45 человек, находившиеся на борту. Причиной крушения признали ошибку пилотирования.
21 июля 2013 года в аэропорту Кефлавик (Исландия) во время испытаний SuperJet-100 приземлился с убранными шасси. На борту находились 5 человек. Один из них получил незначительные травмы.
10 октября 2018 при посадке в аэропорту Якутска лайнер выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. На борту находились 92 человека. Травмы, не угрожающие жизни, получили 4 пассажира.
9 февраля 2019 года лайнер, летевший в Прагу, сел в Шереметьеве из-за неисправности гидравлики. На борту было 58 человек. Никто не пострадал.
13 марта 2019 года Superjet-100 "Аэрофлота", направлявшийся в Грецию, вернулся в Шереметьево из-за поврежденного верхнего лобового стекла. Никто из 48 пассажиров не пострадал.
По данным РИА НОВОСТИ
Читайте также:
Пилот об авиакатастрофе в Шереметьево: Очевидно, в ручном режиме лётчика летать не научил
Лётчик о катастрофе в Шереметьево: Сейчас всё свалить на пилотов проще всего
https://www.metronews.ru/novosti/moscow/reviews/shest-voprosov-o-tragedii-v-sheremetevo-1542313/