05.05.2019 В нарушение всех инструкций, данных кабинным экипажем при аварийной посадке горящего лайнера, множество пассажиров «тормозили эвакуацию, доставая и забирая с собой ручную кладь» — об этом источники в службе авиационной безопасности Шереметьево рассказали журналистам «Коммерсанта». Убедиться в достоверности этих слов несложно: на видео с места катастрофы можно заметить людей, бегущих от самолета с сумками в руках.
В авиастроении есть так называемое правило 90 секунд. Это срок, за который пассажиры должны покинуть аварийный борт с учетом того, что для эвакуации доступна только половина выходов. Все современные самолеты соответствуют этому стандарту. Считается, что через полторы минуты вероятность возникновения пожара внутри судна резко увеличивается.
Если бортпроводники будут давать грамотные команды, а пассажиры четко им следовать, то эвакуацию получится провести в положенный срок.
Но зачастую люди ставят сохранность своего багажа выше каких-то там правил, а как следствие — и человеческих жизней. И это не только российская история.
Такие случаи были всегда, но благодаря камерам на мобильных телефонах (и тем людям, которые вместо того чтобы следовать инструкциям и покидать борт, ведут съемку), инциденты последних лет оказались задокументированы. В 2016 году в Дубае совершил аварийную посадку Boeing 777 авиакомпании Emirates, следовавший рейсом из Индии — самолет упал на брюхо и загорелся.
Стюардессы, понимая, что счет идет на секунды, гнали пассажиров к аварийным выходам, но те заботились о другом: как не забыть вещи на полках.
В результате той катастрофы один человек погиб (пожарный, занимавшийся тушением самолета) и еще 24 получили различные травмы.
«Правило 90 секунд» было внедрено не после этого случая, оно даже не из XXI века. Этот норматив придумали в США еще в 1965 году. Правда, тогда он был чуть больше: две минуты на эвакуацию, но уже в 1967 году его сократили до привычных 90 секунд.
В 2008 году Airbus A310 Суданских авиалиний из-за неполадок с реверсом двигателя выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы на аэродроме в Хартуме. Правая часть самолета загорелась, и эвакуировали пассажиров через выходы в левой части. Но всех спасти не удалось. Из-за отравления дымом погибли 30 человек. Среди них одна стюардесса.
В отчете о расследовании говорится о том, из-за чего возникли проблемы с эвакуацией: пассажиры брали с собой ручную кладь.
В Соединенных Штатах в октябре 2015 года в аэропорту Лас-Вегаса загорелся Boeing 777-200 British Airways c 157 пассажирами на борту. Многие из них тогда старались спасти не только жизни, но и имущество.
В результате той катастрофы пострадали 14 человек, не погиб никто, но тем не менее в Великобритании, откуда родом была значительная часть пассажиров, посчитали поведение соотечественников идиотским.
В Telegram-канале «Стюардесса» можно найти описание похожего инцидента и у нас на родине:
Сервис на борту мне преподавала очень мужественная стюардесса Екатерина Чеберда, она сильно покалечилась в 2001 году во время проведения эвакуации из горящего самолета Ил-86 в Дубае. До сих пор не могу понять, почему эта суровая и жесткая женщина учила нас сервировать столики в бизнес-классе, а не проводить эвакуацию. У моей учительницы позвоночник был практически закручен спиралькой, а все из-за одного упертого пассажира, который прибежал к аварийному выходу с огромным тяжелым чемоданом, перегородив путь эвакуации. Екатерина Петровна быстро схватила этот чемодан и вышвырнула его за борт. В этот момент на нее навалилась толпа, которую паника выталкивала к выходу. Стюардесса еле удержалась за ручку возле двери, но ее позвоночник при этом получил сильные повреждения. Возможно, Екатерине Петровне было проще рассказывать про чашки и тарелочки, чтобы не вспоминать каждый раз тот страшный день, объясняя новичкам аварийно-спасательные процедуры, но своей историей она с нами поделилась. Я же делюсь ею с вами, для того чтобы вы помнили правило багажа.
Это было в 2001 году. А вот случай из 2018 года. Пассажир выкатившегося за пределы взлетной полосы самолета Utair, рассказывая журналистам о стихийной эвакуации из самолета, не забыл описать и свой порядок действий в той ситуации:
«Команды к эвакуации не было. Я отстегнул ремень, взял ручную кладь, встал, но мне сказали — садитесь, эвакуации не будет. Я подошел к двери и тогда уже слышал, как командир объявил эвакуацию. Люди эвакуировались кто куда».
Об этой особенности поведения пассажиров (взять багаж, а дальше будь что будет) в авиакомпаниях знают, но рецепта по преодолению этой беды еще не изобретено. В докладе британского Королевского авиационного общества, выпущенном в 2018 году, действия пассажиров на борту названы в списке тех факторов, которые влияют на смертность в авиакатастрофах:
«Пассажиры стремятся взять с собой ручную кладь или использовать мобильные телефоны (и другие устройства) для съемки происходящего во время экстренной эвакуации».
https://dailystorm.ru/obschestvo/esli-na-smartfony-v-aliexpress-vvedut-poshlinu-15-gde-budet-vygodnee-ih-pokupat-v-rf-ili-knr