26.04.2019 Большинство пожарных, которые первыми прибыли на место аварии, не удалось спасти. Они получили смертельные дозы радиации и скончались от лучевой болезни. В распоряжении EtCetera оказались письма жены старшего пожарного Владимира Тишуры Зинаиды, которая рассказывала родственникам о днях после аварии, когда Владимира пытались спасти в московской больнице.
ФАКТ. В ночь на 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС произошел взрыв. Тушить образовавшийся пожар взялись сотрудники собственной пожарной части ЧАЭС. К ним на помощь отправили пожарных 6-й самостоятельной военизированной пожарной части по охране Припяти (СВПЧ №6). Также были вызваны подкрепления из Киева и ближайших областей. Пожарные не были готовы к работе в условиях повышенного уровня радиации. Из средств защиты у них были брезентовые робы, рукавицы и каски. Однако из-за высокой температуры они снимали их.
СТАРШИЙ ПОЖАРНЫЙ. Владимир Тишура на момент аварии работал старшим пожарным СВПЧ №6. Ему было 26 лет. Тишура родился и учился в России, но, так как его отец был родом из Чернобыльского района, после службы в армии мужчина приехал в Украину. В ночь взрыва он принимал участие в тушении поврежденной активной стороны реактора. Через две недели, 10 мая 1986 года, он скончался от острой лучевой болезни в 6-й клинической больнице Москвы. Как и другие пожарные из его караула, был похоронен на Митинском кладбище. Посмертно получил звание Герой Украины, знак отличия Президента Украины – крест «За мужество», а также орден Красного Знамени. EtСetera из писем жены Владимира узнал, что происходило с пожарным после аварии.
Читайте на EtCetera
Элитные пенсии: выплаты судей больше минимальных в 15 раз
ЗАБРАЛИ В МОСКВУ. Как писала Зинаида родственникам, утром после взрыва ей сообщили, что муж в тяжелом состоянии находится в больнице, но в больницу ее пустили только вечером. Весь день, по ее словам, в больницу доставляли раненых. 27 апреля население города начали эвакуировать, а пострадавших пожарных на самолете доставили в Москву.
Зинаида ТИШУРА, жена ликвидатора ЧАЕС:
В институте им. Курчатова, где он лежит, все тяжелые, облученные. У нашего тяжелые ожоги: лицо, руки и все туловище. Врач сказал, что ожоги не из легких. Пока жив, а там ничего неизвестно. Весь облученный. Когда произошел взрыв, он уже был на самом верху этой трубы, потерял сознание и лежал до трех ночи, глотал радиацию, пока прибыли пожарные со всей Киевской области.
По словам Зинаиды, ее не пускали к мужу из-за радиации, только давали говорить по телефону. Однако 7 мая, за несколько дней до смерти Владимира, ее срочно вызвали в больницу, сообщив, что муж находится в крайне тяжелом состоянии.
Зинаида ТИШУРА, жена ликвидатора ЧАЕС:
Я как зашла в палату, чуть не умерла на месте. Это был уже не Володя, а скелет, от которого отходило мясо. Я подошла к нему, взяла его руки, все тело задрожало от радости. Хотя уже не было сил, но я это чувствовала. Сердце мое разрывалось, я хотела кричать, но меня предупредили, что кричать нельзя, чтобы не огорчать его. Я себя сдерживала. Волосы у Володи вылезли, усы и борода тоже. Радиацией были поражены ноги, весь низ, лицо было коричневое. Умирал голодной смертью. У него был прямой ожог рта, горла, пищевода. Он и сказать ничего не мог из-за ран во рту. Когда собиралась слюна во рту — начинал задыхаться. Воду тоже не мог пить. Умирал на моих глазах.
Зинаида рассказывает, что ей не разрешили похоронить мужа на родине. Шестерых пожарных, погибших от лучевой болезни, похоронили в Москве на Митинском кладбище со всеми почестями. По ее словам, погибли все пожарные, которые первыми оказались на крыше, где произошел взрыв. Весь караул Владимира Тишуры вместе с начальником погибли. В письме Зинаида вспоминает, что после похорон родственники погибших пожарных ездили на прием к министру обороны СССР, который пообещал им посмертные пенсии.
Зинаида ТИШУРА, жена ликвидатора ЧАЕС:
Не знаю, в данный момент мне ничего не надо. Я потерялась, у меня забрали самое дорогое … Для меня теперь замены не будет никогда. Таких, как он, мало людей, мы с ним много пережили. А когда нам нужно было жить, Бог отобрал у меня самое дорогое. Видно, судьба моя такая.
Двоюродный брат Владимира Тишуры Александр Григорьевич, который предоставил EtCetera письма Зинаиды, рассказал, что узнал о смерти брата из газет. И только спустя несколько дней они получили письмо от его жены.https://etcetera.media/pravda-o-smerti-pozharnyih-tushivshih-vzryiv-na-chernobyilskoy-aes.html