22.04.2019 Управление МЧС и департамент лесного хозяйства Владимирской области заявили, что Минобороны РФ не хочет заключать соглашение о тушении лесных пожаров на возмездной основе, несмотря на крупный пожар в Петушинском районе в 2018 году
Минобороны не хочет сотрудничать с владимирскими лесниками и спасателями
Управление МЧС и департамент лесного хозяйства Владимирской области заявили, что Минобороны РФ не хочет заключать соглашение о тушении лесных пожаров на возмездной основе, несмотря на крупный пожар в Петушинском районе в 2018 году
Минобороны не хочет подписывать соглашение с региональным управлением МЧС по Владимирской области и департаментом лесного хозяйства, которое позволит военным на возмездной основе привлекать спасателей и лесничих к тушению лесных пожаров на землях министерства. Эту проблему поднял на пресс-конференции, посвященной палам травы и возгораниям леса, замначальника ГУ МЧС по Владимирской области Юрий Арбузов.
«По поводу леса Минобороны. Мы в главном управлении МЧС Владимирской области пытались заключить соглашение с Минобороны по привлечению дополнительных сил и средств в случае возникновения пожаров в лесах. Представители Минобороны отказывают в подписании соглашения, мотивируя тем, что у них достаточно сил и средств, и что они могут отлично справиться в случае возникновения пожара. Хотя в прошлом году, когда горела территория Костеревского военного лесничества Минобороны такого не получилось: пока МЧС не прибыли и не начали тушить, огонь распространялся. Если бы МЧС не прибыли, были бы масштабнее последствия и была угроза населенным пунктам. Мы и до 2018 года предлагали им заключить соглашение о привлечении сил и средств МЧС в случае пожара. Они на все говорят: "Мы справимся, мы выполним, мы умеем".
Если соглашение заключено, идет возмещение от Минобороны по затратам на силы и средства, которые привлекались для тушения пожаров: это использование ГСМ, личного состава.
Пожар в Костерево МЧС все равно тушили, потому что создавалась угроза населенным пунктам, крупный материальный ущерб — как мы не отреагируем? У департамента тоже [была причина участвовать в тушении пожара] — возникала угроза перехода огня на земли Владлесхоза. Нам пришлось ввести силы и средства на территорию Минобороны даже до объявления режима ЧС в Петушинском районе. Были бы более глобальные потери в лесу, возможно — в населенных пунктах, если бы мы не вмешались.
Мы вмешались, когда поняли, что у Минобороны недостаточно сил и опыта для тушения пожаров. Сначала они докладывали нам, что пожары маленькие и локальные, мы вмешались, когда уже и авиамониторинг, и люди показали, что пожар серьезный.
Даже учитывая прошлогодний "урок", Минобороны не заключает соглашение с нами. Не знаю, какой у них опыт тушения пожаров, на что они надеются. В прошлом году была минимальная угроза, когда горела лесная подстилка, но на территории есть болото и торфяники, что сильно осложняет ситуацию. Торфяник горит и без участия людей. Должно быть патрулирование, но как оно проводится — мы не знаем, потому что Минобороны не хочет сотрудничать», - посетовал Арбузов.
photo_2019-04-22_16-39-55.jpg
Договоры о сотрудничестве в случае возникновения пожаров — не редкость между арендаторами или пользователями лесного фонда и департаментом лесного хозяйства и МЧС: если у компании нет своей противопожарной техники, по соглашению силы и средства для тушения лесного пожара предоставляют профильные структуры. После этого пользователь земель по договору возмещает затраты.
А в случае с пожаром на территории Минобороны в Петушинском районе в августе 2018 года вышло так, что и МЧС, и «лесной» департамент в тушении пожара участвовали, но, при отсутствии договора, никакой компенсации за фактически круглосуточную работу людей и техники ведомства не получили, - ведь технически Минобороны не приглашало спасателей и лесников принять участие в тушении пожара.
Разделение полномочий Минобороны, регионального департамента лесного хозяйства, муниципальных властей и управления МЧС проходит по границам и категориям земель: просто так одна структура на землю другой зайти не может, рассчитывая на возмещение затрат без наличия соглашения.
Напомним, пожар в Костеревском военном лесничестве Минобороны в Петушинском районе начался в конце августа 2018 года — это был самый масштабный для Владимирской области за последнее время лесной пожар. Жители Петушков, Костерево, поселков и деревень Петушинского района задыхались от смога. К тушению привлекали авиацию, шла речь об эвакуации людей из населенных пунктов из-за смога, но это, к счастью, не понадобилось. С огнем на землях Минобороны боролись больше 500 человек.
Первый заместитель начальника главного управления МЧС по Владимирской области Руслан Блинов заявлял, что причиной возникновения крупнейшего для региона-33 лесоторфяного пожара стал человеческий фактор. «Оборонлесу», в чьем ведении находятся леса рядом с объектами Минобороны, не удалось вовремя ликвидировать возгорание — отсюда столь масштабные последствия.
Данные о площади пожара в Петушинском районе были весьма противоречивы: в МЧС заявляли, что площадь, пройденная огнем, составляет около 500 гектаров и постепенно уменьшается благодаря действиям спасателей. А вот экологи, представляющие Гринпис, говорили о том, что в итоге огонь распространился на площади около 1,7 тысяч гектаров. О сокращении площади возгорания и окончании тушения пожара спасатели сообщили только через 3 дня — 31 августа.
Директор департамента лесного хозяйства Иван Петухов рассказал журналистам, что для тушения прошлогоднего пожара в Костерево департамент и подведомственные ему учреждения потратил около 1,3 млн рублей, которые, при отсутствии договора, Минобороны так и не возместило.
«Мы со своими полномочиями и со своими затратами на земли Минобороны зайти не можем. Если я предполагаю, что мне в случае пожара будет нужна поддержка авиации, я заключаю соглашение с МЧС, если вижу, что ситуация в военных лесничествах может развиваться по негативному сценарию, предлагаю заключить упреждающее соглашение о том, что я могу зайти на территорию, но мне возместят средства. Понятно, что все мы несем ответственность за безопасность граждан. Но мы говорим о цивилизованном пути, который мы предлагали Минобороны. Но такова позиция Минобороны — и мы не единственный регион, который не имеет соглашения.
В нормативных документах Минобороны заложено, что в негативной ситуации к тушению пожаров подключаются регулярные воинские части, - это колоссальная численность, но это хорошо только в случае огромной площади пожара, а наша задача — ликвидировать еще на малых площадях.
Сейчас губернатор утвердил сводный план тушения лесных пожаров во Владимирской области, в сводном плане есть все силы и средства сторонних организаций - это нацпарк Мещера и два наших военных лесничества Минобороны: по Костеревскому филиалу сформирована группировка 16 человек, 10 единиц техники (площадь на территории области 22 тысячи гектаров), по Гороховецкому — 23 человека и 25 единиц техники (площадь на территории области 46 тысяч гектаров). Мы считаем, что такой группировки недостаточно, об этом говорил губернатор Владимир Сипягин на совещании на федеральном уровне.
На сегодняшний день, как заверяет "Оборонлес", их группировка будет усилена, но силы и средства могут поступить к середине или концу лета. Пока мы этими цифрами не оперируем. К сожалению, земли Минобороны не подконтрольны нашему государственному лесному надзору. Сегодня на федеральном селекторе я уделил особое внимание нашему взаимодействию. Надеемся, риски возникновения пожаров на землях Минобороны будут сняты».
IMG-6164_Petuhov.jpg
В конце марта владимирский Белый дом сообщал, что в пожароопасный период в регионе-33 на вышках сотовой связи установят 30 камер видеонаблюдения, которые дистанционно смогут передавать в диспетчерскую службу информацию даже о небольших возгораниях. Директор департамента лесного хозяйства Иван Петухов пояснил, что в свете нескладывающихся отношений с Минобороны, большинство этих камер будет направлено именно в сторону земель военных лесничеств.
«Мы понимаем, что у нас под боком есть, так скажем, ненадежный партнер, в целях профилактики мы вводим 4-й уровень мониторинга — установку видеокамер. Не можем мы туда зайти, но смотреть сможем. До конца мая закончим монтаж. Одним из первоочередных участков будет заречное Петушинское лесничество, чтобы при помощи видеокамер минимизировать риски для населения, если ситуация пойдет по негативному сценарию.
У нас есть информационное сотрудничество с Минобороны, с субъектами ЦФО, с которыми граничит Владимирская область. Информация есть, но при наличии еще одного источника достоверной информации, мы сможем быстрее реагировать», - уверен Иван Петухов.
С 19 апреля во Владимирской области введен особый противопожарный режим, в регионе установлен 3 из 5 классов опасности. Всего с 15 апреля, с начала пожароопасного сезона, на территории региона произошло 12 лесных пожаров на площади 6,5 га, средняя площадь пожара составила 0,54 га.
Только за минувшие выходные во Владимирской области зафиксировано 9 лесных пожаров, на их ликвидацию было привлечено 57 человек и 20 единиц техники. Все пожары были ликвидированы в день обнаружения силами личного состава и с помощью техники пожарно-химических станций (ПХС) ГАУ ВО «Владимирский лесхоз». В целом группировка сил «Владлесхоза» достигает 554 человек и 212 единиц техники по 24 пожарным станциям во Владимирской области. В сводный план тушения лесных пожаров занесены силы и средства арендаторов лесных участков и организаций, ведущих деятельность на землях лесного фонда: это 1066 человек и 453 единицы техники.
С момента схода снега не было зафиксировано возгораний на территории Александровского, Вязниковского, Гороховецкого, Кольчугинского, Курловского, Меленковского, Суздальского и Юрьев-Польского лесничеств.
Всего во Владимирской области 177 населенных пунктов (большинство в Гусь-Хрустальном районе) и 68 садовых некоммерческих товариществ подвержены угрозе лесных пожаров, - то есть они полностью окружены лесом, здесь проводятся дополнительные противопожарные мероприятия.https://zebra-tv.ru/novosti/vlast/minoborony-ne-khochet-sotrudnichat-s-vladimirskimi-lesnikami-i-spasatelyami/