07.04.2019 В параде пожарной техники, посвящённом 370-летию образования пожарной охраны России, проведение которого планируется в Благовещенске 27 апреля, примет участие автомобиль ГАЗ-69. Пожарные завершают реставрационные работы.
В скором времени ретро-парк пожарной техники Благовещенского пожарно-спасательного гарнизона пополнится ещё одним автомобилем и двумя прицепами. На это раз пожарные реставрируют ГАЗ-69, рассказали в пресс-службе ГУ МЧС России по Амурской области.
Серийное производство этого автомобиля, созданного коллективом конструкторов Горьковского автомобильного завода, было начато в нашей стране 25 августа 1953 г. Этот внедорожник завоевал большую популярность не только в СССР, но и за рубежом. Он применялся в народном хозяйстве, в Армии, милиции и пожарной охране.
Производство пожарных ПМГ-20 на базе ГАЗ-69 было развёрнуто на Варгашинском заводе противопожарного оборудования с 1954 г. Выпускался автомобиль для пожарной охраны в двух вариантах: пожарный и штабной. Эти красивые "автомобильчики" всегда привлекали внимание прохожих, и это не случайно. Ведь даже во время парадов на Красной площади, посвящённых очередной годовщине советских пожарных, именно ПМГ-20 открывали движение пожарной техники, удивляя всех своими размерами. Выпуск автонасоса ПМГ-20 осуществлялся до середины 60-х. Затем его производство было свёрнуто, как тогда считали, из-за перенасыщения этими автомобилями пожарных частей. Это был единственный в своем роде микроавтомобиль, которого впоследствии так никто и не сменил.
Сейчас увидеть на дорогах автомобиль ГАЗ – 69, тем более пожарный, не реально. А у жителей Благовещенска такая возможность будет 27 апреля. Реставрируемый пожарными умельцами штабной автомобиль примет участие в параде технике, посвящённом 370-летию образования пожарной охраны.
Очередной объект для реставрации благовещенские пожарные нашли на частном подворье в Райчихинске, где он пять лет стоял в огороде без движения. После решения всех юридических вопросов «старичка» доставили в пожарно-спасательную часть Благовещенска. Пожарные разобрали его до винтика, очистили каждую деталь и опять собрали. Часть непригодных запасных частей заменили на новые, которые, в прямом смысле, искали по сусекам.
Реставрация авто настолько увлекательное дело, что в эту работу включились не только пожарные, но и автолюбители-умельцы. Большую помощь пожарным оказал военный пенсионер Николай Михайлович Николаев, он страстный поклонник ГАЗиков, знает о них всё, о каждой модификации этого авто может говорить часами.
«Не обошлось при реставрации ГАЗ-69 без чудес. Автомобиль собрали, нужно было установить лобовое стекла, а уплотнитель, где только не искали: и в магазинах, и у автолюбителей, и в собственных гаражах – найти не могли, - рассказал Андрей Степин, начальник 1 пожарно-спасательной части. – Все настолько были озадачены решением этой проблемы, что Николаю Михайловичу во сне приснилось, у кого из старых приятелей-водителей может быть нужный уплотнитель. Сон оказался вещим: позвонили, спросили. Ответ ошеломил: «Приезжайте, выбирайте, какой нужен». Также во сне Николаев увидел, в каком магазине в соседнем городе продаются фонари на крылья, которые в Благовещенске нигде купить не могли».
Сейчас пожарные-реставраторы в свободное от службы время завершают покрасочные работы. А на следующую неделю планируют окончательную сборку, прокачку систем, ходовые испытания и, как завершающий аккорд, изготовление брезентового тента.
Поскольку восстанавливается вариант штабного автомобиля, одновременно готовятся два прицепа: один с мотопомпой ПМ-800, второй – с дымососом. Мотопомпу, которую нашли на территории ООО «Амурагроцентр», восстановили и привели в рабочее состояние специалисты 12 пожарно-спасательной части. А дымосос 60-х годов прошлого века доставили из Завитинска, его вернули к жизни пожарные 2 пожарно-спасательной части.
На сегодняшний день в ретро-парке пожарной техники Благовещенского пожарно-спасательного гарнизона есть конно-бочечный ход и несколько автомобилей: ГАЗ-АА, Форд, ГАЗ-51, оперативная «Волга».
Для справки
Производство пожарного ГАЗ-69 было развёрнуто на Варгашинском заводе противопожарного оборудования в 1954 г. Вес автомобиля в боевой готовности составлял 2294 кг. Автонасос ПМГ-20 с тремя бойцами в кабине развивал не слыханную для пожарных автомобилей той поры скорость - 90 км/ч. Интересным являлся тот факт, что третье место для бойца было организованно в отсеке с противопожарным оборудованием, ровно в середине салона. Автонасос комплектовался цистерно-рукавным прицепом ЦРП-20, который служил для доставки к месту пожара воды и напорных рукавов. В передней части кузова прицепа располагалась цилиндрическая цистерна емкостью 300 л.
Автонасос ПМГ-20 в основном предназначался для работы в сельской местности. Повышенная проходимость базового автомобиля ГАЗ-69 (4х4) позволяла автонасосу преодолевать неглубокие броды, проселочные дороги во время весенней распутицы. ПМГ-20 завоевал неплохую репутацию и в городах. Его малый вес и небольшие габариты позволили использовать машину в качестве автомобиля быстрого реагирования, который за считанные минуты мог прибыть к месту пожара, а боевой расчет автонасоса, используя все пожарно-техническое вооружение приступить к тушению пожара еще до прибытия основных сил.
Автонасосы первых лет выпуска имели ребристые наружные пеналы для всасывающих рукавов. На крыше, над лобовым стеклом, по краям размещались небольшие подфарники, которые во время движения автонасоса на пожар перемигивали. В передней части боковин капота сияли большие хромированные буквы "ПМГ-20". Затем буквы перекочевали на облицовку радиатора, а в последствие машину немного упростили, подфарники и надписи исчезли, а пеналы приобрели привычную для нас цилиндрическую форму. https://www.gzt-sv.ru/news/112932-detali-retro-avtomobilya-amurskie-pozharnye