04.03.2019 МЧС России получило все шесть самолетов Бе-200, долгосрочный контракт на производство которых был заключен с ПАО "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М.Бериева" после катастрофических лесных пожаров 2010 года. Первоначально, согласно распоряжению Правительства РФ от 26 мая 2011 г. № 902-р, поставка всех самолетов предусматривалась до конца 2014 года, но впоследствии в это распоряжение четырежды вносились изменения, отложившие в итоге поставку последнего самолета на 2019 год.
В рамках этого контракта построены следующие самолеты:
Бе-200ЧС, бортовой номер RF-32766, серийный номер 303 - передан для эксплуатации в Южный региональный центр МЧС России, место постоянного базирования - Ростов-на-Дону;
Бе-200ЧС, бортовой номер RF-31120, серийный номер 304 - передан для эксплуатации в Красноярский комплексный авиационно-спасательный центр МЧС России, место постоянного базирования - Красноярск;
Бе-200ЧС, бортовой номер RF-31140, серийный номер 305 - передан для эксплуатации в Сибирский региональный центр МЧС России, место постоянного базирования - Красноярск;
Бе-200ЧС, бортовой номер RF-31380, серийный номер 306 - передан для эксплуатации в Хабаровский авиационно-спасательный центр МЧС России, место постоянного базирования - Хабаровск;
Бе-200ЧС, бортовой номер RF-32768, серийный номер 307 - передан для эксплуатации в Южный региональный центр МЧС России, место постоянного базирования - Ростов-на-Дону;
Бе-200ЧС, бортовой номер RF-31390, серийный номер 308 - передан для эксплуатации в Хабаровский авиационно-спасательный центр МЧС России, место постоянного базирования - Хабаровск.
Напомним в связи с этим два важных обстоятельства.
Во-первых, полномочия по тушению лесных пожаров, согласно действующему законодательству, выполняют органы управления лесами субъектов РФ и подведомственные им организации (лесопожарные центры и другие), и отчасти, в некоторых ситуациях - федеральный резерв парашютно-десантной пожарной службы ФБУ "Авиалесоохрана" (это учреждение, подведомственное Рослесхозу). Значительную часть работ по охране лесов от пожаров выполняют также лесопользователи - арендаторы и учреждения, которым леса предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование. Тушение лесных пожаров на землях особо охраняемых природных территорий (в заповедниках и национальных парках) в основном обеспечивается администрациями этих особо охраняемых природных территорий. На землях обороны и безопасности лесные пожары тушат военные лесничества. Вклад МЧС России и подведомственных ему организаций в тушение лесных пожаров крайне невелик - даже при чрезвычайных ситуациях доля людей и техники из системы МЧС в общем числе тех, кто тушит пожары, исчисляется первыми процентами.
Во-вторых, самолеты-танкеры - это лишь вспомогательное средство для тушения лесных пожаров, которое оказывается эффективным только при определенных (не частых) условиях, и только при очень грамотной координации работы наземных и авиационных служб. В реальных российских условиях грамотная координация работы наземных и авиационных служб при тушении лесных пожаров случается редко из-за ведомственной разобщенности и плохой работы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в целом. Чаще самолеты-танкеры играют скорее психологическую роль - показывают жителям городов и поселков, которым угрожают пожары, что про них не забыли, и им на помощь прислали мощную современную технику.
Но эти проблемы связаны не с техническими недостатками самолета-танкера Бе-200 или неумением экипажей этих воздушных судов, а с обычным отраслевым и межотраслевым бардаком. Как только человеческий фактор в лице большого чрезвычайного начальства перестает мешать - работа этих самолетов становится эффективной и востребованной.http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=23244