03.02.2005 На днях в правительство был внесен закон, который не только обязывает чиновников отвечать на любой запрос, но и устанавливает штрафы за отказ в информации.
О нем рассказал "МК" директор Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития РФ Андрей ШАРОВ:
— Согласно этому закону, каждый чиновник будет просто обязан предоставлять информацию по запросам людей. А человек уже сам разберется, что с ней делать. Кстати, очень важный принцип: гражданин не обязан обосновывать запрос и — главное — объяснять, для чего эта информация ему понадобилась. Вы можете даже не указывать свою фамилию. Только обратный адрес (абонентский ящик, электронную почту и так далее), куда вам будет отправлен ответ. За одним исключением: если запрашиваете информацию о себе. Она может быть предоставлена только вам.
Кроме этого госорганы обязаны хранить и обновлять информацию о своей деятельности. Например, гражданину нужно заполнить какие-то заявления. Соответствующие органы будут размещать формы бланков на своих сайтах в электронном виде. Чтобы человек, не выходя из дома, распечатал их, заполнил и приехал с уже готовыми документами. Пока же приходится стоять в очереди, чтобы только получить бланк. Также должны быть описаны все процедуры оказания госуслуг. То есть гражданин будет четко понимать последовательность своих действий. Сейчас этого нет.
— Чиновников, не ответивших на запрос, будут наказывать?
— За отказ или несвоевременное предоставление информации (равно как и за отнесение ее к категории ограниченного доступа) устанавливается ответственность. Параллельно мы внесем изменения в КоАП и введем штраф примерно в три тысячи рублей.
— Для мелкого чиновника — огромная сумма...
— А теперь представьте. Так три-четыре раза откажешь — и будешь сидеть без зарплаты. Это хороший стимул шевелиться.
— Как долго будут обрабатываться запросы?
— В законе предусмотрен максимальный срок предоставления информации — 30 дней. На 31-й гражданин уже вправе обратиться в суд. Кстати, в этом отличие нашего закона от похожих европейских. Там исходят из того, что чиновник априори добросовестный. И если не вовремя предоставил или неправильно закрыл информацию, то ошибся, а не сделал это злонамеренно. У нас другая презумпция. Во всяком случае, первое время мы будем исходить из того, что чиновник, наоборот, обязан доказать, что он сделал это неумышленно. Это воспитывает дисциплину.
— Сколько будут стоить услуги?
— Нисколько.
— А если я попрошу в Минфине копию федерального бюджета, в котором только "открытых" страниц — порядка 400?
— Сама информация ничего не стоит. Это принципиальнейший подход закона. Простой пример. Для того, чтобы вести бизнес, надо знать действующие ГОСТы. Такой сборник стоит на рынке восемь тысяч долларов (!). А тем временем ГОСТ — это нормативный акт, и должен предоставляться бесплатно. По крайней мере в электронном виде.
Вот если я захочу, чтобы этот сборник мне распечатали на бумаге (а это много томов), то правительство вправе установить объем информации, после которого вводится плата. Причем только за копирование и в размере себестоимости. Даже за бумагу деньги брать не будут. У американцев бесплатный порог — 25 листов. Но надо иметь в виду простую вещь: гражданина, как правило, не интересует весь закон. В запросе нужно достаточно четко определить вопрос. Тогда скопируют только соответствующие 4—5 страниц документа, которые ему нужны. И не возьмут за это плату.
— Как скоро закон начнет работать?
Он поддержан самыми закрытыми ведомствами страны — ФСБ, Минобороны, МВД, МЧС, Генпрокуратурой и Счетной палатой. Это внушает оптимизм. Мы рассчитываем, что он вступит в силу с 1 января 2006 года. Нужно подготовить госорганы. И научить граждан пользоваться законом./Московский Комсомолец/