04.02.2019 Как минимум семь человек погибло на пожаре минувшей ночью в центре Москвы, в доме населенном в основном представителями богемы.
Еще два человека доставлено в больницу, 42 погорельца спасены.
По предварительным данным, причиной возгорания могла стать неисправность электрооборудования в здании 1914 года постройки.
Почему пожары в домах начала 20 века уносят жизни людей в 21-м веке, когда на вооружении пожарных стоят все самые современные технологии?
Причем здесь вообще пожарные технологии? — удивляется советник главы Всероссийского добровольного пожарного общества Денис Себенцов.
Очень странно было бы ожидать от дома 1914 года постройки какой-то особой пожаростойкости. Он физически устарел, там все перекрытия деревянные, они прогнили давно, одна искра — и пиши пропало. Осуждать пожарных в этом случае за то, что погибли люди, вообще неуместно, пожарные там через пять минут прибыли, — сказал он.
Весь старый жилой фонд является объектами повышенной пожароопасности, и с этим мало что можно сделать, соглашается профессор Московского государственного строительного университета Владимир Ройтман.
Во всех постройках начала прошлого века широко применялась древесина, которая за более чем сто лет почти полностью утратила свои эксплуатационные качества. К тому же жильцы этих домов за сто и более лет наверняка не раз устраивали перепланировки своих квартир, и далеко не во все годы пожарные инспекции следили за тем, не препятствует ли перестановка стен и дверей эвакуации жильцов в случае возгорания, — рассказал он.
В домах старой (то есть до эпохи индустриального домостроения) постройки жители живут как на пороховой бочке в почти буквальном смысле этого выражения.
Пожарная нагрузка в таких зданиях составляет 40−50 и выше килограммов условной древесины на квадратный метр объема помещений. При таких нагрузках в случае возгорания уже через десять минут температура поднимается до 700−900 градусов, и ее не выдерживают даже металлические конструкции. Если возгорание в таких условиях не ликвидировано немедленно, последствия часто оказываются трагическими,— говорит эксперт.
«Условная древесина» в пожарном деле рассчитывается как эквивалент горючего материала, которым надо покрыть квадратный метр помещения, чтобы получить определенную температуру горения. Представьте, что пол вашей квартиры покрыт сухими дровами, по 50 кг на каждый метр, и подожгите их (мысленно!!!) И вы можете составить себе представление о том, как выглядел пожар на Никитском бульваре.
Стоит отметить, что старых домов, подобных тому, что горел сегодня на Никитском, в центре Москвы великое множество. Благодаря своему расположению, большинство из них рассматривается как весьма дорогое и престижное жилье. Однако, это не означает, что жить в нем так же безопасно, как в типовой современной «панельке» в каком-нибудь Бутово или Жулебино. Из всего этого можно сделать безрадостный вывод, что от судьбы сгоревшего дома на Никитском, не застраховано сегодня ни одно здание в центре Москвы, застроенном примерно в тот же исторический период. И судя по комментариям пожарных, гарантировать безопасность их обитателям не способны сегодня ни какие современные технологии и средства пожаротушения.
По словам Владимира Ройтмана, современная техника не в состоянии предотвратить сами факторы, вызывающие пожары.
Я вас, наверное, удивлю, но за последние сто лет нормы пожарной безопасности изменились несильно. Поэтому люди в такие дома как заселялись в начале 20 века, так селятся и сегодня. Разница лишь в том, что плотность заселения тогда была ниже: до революции в семи комнатах мог жить один профессор, а после наоборот, в одной комнате селилось по семь человек. И, соответственно, опасность случайного пожара возрастала во столько же примерно раз, — говорит он.
В пресс-службе ГУ МЧС по Москве в ответ на просьбу о комментарии нас отправили на официальный сайт с отчетом о процессе пожаротушения, объяснив, что дело огнеборцев — тушить пожары, а с причинами разбираться будет Следственный Комитет.https://www.ridus.ru/news/292464