18.12.2018
Продолжение публикации: http://www.0-1.ru/?id=83197
С полным текстом Мифов о пожарном мониторинге Вы можете ознакомиться на сайте СРО Союз «АСБ»: http://souz-asb.info/mifi_o_pozharnom_monitoringe
Саморегулируемая организация Союз организаций «Автоматизированные Системы Безопасности» (
http://souz-asb.info) в интересах своих членов на протяжении последних лет занимается правовым обеспечением деятельности по дублированию сигналов о пожаре в подразделения пожарной охраны и контролю за работоспособностью систем автоматической противопожарной защиты (так называемый «пожарный мониторинг»). Предлагаем вам ознакомиться с основными заблуждениями, которые существуют на рынке систем безопасности! Мы сформулировали их в виде Мифов о пожарном мониторинге и сопроводили свои выводы ссылками на нормативно-правовые акты и решения судов! Никаких домыслов и ложной информации, только факты!
•
Миф №1. До разработки и внедрения системы «Стрелец-Мониторинг» существовали иные системы автоматического вызова пожарных.
•
Миф №2. Существует «рынок для пожарного мониторинга».
•
Миф №3. МЧС не обладает исключительным правом по выбору противопожарного оборудования.
•
Миф №4. МЧС может применять неспециализированное оборудование.
•
Миф №5. Должен быть открытым доступ к протоколу связи между пультовым и объектовым оборудованием для автоматического вызова пожарных.
•
Миф №6. Только компания «Аргус-Спектр» может выпускать продукцию под условным наименованием ПАК «Стрелец-Мониторинг».
•
Миф №7. Для автоматического вызова пожарных бригад разрешено применение коммерческих каналов связи.
•
Миф №8. В обязанности организации, заключившей контракт с объектами на техническое обслуживание средств автоматической противопожарной защиты, не входит удаленный контроль за работоспособностью данного оборудования.
•
Миф Последний. Автоматический вызов пожарных бригад при использовании неспециализированного оборудования – это не воровство.
МИФ №5. ДОЛЖЕН БЫТЬ ОТКРЫТЫМ ДОСТУП К ПРОТОКОЛУ СВЯЗИ МЕЖДУ ПУЛЬТОВЫМ И ОБЪЕКТОВЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ВЫЗОВА ПОЖАРНЫХ.
ФГБУ ВНИИПО МЧС России на основании заключенных с МЧС России государственных контрактов от 17.07.2009г. № 16/2.6.4.1-0313, от 17.08.2009г. №15/2.6.3.12-0313 и от 17.08.2009г. № 17/2.6.5.4-0313 были разработаны комплекты рабочей конструкторской документации и опытные образцы на Комплексную радиоканальную систему адресного мониторинга безопасности объектов, состоящую из пультового (приемного) оборудования, ретранслятора и объектовых станций, которые подключаются к системе пожарной сигнализации любого производителя, установленной на объекте.
Комплексная радиоканальная система адресного мониторинга безопасности объектов, составной частью которой является Программно-аппаратный комплекс «Стрелец-Мониторинг», по техническим параметрам и функциональному назначению представляет собой систему передачи извещений о пожаре (СПИ).
При разработке Комплексной радиоканальной системы адресного мониторинга безопасности объектов ФГБУ ВНИИПО МЧС России учитывалось наличие на рынке существовавших на тот момент систем передачи извещений о проникновении и пожаре, которые как по составу приборов, так и по исполняемым функциям аналогичны системам передачи извещений о пожаре. В связи с этим Комплексная радиоканальная система адресного мониторинга безопасности объектов создавалась на базе уже существующих СПИ. В этих целях ФГБУ ВНИИПО МЧС России на конкурсной основе проводил выбор соразработчика – производителя, система которого будет взята за основу.
Соразработчиком стало ЗАО «АРГУС-СПЕКТР». Выбор ФГБУ ВНИИПО МЧС России был обусловлен тем, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2007 сотрудники ЗАО «АРГУС-СПЕКТР» были удостоены звания «Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники» за разработку и внедрение охранно-пожарной и адресно-аналоговой пожарной радиосистемы «Стрелец», на базе которой и создавались технические требования к ПАК «Стрелец-Мониторинг» и к объектовому оборудованию, подключаемому к нему.
На базе радиосистемы «Стрелец» производства ЗАО «АРГУС-СПЕКТР» осуществлялись работы по созданию образца усовершенствованной СПИ, которые должны были позволить выполнять ряд необходимых для МЧС России функций.
При этом сама суть СПИ осталась неизменной именно в целях обеспечения конкуренции, чтобы любой производитель СПИ мог производить ПАК «Стрелец-Мониторинг» и приборы объектовые оконечные (ПОО) в соответствии со своим собственным протоколом связи между прибором объектовым оконечным (ПОО) и прибором пультовым оконечным (ППО).
Соответственно, в разработку Комплексной радиоканальной систему адресного мониторинга безопасности объектов
не входили работы по созданию протокола связи между прибором объектовым оконечным (ПОО) и прибором пультовым оконечным (ППО), поскольку он уже создан производителями СПИ и авторское право на него принадлежит последним.
Технические требования на ПАК «Стрелец-Мониторинг» не содержат требований к протоколу связи между прибором объектовым оконечным (ПОО) и прибором пультовым оконечным (ППО).
На рынке систем безопасности не существует ни одного производителя пультовых и объектовых приборов, который сделал свои пультовые станции открытыми для приема сигналов от систем пожарной безопасности других производителей или отдал другому производителю ключ от шифрованного протокола.
Так, ФАС России 02.10.2014 г. вынесла решение по антимонопольному делу № 1-11-26/00-22-14, обвинив производителя программно-аппаратного комплекса ЗАО «АРГУС-СПЕКТР» в том, что: «..отсутствие доступа к единому протоколу связи, которым обладает только производитель прошедшего государственные испытания на совместимость с ПАК «Стрелец-Мониторинг» объектового оборудования, лишает потенциальных производителей оконечных приборов радиосистем и объектовых станций возможности производить аналогичное оборудование, передающее сигналы о пожаре по специально выделенному МЧС России радиоканалу на пультовое оборудование пожарной охраны МЧС России…».
Судебными постановлениями по делу № А40-198265/2014 решение ФАС России по антимонопольному делу № 1-11-26/00-22-14 было признано незаконным и отменено. В своем Постановлении Арбитражный суд Московского округа по делу №А40-198265/2014 указал: «…оконечные устройства и объектовые приборы систем передачи извещений о проникновении и пожаре и систем передачи извещений конкретного производителя не могут быть подключены к системе другого производителя, поскольку у каждого производителя различные протоколы подключения его составных частей».
Передача криптозащищенных протоколов для трансляции сигнала о пожаре по специально выделенному радиоканалу от объектового оборудования на пультовое оборудование и обратно (при необходимости) не требуется, так как вышеуказанные протоколы выбираются производителями самостоятельно.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» система «Стрелец-Мониторинг» является государственной информационной системой, созданной в целях реализации полномочий МЧС России. В пункте 9 статьи 14 этого закона прямо указано: «Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также
защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий».
Открытие протоколов связи между ПАК «Стрелец-Мониторинг» и объектовым оборудованием недопустимо, поскольку может привести к несанкционированному доступу со стороны нарушителей (террористических организаций, спецслужб иностранных государств, криминальных структур и т.д.), которые могут:
• уничтожить, повредить, осуществить радиоэлектронное подавление радиоканала, предназначенного для функционирования ПАК «Стрелец-Мониторинг», разрушить систему обработки информации;
• внедрить в ПАК «Стрелец-Мониторинг» и его программное обеспечение компоненты, реализующие функции, не предусмотренные документацией на ПАК «Стрелец-Мониторинг»;
• воздействовать на парольно-ключевые системы защиты автоматизированной системы обработки и передачи информации ПАК «Стрелец-Мониторинг»;
• скомпрометировать ключи и средства криптографической защиты информации ПАК «Стрелец-Мониторинг»;
• внедрить электронные устройства для перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации ПАК «Стрелец-Мониторинг»;
• перехватить информацию в сетях передачи данных ПАК «Стрелец-Мониторинг», дешифровать эту информацию и навязать ложную информацию;
• осуществить несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах данных ПАК «Стрелец-Мониторинг».
В Указе Президента РФ «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена» от 17.03.2008г. № 351 содержится прямой запрет подключать информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети и средства вычислительной техники, применяемые для хранения, обработки или передачи информации, обладателями которой являются государственные органы и которая содержит сведения, составляющие служебную тайну, к международной компьютерной сети «Интернет». При этом,
«при необходимости такого подключения оно производится только с использованием специально предназначенных для этого средств защиты информации, в том числе шифровальных (криптографических) средств».
Кроме того, Указом Президента РФ № 1522 от 13 ноября 2012 г. было поручено создать комплексную систему экстренного оповещения населения (КСЭОН). ПАК «Стрелец-Мониторинг» является технологией двойного назначения и, в том числе, предназначен для оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время. В ряде регионов Российской Федерации КСЭОН развернута именно на базе оборудования ПАК «Стрелец-Мониторинг». Открытие протоколов связи компонентов системы оповещения населения также недопустимо ввиду существующей угрозы диверсий и террористических актов.
ВЫВОД: Доступ к протоколу связи между пультовым и объектовым оборудованием для автоматического вызова пожарных должен быть закрытым в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Открытие протокола связи может привести к несанкционированному доступу со стороны нарушителей. Любой производитель СПИ может производить ПАК «Стрелец-Мониторинг» и приборы объектовые оконечные в соответствии со своим собственным закрытым протоколом связи.
Нормативные акты и судебные решения:
1. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
2. Указ Президента РФ № 1522 от 13 ноября 2012 г. «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций».
3. Указ Президента РФ №351 от 17.03.2008 г. «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена».
4. Постановление Арбитражного суда Московского округа по делу №А40-198265/2014.
С полным текстом Мифов о пожарном мониторинге Вы можете ознакомиться на сайте СРО Союз «АСБ»: http://souz-asb.info/mifi_o_pozharnom_monitoringe