07.12.2018
Продолжение публикации: http://www.0-1.ru/?id=82846
С полным текстом Мифов о пожарном мониторинге Вы можете ознакомиться на сайте СРО Союз «АСБ»: http://souz-asb.info/mifi_o_pozharnom_monitoringe
Саморегулируемая организация Союз организаций «Автоматизированные Системы Безопасности» (http://souz-asb.info)
в интересах своих членов на протяжении последних лет занимается правовым обеспечением деятельности по дублированию сигналов о пожаре в подразделения пожарной охраны и контролю за работоспособностью систем автоматической противопожарной защиты (так называемый «пожарный мониторинг»). Предлагаем вам ознакомиться с основными заблуждениями, которые существуют на рынке систем безопасности! Мы сформулировали их в виде Мифов о пожарном мониторинге и сопроводили свои выводы ссылками на нормативно-правовые акты и решения судов! Никаких домыслов и ложной информации, только факты!
•
Миф №1. До разработки и внедрения системы «Стрелец-Мониторинг» существовали иные системы автоматического вызова пожарных.
•
Миф №2. Существует «рынок для пожарного мониторинга».
•
Миф №3. МЧС не обладает исключительным правом по выбору противопожарного оборудования.
•
Миф №4. МЧС может применять неспециализированное оборудование.
•
Миф №5. Должен быть открытым доступ к протоколу связи между пультовым и объектовым оборудованием для автоматического вызова пожарных.
•
Миф №6. Только компания «Аргус-Спектр» может выпускать продукцию под условным наименованием ПАК «Стрелец-Мониторинг».
•
Миф №7. Для автоматического вызова пожарных бригад разрешено применение коммерческих каналов связи.
•
Миф №8. В обязанности организации, заключившей контракт с объектами на техническое обслуживание средств автоматической противопожарной защиты, не входит удаленный контроль за работоспособностью данного оборудования.
•
Миф Последний. Автоматический вызов пожарных бригад при использовании неспециализированного оборудования – это не воровство.
МИФ №2. СУЩЕСТВУЕТ «РЫНОК ДЛЯ ПОЖАРНОГО МОНИТОРИНГА».
Статьей 22 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрено, что тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством РФ. Прием и отработка сообщения о пожаре, в том числе, при его поступлении в автоматическом режиме от системы пожарной сигнализации объекта защиты (часть 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»), являются первоначальным этапом аварийно-спасательных работ, а значит, должны осуществляться
на безвозмездной основе. Прием и отработку сообщений о пожаре (вызове) по телефонным линиям связи или другим способом обязан осуществлять диспетчер службы оперативного обеспечения (диспетчерской связи) территориального и/или местных пожарно-спасательных гарнизонов, в функции которых входит прием и отработка сообщений о пожаре (вызове) и направление к месту пожара (вызова) сил и средств пожарно-спасательных подразделений.
Статья 52 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» говорит о том, что вызов экстренных оперативных служб является
бесплатным на всей территории Российской Федерации.
Из всего вышесказанного следует, что никакого «рынка для пожарного мониторинга» нет и быть не может. Услуги по приему / передаче сигнала о пожаре, которые мониторинговые компании оказывают социальным объектам, не законны и являются мошенничеством.
Единственными законными видами деятельности в сфере пожарного мониторинга являются монтаж, техническое обслуживание и технический мониторинг (контроль работоспособности и ремонт) пультового и объектового оборудования для автоматического вызова пожарных, систем пожарной сигнализации и канала связи между ними.
В то же время не существует «рынка пожарного мониторинга» для производителей систем передачи извещений о пожаре. Федеральный закон четко определяет, что принимать и отрабатывать сигналы о пожаре с объектов защиты – это прямая обязанность МЧС России, для выполнения которой МЧС вправе применять
только специальное оборудование. МЧС закупает специальное оборудование в рамках государственного оборонного заказа. Специальное оборудование – это оборудование, прошедшее государственные испытания и соответствующее разработанным МЧС обязательным требованиям в области технического регулирования к оборонной продукции. Это значит, что к специальному оборудованию применяются особые требования со стороны МЧС, более жесткие, чем те, что содержатся в ГОСТах. Требования МЧС к специальному оборудованию по приему в автоматическом режиме сигналов о пожаре сформулированы в приказе МЧС России от 28.12.2009 № 743.
Приказом МЧС России от 28.12.2009 № 743 принят на снабжение в МЧС России программно-аппаратный комплекс системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях с условным наименованием ПАК «Стрелец-Мониторинг». В соответствии с Приложением №1 к Приказу МЧС России от 28.12.2009 № 743 технические характеристики и конструкторская документация на программно-аппаратный комплекс не являются секретными, то есть доступны любому производителю.
Сертификат на соответствие систем передачи извещений ГОСТ Р 53325-2012 не дает право применять данное оборудование в подразделениях пожарной охраны. На социально значимых объектах можно применять только оборудование, прошедшее государственные испытания на совместимость с программно-аппаратным комплексом.
ВЫВОД: Таким образом, «рынка пожарного мониторинга» не существует. Услуги по приему / передаче сигнала о пожаре, которые мониторинговые компании оказывают социальным объектам, не законны и являются мошенничеством. В то же время не существует «рынка пожарного мониторинга» для производителей систем передачи извещений о пожаре, поскольку МЧС вправе применять только специальное оборудование. Любой производитель технических средств, подтвердивший в рамках государственных закупок по государственному оборонному заказу, что его продукция соответствует требованиям на программно-аппаратный комплекс, принятый на снабжение приказом МЧС России от 28.12.2009 №743, может участвовать в конкурсах на поставку систем для автоматического вызова пожарных.
Нормативные акты:
1. Федеральный закон от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности».
2. Федеральный закон от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
3. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».
С полным текстом Мифов о пожарном мониторинге Вы можете ознакомиться на сайте СРО Союз «АСБ»: http://souz-asb.info/mifi_o_pozharnom_monitoringe