13.11.2018
Безвыходная ситуация сложилась под Нижнекамском. Промышленная свалка тлеет уже месяц, потушить ее не получится — слишком велик масштаб горения. И пожарные, и исполком ждут снега, который покроет тлеющий полигон и ограничит доступ кислорода. Следствие подозревает, что подожгли кладбище шин, копившееся с советских времен, намеренно — так делают сборщики металлолома. Теперь на рекультивацию нужно минимум 100 млн рублей.
Пожарные работают у села Прости уже месяц, однако делу это не помогает, свалка продолжает тлеть, наполняя округу тошнотворным запахом горения шин Фото: mchs.tatarstan.ru
ПОЖАРНЫЕ РАЗВОДЯТ РУКАМИ
Час поблизости от тлеющей свалки — головная боль и приступы кашля обеспечены. Смог ветром сдувает прямо на село Прости, сероватая мгла стелется по округе. Пожарные работают здесь уже месяц, однако делу это не помогает: свалка продолжает тлеть, наполняя округу тошнотворным запахом горения шин. «От нас от пожарных здесь мало что зависит, мы тут воду лили две недели, шли дожди, эффект тот же самый остался. Здесь надо проводить полную рекультивацию свалки. Больше мы не видим никаких решений», — говорит начальник пожарно-спасательного отряда Антон Карасев. В исполкоме тоже не дают сроков тушения. Напомним, что свалка начала гореть 19 октября, площадь пожара составила порядка 6 тыс. кв. метров. Через четыре дня пожарные потушили очаги пламени, однако полигон продолжает тлеть. Огнеборцы это объясняют тем, что температура горения была очень высокой, свалка прогорела вглубь на несколько метров, в итоге получилось что-то вроде подмосковных торфяников.
Исполком сегодня собрал представителей СМИ на самой свалке, чтобы все показать, рассказать и разложить планы на будущее. «Мы вас собрали, чтобы вы воочию видели масштаб, так скажем, бедствия. Это нештатный случай, не обычное горение свалки. Полигон создавался еще в советские времена. Сейчас никто из крупных предприятий не подтверждает свою причастность к образованию свалки. Но она есть, и копилась порядка 30 лет. Масштабы огромные, больше 4 гектаров», — говорит заместитель руководителя исполкома района Ленар Ахметов. — Были у нас дожди, и они не помогают справиться с этой стихией. Если не предпринимать экстренных мер, то ситуацию может спасти только большой снегопад, который накроет снежным покрывалом, и доступа кислорода к свалке не будет».
Однако, как отметил Ахметов, гидрометцентр еще полмесяца не обещает спасительного снега. На вопрос о том, что же делать жителям села Прости, ответ простой. «Пока временно по возможности переезжать к родственникам, потому что на сегодняшний день масштаб таков, что невозможно в одночасье снять задымленность», — заявил чиновник.
Промышленная свалка под Нижнекамском — давняя проблема города и района. Полигон официально никакому предприятию не принадлежит Фото: Регина Макасина
ЧЬЯ СВАЛКА? ДОКУМЕНТОВ НЕТ
Промышленная свалка под Нижнекамском — давняя проблема города и района. Она периодически горит, но до такой степени не доходило, и обычно пожарные справлялись быстро. Официально полигон никакому предприятию не принадлежит. Как поясняли «БИЗНЕС Online» в пресс-службе ПАО «Татнефть», резиновый мусор свозился сюда много лет назад с шинного завода. Однако в июле 1995 года после проведения работ по горнотехнической рекультивации, посадки многолетних трав в соответствии с согласованным проектом рекультивации полигон закрыли и передали совхозу «Нижнекамский». Сейчас предприятиями шинного комплекса объект не используется, мероприятия на землях чужих владельцев не проводятся.
Как выяснилось, земля, на которой находится свалка, находится не в собственности, а в аренде у компании «Нефтехимагропром». В марте 2017-го фирму выкупил у НКНХ как непрофильный актив известный король недвижимости автограда и фигурант земельных дел Алексей Миронов. Арендует участок компания у муниципалитета. Но свалка по факту не принадлежит ни тем, ни другим. «Этот полигон, по словам старожил, создавался в 1980-е годы, сейчас, чтобы подтвердить, что полигон принадлежал какой-то организации, документов нет», — сетует Ахметов. Исполком, помня о проблеме, несколько раз пытался получить деньги у минэкологии на рекультивацию. Но все было тщетно.
«Мы неоднократно подавали заявку на программу рекультивации, но, к сожалению, по каким-то причинам нашу заявку отодвигали на более поздний срок. Сейчас вы видите, что дым идет как раз в село Прости. Вчера общались с жителями — говорят, что жить уже невозможно, месяц уже дышат этим воздухом», — как бы в упрек минэкологии говорит Ахметов. Однако сейчас в руках исполкома сильный аргумент — вот же, горит. Поэтому деньги все же рассчитывают получить в этом году. По предварительным подсчетам, на простые работы — вывезти шины и засыпать грунтом — понадобится около 100 млн рублей. «Понятно, что если в Москве примут решение о комплексной рекультивации, то понадобится гораздо большие средства — это полностью выемка всего мусора, который образовался на протяжении многих лет, и дальнейшая его утилизация и переработка», — поясняет чиновник. Параллельно с заявкой на получение денег исполком ведет переговоры с компаниями, которые занимаются утилизацией отходов такого рода. «Понятно, что процесс небыстрый, и некоторые просят за это финансовые вложения со стороны либо города, либо каких-то инвесторов», — отметил Ахметов.
По словам Карасева, ситуация обостряется еще и тем, что на территории свалки появились провалы, то есть горение происходит на глубине. «Почва проваливается, доступ личного состава ограничен, что не дай бог человек провалится», — объясняет Карасев. Сейчас на месте работает весь состав 62-й и 63-й пожарно-спасательных частей, а это 8 человек. Проложена магистральная линия подачи воды, ее качают двумя мотопомпами. В три ствола поливают места тления. Но даже неспециалисту понятно, что это мертвому припарка. Пожарные теряются на гектарах тлеющих недр. Да и вода не помогает — быстро испаряется из-за высокой температуры на глубине. Можно тушить пеной, но она дорогая да и поможет немногим больше, чем вода. Вызывать подкрепления из соседних городов здесь тоже не видят смысла. «Ждем снега», — говорят пожарные.
Ситуация обостряется еще и тем, что на территории свалки появились провалы. То есть, горение происходит на глубине Фото: Регина Макасина
СООБЩАЙТЕ В ОРГАНЫ
Исполком же обращается к местным жителям — будьте бдительны. «Как установило предварительное следствие, это однозначно поджог, причем не спичкой. Это была диверсия, в нескольких местах или бензином или еще как-то не в одной точке подожгли», — поясняет Ахметов и призывает жителей сообщать в полицию или исполком о любых подозрительных машинах, которые направляются в сторону свалки. «Мы призываем жителей, которые располагают какой-либо информацией, знают, что здесь были определенные лица, сообщить нам. Скорее всего, это те люди, которые занимаются сбором металлолома. Предыдущий опыт показал, что люди поджигают шины, они выгорают, а потом злоумышленники этот металлический обод забирают на дальнейшую перепродажу. Скорее всего, это было сделано такими организациями. Поэтому тех, кто располагает информацией или видел такие металлические ободы в пунктах приема черного лома, просим незамедлительно обращаться в правоохранительные органы либо исполнительный комитет», — выступил в заявлением к жителям чиновник.
Исполком уже потратил на обслуживание работ по тушению свалки весь годовой бюджет, отводимый на гражданскую оборону. В целом ушло 2 млн рублей. «Поэтому без помощи республики вопрос с мертвой точки не сдвинется», — говорит Ахметов.
Отметим, что административные дела возбудили три ведомства — Роспотребнадзор, пожарный надзор и Росприроднадзор. По сообщениям источников «БИЗНЕС Online», подозреваются в нарушениях и собственник земли в лице управления земельных и имущественных отношений исполкома района, и арендатор — компания «Нефтехимагропром».
https://www.business-gazeta.ru/article/402396