31.10.2011 Основу ВМФ России по-прежнему составляют крейсеры, эсминцы, БПК и БДК советской постройки. Их создавали в годы, когда системы обеспечения пожарной безопасности на кораблях не отличались совершенством: использовали системы пороговой пожарной сигнализации, а многие надстройки и переборки делали из горючего алюминиево-магниевого сплава (АМГ). Журналисты Mil.Press FlotProm вместе с отраслевыми экспертами разбирались, почему тушить и обнаруживать пожары по-старому нельзя, возможно ли качественно и недорого модернизировать системы поиска и ликвидации пожара, и что для этого нужно.
Как менялся подход к пожарной безопасности на флоте
Пожар на большом противолодочном корабле "Керчь"
За 50 послевоенных лет на кораблях и судах отечественного флота произошло более 700 пожаров на военных кораблях, докладывал отставной вице-адмирал Михаил Моцак на круглом столе в РИА "Новости" в 2013 году. Часть такой статистики носит закрытый характер, однако в среднем происходит по 1,5 пожара в месяц. С 1952 по 1989 гг. на подводных лодках произошло по меньшей мере 269 пожаров, из них 94 на ДЭПЛ и 175 на АПЛ. На надводных кораблях в это же время произошло около 480 пожаров. По статистике, НК горят вдвое чаще, чем ПЛ. Большая часть пожаров происходит при стоянке у пирсов и пристаней, в портах, а также при ремонте и в доках.
Требования пожарной безопасности постепенно усиливали. Ряд крупных аварий на подлодках проекта 615А потребовал разработки и установки на ПЛ систем пенного тушения. С появлением ракетных кораблей флотские ученые озаботились проблемой обеспечения пожаро- и взрывобезопасности хранилищ вооружения. До 1976 года противопожарная и противовзрывная защита хранилищ вооружения создавалась без учета особенностей каждого комплекса оружия, позднее это исправили. Внедрялись также индивидуальные переносные дыхательные аппараты, а затем и стационарные дыхательные системы, чтобы увеличить время защиты органов дыхания членов экипажа.
В 1970-х ЦНИИ Военного кораблестроения (ныне – НИИ кораблестроения ВМФ) создал пороговые нормы пожарной сигнализации. При достижении 70-градусной температуры извещатели сигнализируют о возгорании. Такой порог предусмотрен, чтобы избежать ложной тревоги.
Морская практика, однако, показывает, что такой подход давно устарел, и эксплуатировать боевые корабли по нормам почти полувековой давности нельзя. Ранее флоту уже предлагали ряд новых разработок, в том числе мультикритериальный подход. Подробно Mil.Press FlotProm рассматривал этот вопрос в статье "Как сократить обнаружение корабельного пожара с 15 до 5 минут без ложных срабатываний".
АПЛ "Комсомолец"
В результате пожаров погибли подлодки К-8 (1972 год, 56 жертв) и "Комсомолец" (1989 год, 42 погибших). После этого ВМФ повысил противопожарные требования, однако последовавший развал СССР не позволил комплексно модернизировать соответствующие корабельные системы. Как результат – корабли часто выходили в море с нерабочими системами. Подобная практика привела к пожару и последующей утилизации БПК проекта 1155 "Адмирал Захаров". История пожара 1992 года на корабле известна. Существеннее, что межремонтный срок эксплуатации противолодочника истек еще в 1989 году, из 7 штатных пожарных насосов работали только 2. В результате корабль списали в 1994 году, – через 10 лет после постройки.
Пожар на БПК "Адмирал Захаров" в 1992 году
Пожар на БПК "Адмирал Захаров" в 1992 году
Требования ВМФ к противопожарной и противовзрывной защите (ТПВЗ-НК) модернизируются медленно, рассказал Mil.Press FlotProm флотский источник, знакомый с ситуацией. Трагедия "Адмирала Захарова" заставила флот выпустить решение №702/5/052 от 29 июня 1993 года, где говорится о необходимости установки на корабли современных систем пожарной сигнализации.
Их могла спасти пожарная сигнализация
Очевидно, что задержка времени обнаружения пожара приводит к его разрастанию, повышению интенсивности и последующей невозможности ликвидировать возгорание. Часто трагедию можно предотвратить, однако это не всегда возможно из-за использования устаревшего противопожарного оборудования на кораблях.
БПК "Керчь" после пожара
Самый серьезный за последние годы пожар произошел в 2014 году на борту большого противолодочного корабля проекта 1134Б "Керчь". Его тушили почти сутки. В результате полностью выгорело кормовое машинное отделение и прилегающие к нему помещения. Корабль, который планировали сделать флагманом Черноморского флота на время ремонта крейсера "Москва", решили разрезать на металл. Если бы пожарная сигнализация отреагировала своевременно, Черноморский флот сейчас не остался бы без "перворангов".
Менее известен пожар, произошедший 24 августа 2002 года на БДК проекта 1174 "Митрофан Москаленко". Причиной возгорания стало короткое замыкание в блоке питания системы громкоговорящей связи. Пожар обнаружили уже после того, как дым охватил несколько помещений. Огонь ликвидировали около трех часов, корабль получил серьезный ущерб. В том же году 12-летний БДК, который так пригодился бы для "сирийского экспресса", вывели в резерв.
БДК "Митрофан Москаленко" в 2010 году
БДК "Митрофан Москаленко" в 2010 году
6 января 2009 года случился пожар в одном из помещений ТАВКР "Адмирал Кузнецов". Возгорание, случившееся из-за короткого замыкания, продолжалось около двух часов. Инцидент произошел во время стоянки на рейде в турецком порту Акзас-Карагач. Пожар заметили слишком поздно, от отравления угарным газом погиб матрос. Новая система обнаружения пожара на крейсере должна была появиться в ходе нынешней модернизации. Однако флот по неизвестной причине выбрал более старую и более дорогую пороговую систему.
ТАВКР "Адмирал Кузнецов" буксируют на ремонт
ТАВКР "Адмирал Кузнецов" буксируют на ремонт
"35 СРЗ" ОАО "ЦС "Звездочка"
Местами ситуация еще хуже. Так, ракетные крейсеры проекта 1164 "Атлант", созданные до 1980 года, вовсе не оснащали системами пожарной сигнализации. В распоряжении редакции есть переписка 2013 года по вопросу оснащения РКР "Маршал Устинов" таким оборудованием. Необходимость поставить на корабль современную пожсигнализацию обосновывали 1 ЦНИИ Минобороны и Северное ПКБ, вопрос рассматривался с привлечением Госдумы. Корабль получил относительно современную систему пожарной сигнализации "Краб-М" разработки и производства завода "КРИЗО" лишь во время недавнего ремонта на "Звездочке".
Тушить всегда, тушить везде
Пожарная безопасность особенно актуальна во время ремонта и модернизации кораблей. В феврале 2018 года в разных концах России произошло два очень похожих пожара на крупных кораблях ВМФ. 14 февраля на СКР проекта 11540 "Неустрашимый", который ремонтируют на "Янтаре", загорелось одно из помещений на баке. Пожар тушили 54 человека и 15 единиц техники в течение двух часов. Площадь возгорания составила 10 квадратных метров. По предварительным данным, причина ЧП – несоблюдение техники безопасности при сварочных работах
Пожар на СКР "Неустрашимый" 14 февраля 2018 года
Пожар на СКР "Неустрашимый" 14 февраля 2018 года
Пресс-служба ГУ МЧС по Калининградской области
16 февраля на владивостокском "Дальзаводе" во время ремонта загорелся БПК проекта 1155 "Маршал Шапошников". Возгорание произошло также во время сварочных работ в одном из помещений машинного отделения противолодочника. Боекомплекта и горюче-смазочных материалов на корабле не было. Экипаж и рабочих успели эвакуировать, начальник пресс-службы Тихоокеанского флота капитан II ранга Николай Воскресенский заверил журналистов, что пожар не причинил серьезного материального ущерба.
Возгорание на борту БПК "Маршал Шапошников", 16-02-2018
Возгорание на борту БПК "Маршал Шапошников", 16-02-2018
Речь в данном случае не столько о соблюдении элементарной техники безопасности при соответствующих работах, сколько об эффективности корабельных систем обнаружения пожара. Ведь на корабли продолжают подавать электроэнергию для работы целого ряда систем, в том числе пожарной сигнализации. В России есть опыт создания и применения временных систем обнаружения пожара для строящихся кораблей: подобные устройства разработки и производства НПО "Пожарная автоматика-сервис", созданные на базе комплекса "Гамма", предлагались Амурскому судостроительному заводу для постройки корветов проекта 20380. Об этом изданию рассказал директор Северо-Западного представительства компании Валерий Климентов. Но эти изделия не закупили. Их стоимость в 2-2,5 раза меньше, чем у стандартной "Гаммы-01Ф" для таких кораблей.
Стендовые тесты помогут создать современные стандарты и методики испытаний систем пожарной сигнализации
Боевые корабли более энерговооруженные, чем гражданские, там больше опасных материалов и систем автоматизации. Горючая нагрузка на них более высокая, объяснил изданию один из сотрудников Всероссийского института противопожарной обороны. Выход – внедрять новые технологии обнаружения и тушения пожара, использовать негорючие материалы. Кроме того, судостроительные заводы сами могут следить за тем, чтобы материалы для отделки корабля были испытаны и одобрены НИИ кораблестроения и вооружения. Учитывая, что корабли старые, а некоторые системы – например, электрику, – модернизируют достаточно медленно, вопрос оснащения флота совершенными системами обнаружения и тушения пожара стоит особенно остро, резюмировал эксперт.
Вместе с тем применяемые в отечественном кораблестроении ГОСТы и даже стандарты проектирования морально устарели. Это затрудняет работу проектантов и судостроителей. Пример модернизации "Кузнецова" и "Устинова" и перспектива обновления тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 показывает, что единого стандарта нет до сих пор. Тем временем в Севастополе ждет модернизации аналогичный "Маршалу Устинову" ракетный крейсер "Москва" проекта 1164. Флагман Черноморского флота с 2016 года не выходил в море. Как выяснили журналисты Mil.Press FlotProm, денег на модернизацию корабля нет, – только на поддерживающий ремонт. Северное проектно-конструкторское бюро не занимается соответствующим проектом из-за отсутствия финансирования. Таким образом об оснащении "Москвы" современной системой пожарной сигнализации речи пока не идет. После возвращения в строй корабль может продолжить по сути без системы обнаружения пожара. Непонятной остается также ситуация с пожарной сигнализацией на крейсере "Варяг". Флагман ТОФ в ближайшие годы должны отправить на ремонт с возможной модернизацией.
Крейсер "Москва" в Севастополе в ожидании модернизации
Крейсер "Москва" в Севастополе в ожидании модернизации
В целом на корабли ВМФ довольно бессистемно ставят системы пожарной сигнализации разных производителей, отметил в беседе с корреспондентом Mil.Press FlotProm осведомленный отраслевой источник. По его словам, проблема – в устаревших документах.
Так, требования ВМФ к противопожарной и противовзрывной защите не менялись с 1989 года. Как сообщил изданию другой источник в 1 ЦНИИ ВМФ, в начале 2018 года в институте подготовили новую редакцию документа. Ее уже разослали в конструкторские бюро для оценки. Однако вопрос внедрения обновленных требований – дело нескольких месяцев, а возможно и лет. Источник назвал тему болезненной для флота, а потому достаточно закрытой.
В Северном проектно-конструкторском бюро устаревшие стандарты назвали давней проблемой. По словам одного из специалистов профильного отдела бюро, требования 29-летней давности мешают внедрению современных систем обнаружения пожара. "Последние нужно испытать перед принятием решения об использовании на кораблях ВМФ, а испытания могут проходить годами", – объяснил эксперт. Создать новые методики и стандарты испытаний помогут тесты, которые в 2019 году планируют провести в Крыловском государственном научном центре на макете отсеков подводной лодки.
Единую отраслевую методику таких испытаний только предстоит создать, ведь часто даже простые дымовые пожарные извещатели тестируются в "идеальных условиях" лаборатории на примере "белого дыма", в то время как дым от настоящего пожара чаще "черный". Об этом изданию рассказал экс-член экипажа БПК "Керчь". Он также пожелал разработчикам стандартов никогда не оказаться на горящем корабле. https://flot.com/2018/304676/