27.10.2004 В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Наш сегодняшний гость Владимир Родин - начальник управления государственного пожарного надзора главного управления по делам ГО ЧС города Москвы. Владимир Степанович, добрый день.
В. РОДИН – Здравствуйте.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Прежде всего, расскажите мне о ваших административных реорганизациях, которые случились, потому что, насколько я помню, в Москве другая служба занималась борьбой с пожарами и профилактикой.
В. РОДИН – Служба осталась та же самая. Единственное, в связи с тем, что по указу президента противопожарная служба сейчас вышла из подчинения МВД России и подчиняется МЧС России. Поэтому те реорганизации, которые сейчас есть, направлены на повышение эффективности службы в целом, на то, чтобы служба выполняла не только задачи тушения пожаров, но и вопросы спасения людей. Эта служба сейчас укрепляется, принимаются меры, в том числе на уровне правительства Москвы, по повышению качества службы, по усилению материально-технической базы службы, т.е. направленные, с учетом в рамках административной реформы в том числе, на улучшение качества. Главная задача службы в системе главного управления ГО ЧС Москвы...
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Пожарный надзор, он чем занимается?
В. РОДИН – Это надзор, само название надзор, контроль за противопожарным состоянием объектов, жилых домов. Естественно, это профилактика пожаров, предупреждение пожаров, это главная задача. И главная задача, конечно, это сокращение числа пожаров в городе Москве, я имею в виду конкретно для Москвы, и, естественно, сокращение числа погибших на пожарах людей.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Вот вы сказали о контроле, я так сразу себе представил, что, видимо, именно с вашей службой столкнулся, например, я совсем недавно, когда по моему заказу фирма делала согласование перепланировки в моей квартире. И когда мне перечисляли, с кем надо делать согласования, прозвучал в том числе и пожарный надзор. Я не помню точно, как у меня проходило согласование с пожарными, но в целом какова там ваша роль, что вы проверяете, на что вы обращаете внимание, что вы разрешаете в квартирах, а что нет?
В. РОДИН – Мы надзираем, контролируем выполнение противопожарных требований, которые установлены государством, те требования, которые определены теми же самыми строительными нормами, правилами пожарной безопасности. Естественно, при рассмотрении любых обращений, в том числе обращений при перепланировках квартир или строительстве новых зданий, естественно, мы должны и обязаны контролировать выполнение этих противопожарных мероприятий. Почему? Понятно здесь, что здесь есть требования, это требования не только российские, это требования международные, мировые даже требования. Я считаю, что многие эти требования написаны кровью даже, потому что они предъявляют те же расстояния до путей эвакуации в жилом доме, ширину или высоту проходов, состояние путей эвакуации в жилых домах, на объектах, в учреждениях, организациях. В данном случае я бы хотел сказать о том, что для жилья. Потому что нас слушают москвичи, и, как правило, 80% пожаров, в Москве в том числе, да и в России, происходит в жилье, т.е. там, где мы живем. Естественно, к сожалению, и число погибших на пожарах людей в целом по России, да и в Москве, примерно 75-80% погибших на пожарах это в жилье. Поэтому здесь что нужно знать? Я думаю, что это должно быть. Тем более что правила противопожарной безопасности, они, как правило, просто нормального...
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Давайте о самом простом. Я обязан у себя в квартире держать огнетушитель? В машине меня заставляют это делать, хотя за все годы, слава богу, не пригодился ни для спасения своего авто, ни для какого-то другого пострадавшего, встретившегося мне на улице. Вот дома мне нужен огнетушитель?
В. РОДИН – Такого правила нет, но мы рекомендует каждому жильцу, каждому квартиросъемщику иметь первичное средство пожаротушения.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – А не стоит ли вменить в обязанности людям, чтобы они у себя держали огнетушители? Ведь есть же нормы, законы (то, о чем вы говорили), определяющие правила безопасности. Ведь огнетушитель, наверное, важнейшая вещь.
В. РОДИН – Да, важнейшая ведь. Но дело в том, что у нас жилые дома должны быть обеспечены (по крайней мере, каждое строящееся здание этим делом обеспечивается) так называемыми пожарными кранами, они устанавливаются в приквартирных холлах на каждом этаже, которые имеют тот же рукав пожарный, тот же ствол, вентиль, это современное средство пожаротушения.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Этот кран, он общедоступен или закрывается на замок?
В. РОДИН – Он общедоступен, им пользуются, как правило, те люди, которые живут на этом этаже. Кроме того, сейчас уже новые требования в Москве - в каждую квартиру должны быть установлены так называемые внутриквартирные мини-пожарные краны. Они должны устанавливаться на кухнях в тех нишах, где установлены системы подачи воды. Это требование, мы его требуем, чтобы каждая проектная организация учитывала при разработке проекта это требование.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – А соблюдают это требование?
В. РОДИН – Да, в каждом вновь построенном жилом доме имеются такие внутриквартирные пожарные краны.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – А к нему инструкция по применению прилагается?
В. РОДИН – Там все просто достаточно. Хотя в обязанности жилищной организации, или товарищества, или холдинга жилого входит провести соответствующее обучение, элементарное обучение, как пользоваться этим пожарным краном.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Борьбой с огнем и профилактикой возникновения пожаров мы продолжим заниматься через одну минуту, после новостей.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Современные жилые здания – это, в общем-то, уже не совсем те дома, с которыми в том числе и пожарные привыкли работать в последние 10-летия, особенно в Москве. Здания становятся все выше и выше, в Москве все чаще появляются настоящие небоскребы. Я думаю, что обеспечение пожарной безопасности в таких зданиях, оно серьезно отличается от традиционного. Насколько труднее работать?
В. РОДИН – Конечно, работать тяжелее пожарным, это понятно, подача воды на высоты, это работа на высотах. Не всегда та техника, которая есть у нас сейчас, да и в зарубежной технике нет таких аналогов, которые могут работать на больших высотах, т.е. выше 50-60 этажей. Хотя у службы есть соответствующие пожарные вертолеты, которые выполняют свои задачи. Но здесь дело вот в чем. Сейчас все жилые дома, в Москве в том числе, запроектированы и строятся в соответствии со всеми современными требованиями. Это что? Это системы дымоудаления и подпора воздуха в жилых домах сейчас используются, системы внутреннего противопожарного водопровода.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Это когда с потолка на тебя начинает вода литься?
В. РОДИН – В том числе и автоматические установки пожаротушения, пожарная сигнализация. Должны ставиться адресные аналоговые системы. Они ставятся. Должны быть противопожарные двери в каждой квартире, т.е. не просто обычная металлическая дверь, а должна быть дверь (и это делается, двери такие ставятся сертифицированные), которая может держать огонь в течение часа, 60 минут.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – С какой бы стороны он не возник или внутри квартиры?
В. РОДИН – Это понятно для чего. Если происходит пожар в квартире, конструкции позволяют, чтобы успеть пожарным прибыть, потушить пожар, чтобы огонь не вышел за пределы квартиры. И в том числе если происходит пожар вне квартиры, естественно, чтобы огонь не проник в квартиру. И еще – большое количество различных, я уже говорил об этом, внутриквартирных пожарных кранов, в том числе наружные системы, сухотрубы так называемые, чтобы мог пожарный автомобиль включиться, прямо с улицы подавать воду на какой-либо этаж в очаг пожара. Но дело вот в чем. Мы сталкиваемся постоянно с такими проблемами. Заселяется новый дом, въезжают жильцы, и начинаются такие вещи, когда вентили ломаются, пожарные рукава по каким-то причинам теряются.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Вот наши слушатели пишут, Сергей Андреевич жалуется: "Кран есть, а шланга нет. Как же я им буду пользоваться?" Или еще: "В нашем доме два шкафа и ни одного рукава".
В. РОДИН – Согласен с этим вопросом. Тут нужно однозначно сказать, что отвечать за пожарное состояние жилого дома, естественно, должна та жилищная организация, на балансе которой этот дом находится.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – А разве не ваше ведомство?
В. РОДИН – Нет. Чтобы понимали все, есть соответствующие законы, федеральный и московские, противопожарной безопасности, где четко расписано, кто отвечает за пожарную безопасность. Так вот за пожарную безопасность, например, квартиры отвечает квартиросъемщик, за пожарную безопасность в жилом доме, за состояние противопожарных систем в жилом доме отвечает, естественно, та организация, которая эксплуатирует этот жилой дом.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Хорошо, вы в любом случае надзорный орган.
В. РОДИН – А мы надзорный, это однозначно.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Вы можете наказать тех, кто нарушает правила содержания всех этих устройств?
В. РОДИН – Я не буду приводить цифры, к сожалению, мы очень много привлекаем к административной ответственностью за нарушение правил пожарной безопасности, сейчас в связи с административным кодексом очень много обращений идет в суды, о том, чтобы суды привлекали также к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности, привлекаем юридических лиц за нарушение правил пожарной безопасности. Но я считаю, что эти административные меры, они, конечно, эффективны, но главное – это понимание того нам с вами, каждому жильцу и руководителю предприятия, учреждения, объекта с массовым пребыванием людей, что от них зависит то или иное состояние пожарной безопасности в их квартире, в целом по жилому дому или на объекте, они обязаны принимать меры. Если выходит из строя та или иная система, нужно принимать меры, чтобы эту систему своевременно отремонтировали. Если у вас в квартире неисправная электропроводка, и вы видите, что у вас нарушена система электроснабжения, что у вас по той или иной причине отсутствует системы, автоматы электрозащиты, которые должны быть, естественно, каждый жилец обязан принимать меры и наводить порядок.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Судя по тому, что пишут наши слушатели на эфирный пейджер, они готовы принимать все эти меры, но многие не знают – таких вопросов много, - а где можно купить огнетушители.
В. РОДИН – В Москве огнетушители продаются в каждом практически автомагазине, где торгуют такими средствами. Есть специализированные магазины, я не буду рекламу такую делать. Например, огромный магазин находится около пожарной части № 12 в Сокольниках, прямо видно каланчу, которая стоит около метро, сразу за ней большой магазин, на нем написано "О пожаре звоните 01", есть такой магазин. И в Москве, кроме этого, еще есть магазины. Поэтому сейчас из-за того, что таких средств нет... Они есть, есть и нашего, российского производства, и зарубежные различного уровня, очень современные, поэтому здесь проблем не должно быть.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Оставим жилье, может быть, на время. Какова пожарная безопасность московских школ и других образовательных учреждений?
В. РОДИН – Тема центральная, актуальная, делается очень много в этом направлении. Я скажу, например, что в этом году было заседание правительства Москвы, мы, главное управление ГО ЧС, подготовили большую программу "Пожарная безопасность города Москвы".
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Вам все школы удалось проверить?
В. РОДИН – Да, абсолютно все школы проверены, и даже не просто школы, а все помещения, которые есть в школах, они все обследованы, проверены, каждому директору школы дано соответствующее предписание. Не буду говорить о цифрах...
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – В целом скажите, школ соответствующих нормам больше или тех, которые не готовы?
В. РОДИН – Гораздо больше внимания стало со стороны, прежде всего, Департамента образования и города, и округов к этим вопросам, директоров школ, поэтому, конечно, ситуация меняется, хотя вопросы еще есть. Отдельные школы не обеспечены, допустим, системами пожарной автоматики, в отдельных школах, к сожалению, еще не решены ряд вопросов, но в целом такая динамика очень активно идет.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Владимир Степанович, помните, после бесланской трагедии во многих школах стали организовываться специальные посты безопасности. Может быть, учитывая, что пожары в образовательных учреждениях происходят, к сожалению, тоже довольно регулярно, но не только в Москве, может быть, в каждой школе организовать какой-то пожарный пост?
В. РОДИН – Во-первых, вы, наверное, знаете, что сейчас введены такие должности в школах, замдиректора по безопасности. Мы с этими людьми работаем активно достаточно, проводим совместно с ними, прежде всего, с руководством школы тренировки по выводу людей, детей быстро в случае того или иного происшествия, особенно связанного с пожаром, должны быть быстро все люди выведены, особенно дети, все это проводится. Единственное, я хочу сказать о том, что в правительстве Москвы запланированы серьезные деньги на противопожарные вещи в школах. Приведу буквально один пример: на 2005 год запланировано, вот эта программа, о которой я говорил, на 3 года запланировано 4 млрд. рублей на противопожарные цели именно по школам, т.е. в год получается больше миллиарда, если раньше там буквально было 500-600 млн. Поэтому деньги такие есть, их можно использовать.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Дай бог, чтобы была польза от этих денег. Следующие вопросы. В первой половине этого года были сообщения, что УГПС должно было проверить учреждения культуры в Москве в старых зданиях – Консерваторию, Большой театр и так далее. Судя по тому, что они не закрыты, наверное, там не все так уж плохо.
В. РОДИН – Тут сложно говорить. Во-первых, конечно, все проверено, направлена соответствующая информация. В этом году особенно, и в прошлый год это было, нам помогают органы прокуратуры города Москвы, они серьезно работают в этом направлении и требуют от руководства объектов культуры выполнения противопожарных мероприятий. Но даже не это скажу. К сожалению, был закрыт ряд объектов, в том числе кое-какие из театров, кое-кому из директоров театров были вручены соответствующие предписания о приостановке их деятельности. Но, я думаю, этот последний сигнал послужил тому, что во многих, в тех особенно театрах, которым были даны такие предписания, нашлись сразу деньги, нашлись средства, нашлись люди, которые быстро-быстро... Кстати, буквально недавно этот вопрос рассматривался на большом совещании в Комитете культуры города Москвы, куда были приглашены руководители театров, руководители объектов города Москвы, там подводили некоторые итоги этой работы и намечали мероприятия. Я скажу, что, конечно же, сделано многое, но проблема опять в средствах. Для того чтобы наши некоторые объекты довести до ума с точки зрения пожарной безопасности, необходимы средства. Не всегда, к сожалению, они есть.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Теперь по поводу одного объекта, увы, сгоревшего. Почему все-таки сгорел Манеж?
В. РОДИН – Насколько я знаю, возбуждено уголовное дело, вы об этом тоже знаете, проводится следствие.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Вот данные самой пожарной службы, вы же проводите свое изучение, смотрите очаг и так далее.
В. РОДИН – Мы изучали эти процессы все, очаг располагался на чердаке этого здания, в той части, где, к сожалению, очень быстро стал огонь развиваться, именно по чердачному помещению. К сожалению, там есть вопросы и к администрации объекта.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Но это поджог все-таки был или нет?
В. РОДИН – Такого я не могу сказать, в рамках следствия я даже не располагаю такими данными. То, что мы могли, мы всю информацию в органы следствия предоставили.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Вопрос совершенно из другой сферы. Татьяна Степановна спрашивает: "Может ли юноша 26 лет, здоровый, спортивный, специалист по компьютерам, устроиться к вам на работу?" Это первая часть вопроса.
В. РОДИН – Может.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – "Заменяет ли это военную службу?"
В. РОДИН – В связи с выходом изменения в закон федеральный о пожарной безопасности, с 1 января будущего года мы берем на службу только тех лиц, кто прослужил в российской армии. А до этого мы брали призывников, выпускников школ, занимались обучением, до этого такое было. С 1 января такого нет.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Т.е. пожарная служба не заменяет армейскую?
В. РОДИН – Нет, не заменяет.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Для кого-то, наверное, к сожалению. Ну и самая последняя тема, фактически предновогодняя. Маргарита Степановна спрашивает: "Почему разрешается стрелять петардами около самих домов? Петарды же взлетают довольно высоко, могут вызвать пожар". Вот я, честно говоря, особенно в новогоднюю ночь, обожаю все эти шутихи, петарды, доставляют огромное удовольствие салюты и мне, и всем моим друзьям.
В. РОДИН – Я скажу так, что вблизи жилых домов, конечно, не разрешается. Я к этой теме опять возвращаюсь, тут нужно нам с вами многим менять свою психологию отношения вообще к безопасности.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Подождите. Если вы говорите не разрешается, зачем менять психологию нашу? Может быть, надо изменить наших участковых и прочих милиционеров, которые бы штрафовали, если это запрещается, тех, кто запускает петарды рядом с домами? Причем тут мы-то?
В. РОДИН – Есть на каждом этом изделии инструкция, где это изделие должно применяться, там написано, допустим, по отдельным изделиям не ближе 15 метров, 25 метров от строения, в зависимости от калибра и прочее. Читайте инструкция, и, согласно этой инструкции, вы должны использовать эту пиротехнику.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Вот Маргарита Степановна не использует эту пиротехнику и, соответственно, не читает инструкции, она может пострадать от действий тех, кто не читает. Ей что делать? Она все соблюдает. Она может позвонить в милицию или в пожарную службу?
В. РОДИН – Да, и в пожарную службу могут звонить, и в милицию пускай обращаются. Сейчас мы как раз занимаемся вопросом, выходит сейчас распоряжение мэра города Москвы об усилении пожарной безопасности города Москвы именно в осенне-зимний период.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Что там будет написано?
В. РОДИН – Там намечен ряд мероприятий, сейчас мы уже начинаем их реализовывать, в основном они направлены именно на те помещения, где будет производиться торговля пиротехникой, есть поручение соответствующее органам торговли города Москвы, как торговать этими изделиями, чтобы не было несертифицированной продукции, это все будет. Кроме того, тут мы намечаем ряд различных акций, именно направленных на предупреждение случаев. Хотя в целом, если говорить о городе Москве, огромном городе, не так много случаев, когда горящие пиротехнические изделия попадают в помещения, но такие случаи бывают, к сожалению.
В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Спасибо вам большое. Владимир Родин - начальник управления государственного пожарного надзора Москвы был сегодня в гостях на "Эхе".
В. РОДИН – Спасибо. /echo.msk.ru/