25.07.2017 На заседании Экспертного Совета Ассоциации «Национальное объединение строителей» в Санкт-Петербурге 21 июля 2017 года директор Департамента нормативного и методического обеспечения НОСТРОЙ Леонид Бандорин доложил о ходе подготовки экспертного заключения на законопроект № 305620-5, регламентирующий создание и деятельность саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности. Стоит подчеркнуть, впервые он был внесен на рассмотрение в Госдуму еще 25 декабря 2009 года и летом 2010 года был принят в первом чтении.
Идея создания системы СРО в сфере пожарной безопасности преследовала необходимость решения двух задач: повышение качества противопожарных услуг с одной стороны, и снижение административных барьеров для бизнеса с другой. Однако 4 мая 2011 года вступил в силу новый федеральный закон N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который снял актуальность законопроекта о СРО в пожарной безопасности. Согласно новому закону, по сегодняшний день единственным документом, дающим право на деятельность в области пожарной безопасности, является бессрочная пожарная лицензия МЧС.
Впрочем, сторонников создания института саморегулирования в сфере пожарной безопасности оказалось достаточно в составе вновь избранной Государственной Думы, и 15 февраля 2012 года было принято решение О создании рабочей группы по доработке законопроекта № 305620-5 и назначена дата второго чтения. И вновь документ постигла участь отложенного в долгий ящик на целых 5 лет! Только осенью 2016 года было решено включить рассмотрение проекта 305620-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и в статью 141 КоАП...» во втором чтении в программу законопроектной работы комитетов Государственной Думы на декабрь 2016 года. Что на деле обернулось новым переносом рассмотрения документа. Ожидается, что он будет включен в примерную программу работы законодателей на декабрь текущего года. Скорее всего, Департамент нормативного и методического обеспечения НОСТРОЙ готовит свое экспертное заключение к декабрьскому обсуждению проекта. Сложно говорить обо всех причинах такой долгой и непростой судьбы законопроекта, но об одной из них – намерении законодателя усовершенствовать № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 г. - мы уже писали. Рассмотрение закона о СРО в пожарной безопасности снова перенесли
Непростая судьба рассмотрения законопроекта создает определенную интригу: будет ли саморегулирование в пожарной безопасности единственной формой регулирования и когда? И какие положения документа за всю историю его рассмотрения выносились на обсуждение? До принятия 4 мая 2011 ФЗ N 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» представители строительного сообщества, в том числе НОСТРОЙ, выступали с предложением о включение видов работ по монтажу в пожарной безопасности в строительный перечень видов работ. Что означало: регулировать эту деятельность станет Минстрой, а не МЧС. Разумеется, представители ведомства чрезвычайных ситуаций эту новацию опротестовали, но в итоге компромисс по этому вопросу был найден.
Сейчас в Госдуме находится обновленный проект документа, о его содержании мы уже писали Рассмотрение закона о СРО в пожарной безопасности снова перенесли. Какова на сегодняшний день реальная ситуация с регулированием бизнеса, работающего в сфере пожарной безопасности? Если следовать закону, то предприятию или ИП, работающему в этой сфере, абсолютно не обязательно состоять в СРО. Тем не менее, СРО, объединяющие компании этого профиля есть. В нашем реестре их 100 http://www.all-sro.ru/catalog/1/sro. Свое членство в таких СРО бизнес поддерживает, очевидно, страхуясь от непредсказуемости российской законодательной системы и в ожидании того, что многострадальный законопроект всё-таки обретет статус закона. Есть вероятность, что произойдет это 1 января 2018 года.http://www.all-sro.ru/news/litsenzirovanie-ili-samoregulirovanie-chto-zhdet-biznes-v-sfere-pozharnoi-bezopasnosti_172054801