16.09.2004 Только что страна пережила страшную трагедию, жертвой которой стали дети, пришедшие 1 сентября в школу. Это ужасное событие, кажется, перевернуло наше сознание: мы говорим о том, что отныне будем бдительны, что больше никогда не допустим подобного. Менять нужно многое. И в ряду этого "многого" - изменение подхода к такому школьному предмету, как "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ). Ясно, что к подобной чрезвычайной ситуации подготовиться трудно. Но ясно и другое: нынешний предмет ОБЖ не готовит детей ни к одной из них.
Неправильная подготовка
Предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" возник в школе по инициативе МЧС. По своей насыщенности он сопоставим с географией, химией или биологией. Но учит он чему угодно, кроме "безопасности жизнедеятельности".
6 января 1997 года органам управления образованием субъектов РФ была разослана бумага, подписанная временно исполняющим обязанности начальника департамента мероприятий защиты населения и территорий МЧС России: "Во исполнение Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и в целях реализации постановления правительства Российской федерации от 27 июля 1995 года № 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций" ... Минобразования России и МЧС России разработали федеральный компонент общеобразовательных стандартов по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)". В целях обеспечения курса ОБЖ учебной литературой МЧС России и Минобразования России подготовили к выпуску и включили в федеральный комплект учебной литературы на 1997 учебный год учебники по ОБЖ ... Учебники полностью соответствуют программе курса ОБЖ 1-11-х классов(!), утвержденной Минобразования России и согласованной с МЧС".
Огнетушители бывают разные
Учебники по ОБЖ бывают и очень хорошие (например тот, о котором недавно писали "Известия", - самый "продвинутый" и интересный, под редакцией Михаила Шахраманьяна). Но в целом картина удручающая. Для того чтобы обезопаситься от "чрезвычайных ситуаций", семиклассники, добросовестно делающие уроки, до полуночи учат, что "чаще всего при тушении пожара в жилище могут быть применены: а) огнетушители химические пенные ОХП-5П и ОХП-10 ... Щелочная часть заряда заливается в корпус. Масса огнетушителей в зависимости от марки может быть от 3 до 12 кг ... б) огнетушители углекислотные ОУ-2, ОУ-3, ОУ-5, ОУ-8, ОУ-10, ОУ-25 и ОУ-40 (цифры в обозначении выражают вместимость огнетушителя в литрах) представляют собой стальной баллон, в горловине которого ввернуто запорно-пусковое устройство с сифонной трубкой (не доходит до дна на 3-4 мм). Запорно-пусковое устройство пистолетного или вентильного типа имеет предохранительную мембрану, срабатывающую при критическом давлении 19 МПа..." Далее - схемы, химические формулы (заметьте: изучать химию начинают лишь в 8-м классе).
Как все это связано с защитой населения от чрезвычайных ситуаций, нормальному человеку не понять. Нужно добавить, что учителя ОБЖ, по признанию детей, как правило, настоящие "звери": на каждом уроке устраивают опросы. И ставят "пары".
Вся эта информация абсолютно не укладывается в сознании по той простой причине, что выражена она суконным языком военных инструкций и предписаний. Все это можно обнаружить в учебнике по ОБЖ для 7-8-х классов, выпущенном ГОМЦ "Школьная книга" и АО "Московские учебники".
Во что должны быть одеты спасатели
Из учебника для 9-го класса (он продолжает эту линию) подросткам предстоит узнать, например, о том, какие бывают типы респираторов ("Лепесток-200", противогазовый РПГ-67, фильтрующий респиратор ФРЭД, "Уралец", У-2ГП), какие специальные средства защиты кожного покрова используются "для защиты бойцов газоспасательных отрядов, аварийно-спасательных формирований, специальных подразделений частей и соединений ГО при выполнении аварийных, ремонтно-восстановительных и других неотложных работ в условиях..." (не будем продолжать). Ну зачем знать бедным школьникам, во что должны быть одеты люди, которые будут, не дай Бог, их спасать? Кажется, что авторы учебников просто перепутали адресатов своей "науки".
Да расскажите вы детям (а лучше - покажите с помощью учителей), какие существуют простейшие методы спасения. Покажите, где находятся эти самые "респираторы", если придется ими воспользоваться. А также продемонстрируйте все остальное, чем школа оснащена.
Вместо этого девятиклассникам предлагается узнать, как год от года повышается ядерная безопасность, на какие виды подразделяются аварии на химически опасных объектах, каковы поражающие действия хлора, фосгена, аммиака и других токсичных химических веществ.
Огромный раздел посвящен обороне государства и ее организации - с подробным описанием видов вооруженных сил, родов войск, с отчетом о том, как действует в бою мотострелковое отделение, со схемами и диаграммами.
Как в 13 лет вступить в интимные отношения
А в серединке учебника скромно спрятался раздел, посвященный интимным отношениям подростков (тоже с точки зрения безопасности жизнедеятельности). Тринадцатилетним детям рассказывают об интимных отношениях. Им предлагают ответить на вопросы теста, призванного помочь разобраться в вопросе о "месте сексуальности во взаимоотношениях юноши и девушки". В тесте есть, например, такой вопрос: "Сколько времени тебе нужно общаться с избранником (избранницей), прежде чем ваши отношения станут интимными?" Варианты ответа: а) один вечер; б) пока я не полюблю его (ее); в) пока не начну доверять ему (ей)". Авторы даже не допускают мысли о том, что не все дети жаждут в этом возрасте вступать в эти самые интимные отношения. Есть там и такой вопрос: "По части интимной близости твой избранник (избранница) должен быть: а) опытнее, чем ты; б)иметь такой же опыт, как у тебя; в) иметь довольно мало опыта".
Так что давайте, дети! Вступайте в интимные отношения. Учебник разрешает. Просто нужно лучше разобраться в себе! Да, еще: в зависимости от набранного количества очков вы либо "уже созрели для того, чтобы иметь постоянного избранника (избранницу)", либо пока можете довольствоваться "разовыми партнерами"...
P.S. Конечно же, такой предмет, как ОБЖ, в школе необходим (это особенно красноречиво подтвердила трагедия 1-го сентября): детей обязательно нужно учить тому, как можно выжить в мире опасностей, подстерегающих их на каждом шагу. Есть школы, в которых ребята ходят в специальные походы под руководством учителя по ОБЖ, участвуют в военно-спортивных соревнованиях (конечно, по желанию). Они многое познают на практике, и им это нравится. Этот предмет и должен существовать только как практический, помогающий в жизни. Но в реальности курс ОБЖ сводится к серьезной подготовке кадров для пополнения рядов МЧС. А еще, видимо, для "укрепления" рядов малолетних путан./inauka.ru/