07.09.2004 Министерство по чрезвычайным ситуациям признало автозаправки пожароопасными объектами и требует от топливных компаний получение дополнительных лицензий. Топливники собираются это решение бойкотировать.
Участники рынка Санкт-Петербурга начали получать соответствующие уведомления 6 сентября. Они считают, что чиновники МЧС решили за счет топливных компаний поправить бюджет аффилированных к министерству компаний, дав им заказы на проведение технической экспертизы.
Сами компании комментируют ситуацию неохотно. В ПТК сообщили, что уведомление получили, но комментировать отказались. Руководитель пресс-службы ЗАО "Лукойл-Санкт-Петербург" Полина Лаврова предложила позвонить "позже", сославшись на отсутствие в офисе специалиста, способного дать компетентный комментарий. И.о. технического директора ООО "Фаэтон-Аэро" Анатолий Гарбузов уточнил, что компания получила уведомление сразу от двух пожарных отрядов – Адмиралтейского и Кировского районов, но "бежать и немедленно платить вряд ли имеет смысл".
Согласно постановлению Правительства РФ №595, компания может получить лицензию на хранение нефти и продуктов нефтепереработки только после того, как проект строительства АЗС будет согласован с тем же МЧС, пожарными, экологами и СЭС.
Председатель Нефтяного клуба Олег Ашихмин говорит, что в новом распоряжении МЧС отсутствует здравый смысл: "Сама лицензия стоит 1,3-1,5 тысяч рублей. Для того, чтобы провести исследование АЗС и получить декларацию, топливной компании придется затратить от 30 тысяч рублей и выше. Плюс потребуется заключать договора с организациями, которые будут обеспечивать безопасность и, в случае происшествия, - ликвидировать пожар".
Управляющий партнер адвокатского бюро "Бизнес-адвокат" Александр Кринский, подготовивший юридическое заключение на распоряжение МЧС, считает, что, согласно всем действующим российским законам о предпринимательской деятельности, а так же техническим нормативным требованиям, в том числе и Госгортехнадзора РФ, АЗС невозможно отнести к пожароопасным производственным объектам.
В противном случае, кроме введения лицензии, необходимо пересматривать все прочие документы, регламентирующие эксплуатацию станций. Так, например, проектирование и сдача в эксплуатацию промышленных пожароопасных объектов должна происходить по иным правилам, чем это происходит при строительстве АЗС сейчас. А изменение этих нормативов лежит в ведении иных государственных органов, не зависящих от МЧС.
Александр Кринский так же отмечает, что "государство вводит лицензирование не как фискальный инструмент, а как регулятор некоторых видов деятельности, опасных для населения".
Прецеденты заставить топливников платить дважды уже есть – в мае 2003 года к пожароопасным объектам были отнесены нефтебазы. После чего им пришлось получать декларации промышленной безопасности, страховать объекты и заключать договора со специальными организациями МЧС на ликвидацию возможного пожара. Расходы на эти мероприятия идут полупрозрачные. При этом одна декларация стоит минимум 60 тысяч рублей, столько же – согласования.
"Попытка заставить владельцев теперь уже АЗС получать дополнительные лицензии приведет к тому, что бензин будет стоить не 15 рублей, а все 30. Одно из двух - либо цены влетят, либо качество бензина резко упадет, - говорит Василий Семерчук, начальник Нефтяной инспекции Управления государственного энергетического надзора по СПб и Ленобласти.
Российский топливный союз направил обращение в Генеральную прокуратуру РФ по вопросу правомерности дополнительного лицензирования АЗС пожарными структурами.
Вопросы о лицензировании АЗС планируется рассмотреть на ближайшем заседании Российского топливного союза 10 сентября в Липецке. Топливный союз так же намерен принимать активное участие в работе Минэкономразвития РФ над поправками к закону "О лицензировании отдельных видов деятельности".
"В Липецке решим, что делать, - говорит Олег Ашихмин. - Может, даже откажемся платить"./bonnier.ru/