25.05.2004 Конституционный суд РФ подтвердил: глава спасательного ведомства области должен быть наделен и административными правами
Сегодня в "Российской газете" публикуется постановление Конституционного суда РФ, именуемое как дело о проверке конституционности части второй статьи 16 Закона Псковской области "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в связи с запросом администрации Псковской области.
Предельно кратко суть проблемы можно выразить так: должен ли начальник главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области, человек военный, быть одновременно заместителем главы администрации области и назначаться на эту должность, равно как и освобождаться от нее, распоряжением главы администрации области по согласованию с министром РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Законом Псковской области утвержден именно такой порядок. Однако он был оспорен прокуратурой в суде. Псковский областной суд удовлетворил прокурорское заявление о признании противоречащей федеральному законодательству, не действующей и не подлежащей исполнению эту статью областного закона. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ оставила кассационную жалобу администрации Псковской области без удовлетворения, а решение областного суда без изменения, т.е. подтвердила его позицию. Судя по всему, кого-то смутило, что руководитель областных спасателей, будучи кадровым военнослужащим МЧС, окажется наделенным правами замглавы обладминистрации, а ну как начнет руководить всеми делами в области?
Однако сама администрация Псковской области не согласилась с такой трактовкой и обратилась в Конституционный суд, полагая, что начальник ГО и ЧС области был назначен на должность замглавы законно, в пределах компетенции области как субъекта РФ, а суды общей юрисдикции не правы в своих оценках.
Конституционный суд рассмотрел дело в открытом заседании и установил, что глава областного управления по делам ГО и ЧС является федеральным чиновником и назначается, соответственно, федеральной структурой. Борьба с природными, техногенными и другими катастрофами, а также стихийными бедствиями, эпидемиями относится к ведению как правительства РФ, так и администраций субъектов Российской Федерации, потому что только совместными действиями местных исполнительных органов власти и федеральных подразделений может быть обеспечено единство конституционных целей. Поэтому главный суд страны установил, что часть вторая статьи 16 рассматриваемого закона Псковской области не противоречит Конституции РФ. Иначе говоря, начальники органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям могут назначаться и заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти с наделением их соответствующими правами, поскольку на них не возлагаются иные обязанности, кроме организации гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, либо координации деятельности органов публичной власти, организаций и должностных лиц в этих сферах. Распространение их прав именно в этой области совместимо со статусом военнослужащего войск гражданской обороны и отвечает природе данной должности./rg.ru/