15.03.2004 Пожар в Манеже уничтожил, возможно навсегда, одно из самых уникальных зданий России. Технологии, использовавшиеся при его строительстве навсегда утеряны, а некоторые реставраторы, приближенные к городскому правительству, уже сейчая заявляют о своих намерениях изменить первозданный облик сооружения.
Выборы с огоньком
В воскресенье, за час до своей "гибели", Манеж закрылся как обычно в 20.00 (заметим, что это время знаменовало собой и окончание президентских выборов), и все сотрудники выставочного комплекса, за исключением сторожей, покинули здание. Экспозиции были свернуты, и после закрытия в субботу строительной выставки здание пустовало в ожидании картин художника Сергея Андрияки, чья выставка должна была открыться в Манеже в ближайшее время.
Около 21.00 прохожие заметили дым, тоненькой струйкой поднимавшийся с крыши Манежа. В 21.20 сотрудник ГАИ сообщил о пожаре. Почти 190-летнее здание вспыхнуло как спичка. Из-за ветра огонь с невероятной скоростью пронесся по деревянным перекрытиям (их не спасла, к сожалению, противопожарная пропитка, проводившаяся в ходе реставрационных работ) и за 15 минут охватил практически все сооружение. Столб пламени поднимался на десятки метров и вырос над кремлевской стеной так, что казалось, горит сам Кремль. Пожару сразу была присвоена повышенная категория сложности, а в 21.48 - последняя пятая категория.
Возникла опасность, что огонь может перекинуться на соседние здания. От сильного жара начали лопаться стекла в здании факультета журналистики МГУ, тоже старинного деревянного сооружения, а искры, разносимые сильным ветром, долетали уже до гостиницы "Националь". Чтобы предотвратить расползание пламени, пожарные начали поливать крыши близлежащих домов, а вокруг самого Манежа создали "водяную завесу". Всего в тушении было задействовано 250 пожарных и более 100 спецмашин. Работами руководил прибывший на место происшествия глава МЧС Сергей Шойгу. Присоединились к нему также столичный мэр Юрий Лужков и премьер-министр Михаил Фрадков.
Спасти Москву от пожара удалось, но само здание Манежа было обречено. Оно "не может перенести пожара, его гибель окончательная", заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" архитектурный критик Григорий Ревзин. Периодически падали куски карниза и кровли, а около 22:10 обрушилось перекрытие на площади 300 кв. метров. Один из фрагментов кровли рухнул на пожарных. На месте происшествия погибли 28-летний прапорщик Геннадий Золотков и 32-летний прапорщик Эдуард Фомин. 34-летний прапорщик Дмитрий Пантюхин, получивший ожоги лица и верхних дыхательных путей, госпитализирован в тяжелом состоянии. К 22:50 площадь пожара составила 8 тыс. кв. метров при том, что площадь здания 6,5 тыс. кв. метров, а в 23:00 крыша Манежа рухнула полностью. Еще через полчаса обрушились торцевые стены. В 23:46 пожар был локализован, а в 00.04 ликвидирован.
Под воздействием жара и воды пострадали также церковь Св. Татьяны и библиотека факультета журналистики МГУ. Что касается подземных коммуникаций и торгового комплекса "Манеж", то вода не проникла в них, а ушла в подземные коллекторы и на соседние улицы.
Самого же здания "Манеж", одного из красивейших в столице и столь любимого москвичами, больше не существует - сейчас на его месте стоят лишь стены, но и они могут в любой момент обрушиться. Оставшийся от уникального архитектурного комплекса мусор в течение недели вывезут, а обуглившийся каркас здания оградят сеткой.
Манеж забыли застраховать
По официальной версии пожар начался примерно в 21.00 в верхней части здания, где находились деревянные балки и стропила. Возможность поджога была сразу исключена как правоохранительными органами, так и Юрием Лужковым. "Не ищите здесь никакого терроризма, никаких диверсий, - заявил градоначальник журналистам. - Это причины, которые наверняка связаны с обыденными, хозяйственными моментами". В ГУВД тоже сразу отрезали: "На 100% версия теракта исключена".
Сейчас существует несколько версий. Одна из основных - это короткое замыкание. Вторая - продувка вентиляционных систем, проводившаяся в воскресенье. "Возможно, лопасти вентиляторов задели за металлический кожух, возникла искра, которая могла воспламенить находящуюся в системах вентиляции пыль", - предположил мэр. Кроме того, по некоторым данным, в тот день на крыше проводились сварочные работы.
В настоящее время эти предположения проверяются испытательной пожарной лабораторией и Мосгорпрокуратурой, которая возбудила уголовное дело по ч. 3 ст. 109 ("Причинение смерти по неосторожности двум и более лицам вследствие неисполнения своих должностных обязанностей") и по ст. 168 ("Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности"). Не исключено, что будет также проверяться "финансовое состояние" сгоревшего памятника федерального значения, который, как выяснилось, даже не был застрахован.
Прошлое и будущее Манежа
На протяжении полутора веков Манеж, или как его называли, "Экзерциргауз", оставался самым крупным зданием России. Открытое в ноябре 1817 года в честь пятилетия разгрома армии Наполеона, здание было построено всего за полгода. Проект, разработанный архитектором Августом Августовичем Монферраном (Огюст Рикар де Монферран) и испанским инженером Августином Августиновичем Бетанкуром (Августин-Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур и Молина), позволил создать настоящий архитектурный шедевр. Перекрытие шириной 47 метров и длиной 165 метров не поддерживалось ни одной колонной, все они были заменены несущими крышу деревянными балками. А для того, чтобы деревянные конструкции не начали гнить, под полом здания был создан полуметровый слой махорки, впитывавшей влагу (грибок проник в дерево только после революции, герои которой мигом скурили всю махорку). В 1824 году по рисункам архитектора Осипа Бове была выполнена архитектурная отделка здания. Кроме того, при строительстве здания была использована уникальная система вентиляции - знаменитые "слуховые окна", названные по имени крепостного мужика Слухова, руководившего артелью строителей.
Первоначально Манеж предназначался для проведения военных парадов - в уникальном безопорном сооружении мог маневрировать двухтысячный пехотный полк. Но с 1831 года он постепенно начал избавляться от милитаристского духа, в нем стали проводить концерты и выставки. После 1917 года здание использовалось как правительственный гараж. Несколько раз его собирались снести, но в итоге в 1957 году он снова превратился в Центральный выставочный зал.
Так что Манеж, которому удалось пережить парады, революции и скопище правительственных машин, не выдержал только "управляемой демократии". Про здание откровенно забыли, оно ветшало, а сама Манежная площадь постепенно заполнялась всевозможными полиметаллическими церетельевскими медведями и конями, постепенно все более отдаляясь от своего первозданного образа. Сам же Манеж оказался вроде как "не у дел".
В пятницу, 19 марта, на заседании Общественного градостроительного совета при мэре Москвы будут рассматриваться два проекта восстановления здания. По словам главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, по одному из вариантов перекрытия и стропила будут из "клеенно-деревянных конструкций", а по второму - из металла. Появятся у здания еще два этажа - автостоянка и помещение для обслуживания выставочного центра. Проект такого расширения и углубления был подготовлен, кстати, еще в 1998 году и был раскритикован многими искусствоведами, архитекторами и историками, которые опасались, что образец классицизма утеряет свою целостность.
Под вопросом остается и восстановление здания в его первозданном виде. "К счастью, есть обмеры здания Манежа, по которым мы будем стараться максимально восстановить его облик", - заявил Александр Кузьмин. - Однако, к сожалению, мы знаем то, что уничтожил огонь, но не знаем, что может уничтожить вода. Мы должны спуститься на 6-7 метров под землю, не ниже исторических существующих подвалов Манежа". В то же время, по мнению декана факультета журналистики МГУ Ясена Засурского, Манеж "восстановлению в прежнем виде не подлежит", поскольку утеряны уникальные технологии, использовавшиеся при строительстве здания. А если учесть, что за Манеж возьмутся приближенные к мэрии архитекторы и скульпторы, не слишком ценящие уникальность московских ансамблей и памятников архитектуры, но прекрасно умеющие осваивать бюджеты и считать деньги, можно только гадать, во что после реконструкции превратится этот один из совершеннейших памятников позднего классицизма./strana.ru/