27.02.2004 Федеральный закон "О техническом регулировании", который вступил в силу с 1 июля 2003г. предполагает передачу контроля над качеством производимых товаров и услуг саморегулируемым организациям (СРО), а также отмену обязательности государственных стандартов производства. Государство предполагает контролировать только соблюдение основных правил производства, описанных в технических регламентах, которые принимаются в виде федеральных законов, постановлений правительства и указов президента. Готовить технические регламенты, описывающие требования к безопасности, сегодня любая организация и Союз производителей нефтегазового оборудования выражает обеспокоенность складывающейся практикой подготовки этих важнейших документов, сообщили АБН (www.abnews.ru) в пресс-службе СПНО. Во-первых, сегодня отсутствует система подготовки технических регламентов. Министерства и ведомства имеют свои планы подготовки таких документов, которые готовятся бессистемно, под влиянием отдельных лоббистских групп. Во-вторых, создана новая "кормушка" - некоторые технические регламенты готовится за счет средств федерального бюджета. Вокруг министерств и ведомств вьются различные структуры, пытаясь попасть в список разработчиков технических регламентов, финансируемых из федерального бюджета. Однако наиболее опасно создание условий, при которых крупный бизнес может готовить нормы безопасности "под себя". Президент Союза производителей нефтегазового оборудования Александр Романихин отмечает, что "в последнее время начали регистрироваться союзы и ассоциации специально под задачу написания "удобных" крупному бизнесу технических регламентов". К сожалению, появлению подконтрольных олигархам структур способствует и законопроект "О саморегулируемых организациях", который через перерегистрацию существующих союзов и имущественный ценз, устраняет все неподконтрольные крупному капиталу структуры. Естественно, что СРО, которые контролируются крупными игроками того или иного рынка, напишут любой регламент, лишь бы минимизировать производственные расходы своих хозяев. Производителям продукции далеко не безразлично, какие нормы будут заложены в регламент. Например, количество обязательных испытаний может существенно повлиять на стоимость продукции. Александр Романихин отмечает, что такие проблемы существуют не только в промышленной сфере. В нефтегазовом комплексе появление технического регламента, написанного под диктовку того или иного олигарха, приведет к массовым авариям и техногенным катастрофам. Разрывы трубопроводов, открытые фонтаны, разливы нефти, пожары, - вот возможные последствия того, что требования к безопасности будут готовиться на коммерческой основе. Промышленности вместо ГОСТов, нормы которых в ряде случаев были более жесткими, чем зарубежные стандарты, предлагается жить по устраивающим отдельных предпринимателей техническим регламентам. Союз производителей нефтегазового оборудования присоединяется к заявлению группы руководителей научных организаций, генеральных конструкторов и ученых авиационной промышленности, которая в конце прошлого года подвергла критике систему технических регламентов. Как справедливо отметил генеральный директор ФГУП "Всероссийский институт авиационных материалов" Евгений Каблов: "Самолеты будут падать именно по закону о техническом регулировании". Аналогичные проблемы ожидают и нефтегазовый комплекс, который, если не изменить ситуацию, ждет существенный рост числа аварий и катастроф. По данной проблеме Союз производителей нефтегазового оборудования готовит аналитическую записку для МЧС и Госгортехнадзора./АБН/