18.02.2004 Сотрудники подразделений Государственной противопожарной службы Алтайского края обратились с жалобой в Генеральную прокуратуру России, Министерство юстиции РФ и другие властные структуры с требованиями незамедлительного вмешательства и пресечения незаконных действий руководства МЧС России, Сибирского регионального центра по делам ГО и ЧС и Главного управления по делам ГО и ЧС Алтайского края "по реформированию Государственной противопожарной службы", которые в настоящее время ведут к дезорганизации и уничтожению пожарной охраны как таковой. Приведенные в жалобе нарушения имеют место не только в Алтайском крае, а практически во всех субъектах Российской Федерации.
В частности, в жалобе сообщено, что при отсутствии законных оснований со ссылкой на указания и директивы должностных лиц МЧС России, Сибирского регионального центра по делам ГО и ЧС со стороны должностных лиц ГУ по делам ГО и ЧС края идет слияние структур с разными целями и задачами в единую службу, что ведет к полномасштабной ликвидации Государственной противопожарной службы. Сотрудники ГПС без проведения организационно-штатных мероприятий назначаются на должности в ГУ по делам ГО и ЧС края. Службы ГУ по делам ГО и ЧС края заняли служебные помещения, закрепленные за УГПС на праве оперативного управления, используют служебный транспорт и горюче-смазочные материалы УГПС для нужд и целей ГУ по делам ГО и ЧС края. Документы делопроизводства УГПС изъяты по приказу начальника ГУ по делам ГО и ЧС края. Он же издает приказы по вопросам финансово-хозяйственной деятельности УГПС края.
Не основанные на нормах действующего законодательства указания руководством ГУ по делам ГО и ЧС края принимаются к безусловному исполнению и ставятся в качестве первоочередных задач перед подразделениями ГПС как задачи по реформированию Государственной противопожарной службы. Законность и целесообразность проведения данных мероприятий, а также отсутствие финансовых средств во внимание не принимаются.
"Реформирование пожарной охраны" заключается, главным образом, в ведении огромного количества ненужной и непредусмотренной нормативными актами статистической отчетности; нанесению несоответствующей ГОСТам символики на служебный автотранспорт; изменению цвета автомобилей и ворот на зданиях пожарных депо; оформлению служебных кабинетов с обязательным наличием портретов Министра МЧС России; изменению цвета и формы одежды сотрудников ГПС; проведению для сотрудников ГПС, которые не являются военнослужащими, бесконечных строевых построений.
Руководством ГУ по делам ГО и ЧС края неоднократно предпринимались попытки по присвоению себе полномочий распоряжения денежными средствами УГПС, а в январе 2004 года была предпринята попытка открытия распорядительного счета на денежные средства федерального бюджета, предназначенные на выплату денежного довольствия сотрудникам ГПС края. Об "успешном" решении данного вопроса был введен в заблуждение Сибирский региональный центр по делам ГО и ЧС, которым денежные средства УГПС края были зачислены на счет ГУ по делам ГО и ЧС. Управление федерального казначейства по Алтайскому краю ввиду отсутствия законных оснований отказало ГУ по делам ГО и ЧС края в открытии распорядительного счета. В результате пострадавшей стороной оказались сотрудники ГПС края, которым до настоящего времени денежное довольствие за январь 2004 года не выплачено, что дополнительно усугубило ситуацию правового беспредела.
Руководством ГУ по делам ГО и ЧС отрапортовано, что в Алтайском крае заключено соглашение с субъектом Российской Федерации о передаче федеральной численности личного состава ГПС в количестве 171 единицы на финансирование за счет средств краевого бюджета, что не соответствует действительности, поскольку расходы краевого бюджета на 2004 год содержание данной численности не предусматривают. Такое соглашение на уровне субъекта РФ не подписано и для его подписания нет законных оснований. Предоставление недостоверной информации привело к тому, что лимит бюджетных ассигнований на содержание численности сотрудников ГПС края, содержащейся за счет средств федерального бюджета, на 2004 год уменьшился на сумму финансирования 171 единицы личного состава. Сокращение финансирования численности личного состава ГПС, содержащейся за счет средств федерального бюджета, грубым образом нарушает постановление Правительства РФ от 17 мая 1997 года № 593 (с изменениями от 8 августа 2003 года № 475) "Об установлении численности ГПС МЧС РФ", в котором лимит численности ГПС по Российской Федерации остался прежним.
Руководители УГПС озабочены только вопросами сохранения собственного положения и себя, неважно на какой руководящей должности и не принимают никаких мер, направленных на защиту законных прав и интересов подчиненных служб и подразделений, а также всего личного состава.
Действия должностных лиц МЧС России, Сибирского регионального центра по делам ГО и ЧС, ГУ по делам ГО и ЧС края не только не способствуют целям совершенствования государственного управления в области пожарной безопасности, но и ведут к нарушению целостности Государственной противопожарной службы как одной из сил обеспечения безопасности Российской Федерации.
В обращении сотрудников ГПС края акцентировано внимание властных структур на грубое нарушение Конституции РФ и федерального законодательства в области пожарной безопасности.
В частности сообщено, что изменение ведомственной принадлежности пожарной охраны, т.е. преобразование Государственной противопожарной службы МВД РФ в ГПС МЧС РФ произведено в соответствии с Указом Президента РФ от 09.11.2001 года № 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" с 01.01.2002 года.
Пунктом 3 этого же Указа Правительству Российской Федерации было предписано в срок до 1 января 2002 года: представить проекты нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, направленных на реализацию данного Указа, внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты соответствующих федеральных законов, решить в установленном порядке организационные, финансовые, материально-технические и иные вопросы, связанные с реализацией Указа, привести свои нормативные правовые акты в соответствие с Указом.
До настоящего времени только в ряд законодательных актов внесены соответствующие изменения. Суть почти всех изменений сводится только к замене слов: "Министерство внутренних дел" на "Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий". Изменения, касающиеся организационно-правовой структуры ГПС в Федеральный Закон "О пожарной безопасности" и постановление Правительства РФ от 23 августа 1993 года № 849 "Вопросы обеспечения пожарной безопасности Российской Федерации и организации Государственной противопожарной службы МВД РФ" не внесены.
В соответствии с п. м) статьи 71 Конституции РФ вопросы безопасности государства относятся к предмету ведения и конституционной функции Российской Федерации. Осуществление мер по обеспечению государственной безопасности Конституцией возложено на Правительство РФ и Президента РФ (статья 11 Конституции РФ). Правовую основу безопасности составляют Конституция РФ и федеральные законы.
Согласно ст.12 Закона РФ "О безопасности", Государственная противопожарная служба включена в силы безопасности Российской Федерации, создание и развитие которых осуществляется в соответствии с федеральными законами, Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства и иными законодательными актами. Порядок реорганизации, преобразование, ликвидация федеральных государственных служб, а также их подразделений и передача их функций и имущества осуществляется Президентом РФ и Правительством РФ.
Во исполнение поручения Президента РФ о необходимости решения комплекса проблем ГПС МЧС России было издано распоряжение Правительства РФ от 30 сентября 2002г. № 1376-р, в пункте 1 которого предписано МЧС России внести в Правительство РФ в 2002-2003г.г. предложения о пересмотре структуры органов управления ГПС МЧС России, нормативов численности подразделений и резервирования материально-технических средств, порядка обмена информацией.
Особо отмечается, что правовые предписания даны МЧС России только о внесении предложений Правительству РФ, однако сами полномочия по такой реорганизации ни Президентом РФ, ни Правительством РФ МЧС РФ не предоставлены.
В соответствии с пунктом 3 Положения о МЧС РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 21 сентября 2002 г. № 1011 установлено, что Государственная противопожарная служба входит в систему МЧС России самостоятельно, наряду с другими организациями, находящимися в ведении МЧС России. В том числе она самостоятельна и по отношению к органам, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 317 утверждено "Примерное положение об органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления". То есть со стороны МЧС РФ произведено самовольное переподчинение субъекту федерации территориального органа федерального органа исполнительной власти, каковым должен быть по Конституции РФ и Указу Президента РФ орган, специально уполномоченный решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В утвержденном положении установлено, что этот орган должен быть "в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления", что явно противоречит положениям действующей Конституции РФ. Но, несмотря на явное противоречие, данный приказ зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 25.07.2003г. за № 4820.
02.07.2003г. за № 336 МЧС РФ издан приказ "О мерах по реализации Примерного положения об органе специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления". Этим приказом территориальные органы управления Государственной противопожарной службы субъектов федерации, в нарушение норм федеральных законов и Указа Президента России от 21 сентября 2002 г. № 1011, утвердившего Положение о МЧС РФ, объединены с органами управления по делам ГО и ЧС субъектов Российской Федерации.
В результате данным приказом фактически:
1) изменен правовой статус органов Государственной противопожарной службы, которые в отсутствие правовых оснований для реорганизации, установленных действующим федеральным законодательством, объединены в единый орган с органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления, что нарушает целостность сил и средств ГПС, обеспечивающих пожарную безопасность, установленную федеральным законодательством;
2) изменена организационно-штатная структура, в результате которой лица рядового и начальствующего состава ГПС включены в структуру данного органа, что лишает их гарантий правовой и социальной защищенности, поскольку противоречит Федеральному Закону "О пожарной безопасности", Закону РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и ряду других нормативных правовых актов, в которых статус сотрудника подразделений МЧС не предусмотрен, не регулируется и на них не распространяется;
3) органы управления ГПС на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации разделены на два самостоятельных направления: управление ГПС и управление деятельностью по осуществлению государственного пожарного надзора, который затрагивает интересы третьих лиц, и, следовательно, носит межведомственный характер.
В соответствии с пунктом 10, 17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009, нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер подлежат государственной регистрации и опубликованию в установленном порядке.
Приказ МЧС РФ от 02.07.2003г № 336 не зарегистрирован и не опубликован в установленном порядке, и, следовательно, на основании пункта 19 вышеназванных Правил, не может применяться как не вступивший в силу. Однако, данный приказ используется МЧС РФ в качестве правового основания для проведения мероприятий по реорганизации органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и в том числе органов Государственной противопожарной службы и направлен для исполнения с указанием сроков в региональные центры и ГУ по делам ГО и ЧС субъектов федерации.
Так, приказ МЧС РФ от 02.07.2003 года № 336 использован в качестве правового основания для проведения мероприятий по реорганизации органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, установленные приказом МЧС РФ от 14.07.2003 года № 420.
Кроме того, МЧС РФ издан приказ от 18.12.2003 года № 732 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ от 22.01.2004 года за № 5472) "О внесении изменений и дополнений в приказ МЧС России от 20.06.2002 года № 302", в котором хотя и нет прямой ссылки на приказ № 336 от 02.07.2003 года, но в преамбуле в качестве основания для его издания указано: изменение "структуры органов управления и подразделений ГПС МЧС", что следует именно из приказа № 336.
Таким образом, нормы нелегитимного приказа использованы в качестве правового основания приказа, который прошел регистрацию в Министерстве юстиции РФ, что является недопустимым.
В жалобе содержится требование, обращенное в Министерство юстиции России, об истребовании приказа МЧС РФ от 02.07.2003г. № 336 для проведения юридической экспертизы, а также проведении повторной юридической экспертизы приказов МЧС РФ от 18.06.2003г. № 317 и от 18.12.2003г. № 732.
Размещение данного обращения на Интернет-сайтах сотрудниками ГПС Алтайского края произведено в целях привлечения внимания широкого круга общественности к совершаемому беззаконию со стороны должностных лиц всех структур МЧС России и объединению всех пожарных Российской Федерации к принятию действенных мер в пресечении нарушений федерального законодательства в области пожарной безопасности./fireman.ru/talk/viewtopic.php?t=3&start=45/