Об особенностях грядущего пожароопасного сезона (2015 г.) и возможном реагировании на них. Часть 1 - проблемы и риски : Новости.0-1.ru
 О сайте Контакты Аренда на 0-1.ru 
  Все о пожарной безопасности
 0-1.ru   СПРАВОЧНИК  ОБСУЖДЕНИЯ  СТАТЬИ  ЗАКОНЫ  МАГАЗИН  ЦЕНЫ  ПОИСК
Важнейшие события Выставки Реклама на 0-1.ru Контакты


Специальное предложение Боевая Одежда Пожарного (БОП) нового образца
Специальное предложениеПодробнее

Реклама:

Огнетушители с ДОСТАВКОЙ!! здесь могла быть ваша реклама

О нас


Полезное:


Давайте обсудим:

Активные темы обсуждений:

Новые темы обсуждений: Подробнее

Новости и События

Об особенностях грядущего пожароопасного сезона (2015 г.) и возможном реагировании на них. Часть 1 - проблемы и риски
09.03.2015 Пожароопасный сезон 2015 года с большой вероятностью окажется катастрофическим, может быть, даже худшим за последние годы. По состоянию на начало весны отчетливо видны предпосылки к этому - как климатические, так и административно-хозяйственные. В некоторых самых южных регионах пожароопасный сезон уже начался, в большинстве остальных до него остались считанные недели. Что-либо принципиально усовершенствовать или поменять в системе охраны природных территорий от пожаров за оставшееся время уже вряд ли возможно, но некоторые улучшения еще вполне возможны. Дополнительные силы для борьбы с пожарами взять уже неоткуда, но можно повысить эффективность использования имеющихся.

Что же нам грозит, и что делает нынешний год особо опасным в отношении пожаров на природных территориях?

Во-первых, климат - он меняется, и это существенно влияет на пожарную опасность. Изменения климата состоят как в общем потеплении, так и в росте количества экстремальных погодных явлений (засух, периодов экстремальной жары, ураганов и т.д.). Потепление ведет к увеличению продолжительности бесснежного периода - более ранней весне, более поздней осени, меньшему накоплению снега и воды в нем, более сильному просыханию почвы и торфяников летом. Судя по состоянию снегового покрова в начале марта 2015 года (по данным Гидрометцентра и NASA), наиболее серьезные проблемы из-за экстремального малоснежья возможны в Брянской области, особенно в самой опасной западной ее части - в зоне чернобыльского следа. Ситуация усугубляется тем, что действовавшие там осенью 2014 года торфяные пожары не были потушены до зимы, и, скорее всего, действуют до сих пор. Весна может оказаться тяжелой и во многих других регионах, где запасы снега не очень велики, и тает он быстро из-за ранней весны.

Еще сильнее, чем на лесные пожары, экстремальные погодные явления влияют на пожары торфяные. На глубоко осушенных торфяниках и брошенных торфяных месторождениях последствия экстремальных летних засух могут ощущаться еще и на следующий год, особенно после не очень многоснежных зим. Из-за этого многие торфяники Средней полосы и Северо-Запада могут встретить начало пожароопасного сезона 2015 года не полностью насыщенными водой, с относительно сухими участками на разнообразных повышениях - отвалах осушительных каналов, насыпях дорог и т.д. Это существенно увеличивает риски массового возникновения очагов тления торфа в результате весенних травяных палов; а именно такие очаги, возникающие весной, чаще всего становятся причинами крупных летних торфяных пожаров.

Какой будет пожароопасная ситуация в лесах в теплый период 2015 года - пока предсказать невозможно. Однако, климатические изменения и тенденции последних десятилетий оставляют мало надежды на низкую и даже на среднюю пожарную опасность в масштабах страны.

Во-вторых, состояние лесов и смежных земель - оно внушает самые серьезные опасения. На протяжении уже довольно многих лет в лесах наиболее освоенных и густонаселенных районов страны происходит накопление запасов мертвой сухой древесины, в том числе поблизости от поселений и дорог. В отличие от диких таежных ландшафтов, где количество мертвой древесины более или менее постоянно, освоенные леса вблизи жилья в прошлом содержались в относительно чистом состоянии; накопление в них мертвой древесины ведет к существенному росту пожарной опасности. Вызвано это накопление многими причинами: упадком лесного хозяйства и фактической беспризорностью большинства лесов после введения Лесного кодекса 2006 года, непреодолимыми бюрократическими процедурами при заготовке дров населением, падением потребности в дровах, катастрофическими событиями последних лет, приведшими к массовой гибели лесов (пожарами, ураганами, вспышками численности вредителей), и т.д. В конечном итоге накопление мертвой древесины и других горючих материалов в лесах густонаселенных районов страны существенно увеличивает риски развития пожаров по катастрофическому сценарию, в том числе с переходами на населенные пункты и объекты инфраструктуры.

Еще большую опасность представляет ситуация на прилегающих к лесам землях. Запустение и обнищание обширных сельских районов, упадок сельского хозяйства практически по всему Нечерноземью, привели к зарастанию сотен миллионов гектаров бывших сельхозземель бурьяном, накоплению больших запасов сухой травы. Использовать бывшие сенокосы и пастбища некому, а поджигатели всегда находятся (потерявшие жизненные ориентиры люди часто совершенно равнодушны к вопросам безопасности и ответственности за свои действия). Ситуация усугубляется мощным рекламным эффектом от так называемых "контролируемых выжиганий", проводимых муниципальными, лесохозяйственными и сельскохозяйственными организациями, показывающих населению, что сухую траву жечь можно и даже нужно. Однозначного запрета на бесконтрольное выжигание сухой травы в российском законодательстве пока нет, ответственность чаще всего незначительна, ловить поджигателей обычно некому. В результате травяные палы ежегодно охватывают площади в несколько десятков миллионов гектаров, приводя или непосредственно к возникновению лесных пожаров, или к появлению очагов тления на освободившихся от снега лесных опушках - запалов для будущих пожаров. Президентское поручение 2013 года по установлению порядка выжигания сухой травянистой растительности, исключающего возможность перехода огня на лесные насаждения, торфяники, объекты инфраструктуры и населенные пункты, до сих пор остается невыполненным: для двух самых опасных в отношении травяных палов категорий земель - сельхозназначения и запаса - такой порядок не установлен.

В-третьих, нехватка людей и ресурсов для охраны лесов от пожаров. Лесной кодекс 2006 года почти полностью разрушил экономические основы лесного хозяйства, превратив его из условно-самодостаточной отрасли в отрасль, целиком зависящую от бюджетного финансирования. Исправить это в подавляющем большинстве регионов так и не получилось, и в ближайшие годы вряд ли получится (нужна коренная переделка законодательства). Кроме того, Лесной кодекс 2006 года разорил централизованную систему Авиалесоохраны и существенно снизил возможности межрегионального маневрирования - их получилось вернуть лишь частично за счет создания федерального резерва сил пожаротушения.

После катастрофы 2010 года расходы на охрану лесов от пожаров практически непрерывно росли, выделялись деньги на закупку новой лесопожарной техники, был создан и развивался федеральный резерв. Нынешний год станет первым, когда фактические расходы на охрану лесов от огня придется урезать из-за общего сокращения бюджетного финансирования. Предложенные правительством поправки к федеральному бюджету предусматривают отказ от субсидий на закупку новой лесопожарной техники, а также сокращение общего финансирования лесного хозяйства, которое ведет к сокращению штатов. Возможно, это не последние сокращения; кроме того, реальное финансирование существенно уменьшится за счет инфляции. Остается также неурегулированным вопрос по долгам перед субъектами РФ за "сверхнормативное" тушение пожаров в 2014 году, и шансов на его урегулирование остается все меньше (это значит, что как минимум часть этих затрат ляжет на бюджет 2015 года). В ряде регионов долги за пожары 2014 года уже привели к вынужденному увольнению значительного количества квалифицированных специалистов - даже если деньги рано или поздно поступят, вернуть людей уже не получится.

Особо отметим, что техника и оборудование для борьбы с лесными пожарами, как оставшиеся со сравнительно благополучных времен до введения нового Лесного кодекса, так и закупленные в последние годы, быстро ветшают и изнашиваются - а денег на их ремонт и обслуживание у большинства регионов нет или мало. Во многих регионах нет денег и на содержание штата людей, которые должны обслуживать и использовать эту технику. Привлекать к тушению пожаров людей и технику арендаторов также будет сложнее, чем раньше - хотя бы из-за того, что многие арендаторы сами едва сводят концы с концами (а вклад арендаторов в борьбу с пожарами в некоторых регионах был очень большим).

Существенно ухудшить ситуацию с охраной лесов от пожаров может растущий отраслевой документооборот, увеличение затрат времени и денег на всевозможную отчетность, поддержание отраслевых информационных систем (АИС ГЛР, ЕГАИС УД) и т.д. 1 июля 2015 года, в начале наиболее опасного в пожарном отношении периода года, вступит в силу статья 50.5 Лесного кодекса РФ, введенная федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 415-ФЗ и предусматривающая декларирование сделок с древесиной. Введение этой статьи может частично парализовать работу органов управления лесами, в том числе тех руководителей и специалистов, кто в числе прочего должен обеспечивать реагирование на лесные пожары. Поскольку никто не отменил и пока не собирается отменять прочую отраслевую отчетность, после вступления в силу этой статьи поддержание отраслевого документооборота может задействовать все оставшиеся силы лесного хозяйства - на организацию охраны лесов сил может просто не остаться.

Есть и некоторые улучшения, которые могут облегчить охрану лесов от пожаров в 2015 году - к сожалению, они фрагментарны и относительно невелики, и относятся больше к административно-правовой сфере, чем к практической. Постановлением от 11 февраля 2015 года № 116 Правительство РФ узаконило существование и деятельность парашютно-десантной пожарной службы ФБУ "Авиалесоохрана". Приказом Минприроды от 13 октября 2014 года № 437 утверждена Методика проведения проверки достоверности сведений о площади лесных пожаров с использованием данных дистанционного зондирования Земли высокого пространственного разрешения. В своей отчетности за 2014 год по пройденной пожарами площади Рослесхоз существенно приблизился к реальности, причем в не особенно благополучный год - отразил самую большую площадь пожаров за всю послесоветскую историю. За сокрытие информации о масштабах пожаров начали наказывать - пока дисциплинарно и, к сожалению, выборочно, учитывая "угодность" или "неугодность" регионов и персонажей, степень "неприкасаемости" руководителей.

В 2014 году Рослесхоз впервые в истории наладил контроль за введением ЧС в связи с лесными пожарами на уровне субъектов РФ - пока несовершенный, но раньше и такого не было. МЧС хоть и провалило исполнение президентского поручения по травяным палам, но все-таки начало хоть какую-то кампанию по борьбе с ними, в некоторых регионах даже вполне заметную. Отношение к так называемым "контролируемым" выжиганиям стало более осторожным - некоторые регионы от них вовсе отказались, некоторые, включая даже Забайкалье, существенно сократили планы по их проведению.

Минприроды, Рослесхоз и органы управления лесами стали в отношении лесопожарной отчетности заметно более открытыми, а работники СМИ и многие граждане наконец осознали, что сведения о лесных пожарах лучше черпать из первоисточника, чем из сводок МЧС и тому подобных. Общедоступная информация стала существенно более объективной и близкой к реальности (но остались, к сожалению, и "неприкасаемые" субъекты РФ, типа Амурской области, объективная информация по которым с огромным трудом пробивается к людям). К сожалению, подробной информации о пожарах, хотя бы итоговой (например, форм 5-ЛХ, которые публиковались в 2005-2007 годах), в открытом доступе все еще нет.

Общий вывод из первой части

Несмотря на некоторые улучшения административно-правового характера, в целом способность нашей страны противостоять лесоторфяным пожарам в 2015 году снизилась по сравнению с предыдущим годом. При этом по условиям погоды, с учетом особенностей весны и последствий прошлогодней засухи, пожароопасный сезон 2015 года может оказаться особенно тяжелым. С большой вероятностью это означает, что с более серьезными, чем в прошлом, угрозами и, возможно, более массовыми пожарами бороться придется меньшими силами, имея меньшие резервы и меньший запас прочности.

Продолжение (часть вторая - "что делать") будет размещено на Лесном форуме в течение недели.
http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?t=17691
подробнее


08.03.2015

Премьер-министр Австралии награжден медалью за тушение пожаров в штате Новый Южный Уэльс
Специалисты МЧС России, оказавшие помощь пострадавшим шахтерам в Донецке, возвращаются домой

09.03.2015

В США пожарные продолжают тушить пламя, вспыхнувшее из-за схода с рельсов состава с нефтью
Сильнейшие гиревики среди огнеборцев определились в ЕАО
В Латвии свирепствуют пожары
Жертвами сильных снегопадов на юге Болгарии стали четыре человека
Внесено изменение в статью закона о пожарной безопасности

10.03.2015

Следственный комитет проводит проверку по факту гибели 5 людей на пожаре в Тверской области
Португалия: 212 пожаров за два дня
Двое детей и двое взрослых погибли в пожаре в Долгопрудном




Порошковые и углекислотные огнетушители для офисов, автомобилей с доставкой по Москве и области. Предлагаем:
Порошковые и углекислотные огнетушители для офисов, автомобилей с доставкой по Москве и области.Подробнее
Архив новостей:
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Пожарная песня:


Реклама:

Рейтинг@Mail.ru
Ramblers Top100Ramblers Top100

Кстати:


 Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип устройства; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите использовать файлы cookie, измените настройки браузера. Политика обработки персональных данных