24.09.2013 С начала 2013 года Главным управлением МЧС по Ростовской области был предпринят целый комплекс мер по противопожарной безопасности на территории региона. При этом особое внимание уделялось защите от пожаров лесных массивов, расположенных на территории Ростовской области. В т.н. "черный" список объектов, подверженных угрозе лесных пожаров, включались объекты, состояние которых не гарантировало защиту обеспечение противопожарной безопасности не только лесных угодий, но и населенных пунктов, ставило под угрозу жизнь людей. О деятельности ГУ МЧС РФ по Ростовской области по пожарной безопасности и формировании добровольных пожарных дружин в интервью агентству "Интерфакс-Юг" рассказал начальник Главка, полковник внутренней службы Валерий Синьков.
- Валерий Геннадьевич, в Ростовской области на протяжении почти всего летнего периода сохранялся режим высокой пожароопасности. Какие меры были предприняты для снижения вероятности природных пожаров и насколько они оправдали себя?
- Действительно, лето нынешнего года выдалось очень сухим и засушливым, а особенность такой погоды в том, что она создает идеальные условия для горения материалов, например сухой травы, мусора, строительных конструкций. Все прекрасно знают, что сырому влажному предмету загореться труднее, нежели сухому. Более того, при наличии ветреной погоды опасность увеличивается в несколько раз. Так, из-за брошенной сигареты или непотушенного костра где-то в поле может в итоге пострадать населенный пункт, лесной массив, прочие лесонасаждения.
ГУ МЧС РФ по Ростовской области осуществляет постоянный мониторинг ситуации. На протяжении всего пожароопасного периода инспекторы Госпожнадзора совместно с представителями взаимодействующих министерств, ведомств и органов местного самоуправления проводят рейды, направленные на предотвращение случаев загораний сухой растительности, привлекают виновных лиц к административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и областным законом "Об административных правонарушениях". Также направляем информацию в прокуратуру, в органы власти, другие надзорные органы и организации, проводим сходы с гражданами, публикуем информации в СМИ.
Отмечу, что в случае повышения уровня пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим, который предусматривает не только дополнительные требования пожарной безопасности, но и существенное ужесточение ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.
- Данные меры оправдывают себя?
- Безусловно. Это можно подтвердить, сравнив, например, количество загораний сухой растительности в 2013-м году с 2012-м годом. Так, с начала нынешнего года на территории Ростовской области произошло 2030 случаев загораний сухой растительности и камыша, на тушение которых привлекались подразделения пожарной охраны. В то же время за аналогичный период 2012 года количество загораний составило 2903. Данные показатели говорят о снижении количества загораний более чем на 30%.
- Чаще всего причиной возникновения пожаров является человеческий фактор. В чем суть профилактической работы донского главка МЧС РФ с населением по соблюдению правил пожарной безопасности?
- Большинство пожаров происходит именно по вине человека. Это, в первую очередь, пренебрежение элементарными правилами пожарной безопасности: неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации электрооборудования, бытовых и газовых приборов, в зимний период- нарушение правил эксплуатации печей.
В соответствии с требованиями Федерального закона "О пожарной безопасности" организация и осуществление профилактики пожаров является одной из наших основных задач.
Профилактикой пожаров в Главном управлении МЧС России по Ростовской области занимаются как территориальные подразделения надзорной деятельности, так и местные подразделения федеральной противопожарной службы. Считаю, что это действенный способ донести до общественности знания в области пожарной безопасности, необходимость их соблюдения и умение правильно вести себя в случае возникновения пожара.
Мы проводим сходы с населением, обучаем пожарной безопасности; публикуем статьи в СМИ и информируем руководителей органов местного самоуправления. Совместно с местными отделениями Всероссийского добровольного пожарного общества разрабатываем и распространяем наглядную агитацию.
В своей работе используем также и такую форму профилактики пожаров, как взаимодействие с религиозными организациями и казачеством. Совместно с представителями духовенства проведено свыше 350 лекций по противопожарной пропаганде, которыми охвачено свыше 5,5 тысяч прихожан. Вместе с казачеством нами проведено 37 сходов по противопожарной пропаганде.
Особое внимание уделяем тесному взаимодействию с отделами внутренних дел по профилактике пожаров среди неблагополучных семей. С начала года проведено около 800 подобных рейдов. Силами сотрудников государственного пожарного надзора ежегодно организуется автопробег по маршруту Ростов-на-Дону - Волгоград - Саратов, посвященный Дню пожарной охраны, Дню Победы. Безусловно, подобные меры существенно влияют на общее снижение количества пожаров и последствий от них.
- Эффективны ли т.н. черные списки, которые регулярно публикуются на сайте ГУ МЧС РФ по Ростовской области?
- Они дают очень хороший эффект. Данный способ решения проблем по устранению нарушений требований пожарной безопасности на тех объектах, состояние которых является неудовлетворительным, используется нами не первый год. Началось все с объектов социальной сферы, в частности, с образовательных учреждений. И сегодня мы видим другой результат. Все школы Ростова и области оборудованы пожарной автоматикой, практически все школы оборудованы аппаратурой с выводом радиосигнала о срабатывании пожарной сигнализации на пульт пожарной части. Это лучший показатель по Южному федеральному округу. Более того, в текущем году на сайте Главного управления размещались черные списки общежитий и объектов, граничащих с лесными массивами. На сегодняшний день на трех из десяти указанных в списках общежитий проблемы решены. Из 7 объектов, граничащих с лесными массивами, остался один, расположенный в Сальском районе. Хотел бы подчеркнуть, что Главное управление МЧС России по Ростовской области и в дальнейшем будет использовать этот столь действенный способ с нарушителями требований пожарной безопасности.
- Оправдывают ли свое предназначение добровольные пожарные формирования, которые созданы в Ростовской области? Какое внимание уделяется их профессиональной подготовке, чтобы снизить риск потерь во время пожаров?
- Глубоко убежден, что добровольные пожарные не просто оправдывают свое предназначение, а жизненно необходимы, особенно в отдаленных сельских районах. Ведь в случае возгорания жителям сельских поселений приходится вызывать пожарных из районного центра, расстояние до которого - 30-50 км.
Поэтому, пока к месту пожара спешит подразделение противопожарной службы, подразделение добровольцев в считанные минуты прибывает к месту пожара и приступает к тушению, тем самым сдерживая распространение огня до прибытия основных сил - это ли не веское доказательство тому, что в отдаленных населенных пунктах альтернативы добровольным пожарным нет!
Цифры говорят сами за себя. С начала нынешнего года подразделениями добровольцев самостоятельно потушено 11 пожаров, принято участие в тушении более 140 раз. Подчеркну - это десятки спасенных домов и квартир, сохраненное имущество на миллионы рублей, а самое главное - человеческие жизни.
В Ростовской области на сегодняшний день создано 527 подразделений добровольной пожарной охраны численностью 17519 человек, и я считаю, что это не предел. Именно поэтому Главное управление призывает руководителей предприятий, глав сельских поселений проводить разъяснительные беседы с гражданами, по вступлению в ДПО.
Что касается профессиональной подготовки добровольцев, то сразу отмечу, что данному вопросу со стороны Главного управления уделяется огромное внимание. При отсутствии подготовки в области пожарной безопасности добровольных пожарных обязательно обучают на безвозмездной основе по программам профессиональной подготовки личного состава подразделений ДПО.
Обучение добровольных пожарных проводится на базе "Учебно-методического центра по ГОЧС" ДПЧС Ростовской области и силами учебного центра ВДПО. Ни один добровольный пожарный, не имеющий соответствующей подготовки, не допускается к участию в тушении пожаров.
За прошедший период 2013 года "Учебно-методическим центром по ГОЧС" ДПЧС Ростовской области обучены 838 человек, учебным центром ВДПО - 697 человек. Всего на сегодняшний день обучены 5920 добровольцев, запланировано обучить еще порядка 2000 человек.
- Валерий Геннадьевич, насколько отвечает современным требованиям спасения населения региональная система оповещения?
- Региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения работоспособна и в целом обеспечивает оповещение руководящего состава и населения области в установленные сроки и оценивается на уровне "готова к выполнению задач по предназначению".
На сегодняшний день региональная система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил и аппаратуры оповещения, сетей проводного вещания Ростовского филиала ОАО "Ростелеком", передатчиков звукового сопровождения телевидения 2-я программа "Канал Россия", передатчиков УКВ ЧМ вещания "Радио России", "Маяк" Ростовского ОРТПЦ - филиала ФГУП "РТРС", каналов сети связи Ростовского филиала ОАО "Ростелеком". Она обеспечивает доведение сигналов оповещения до 11 городских округов и 42 муниципальных районов.
Система оповещения Ростовской области введена в эксплуатацию в 1977 году. В целях обеспечения соответствия современным требованиям в области организована работа по реконструкции системы оповещения на современном оборудовании. Уже проведена реконструкция системы оповещения в шести муниципальных образованиях (Волгодонской, Цимлянский, Константиновский, Усть-Донецкий, Семикаракорский и Багаевский районы) и одном городском округе, обеспечивающая автономное управление оповещением населения с ЕДДС МО. Уже завершен монтаж оборудования в городе Аксае, ведется опытная эксплуатация и работы по завершению монтажа оборудования в населенных пунктах Аксайского района.
- Наводнение на Дальнем Востоке в очередной раз продемонстрировало необходимость тесного взаимодействия региональных управлений МЧС РФ с органами исполнительной власти регионов и муниципальных образований. Как налажено такое взаимодействие профессиональных спасателей с местной властью на Дону?
- Чрезвычайные ситуации в наши дни не редкость, а скорее, закономерность. Результатом становятся аварии и пожары, в которых гибнут или получают тяжелые увечья люди. Порой человеческая жизнь висит на волоске. На Дону попавшим в беду готовы прийти на помощь все оперативные службы. У нас на территории региона функционируют 11 федеральных органов управления и 16 территориальных органов, которые образуют областную единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и социально-значимых происшествий.
Со всеми органами управления Главным управлением МЧС России по Ростовской области заключены двухсторонние соглашения и регламенты по организации информационного обмена по вопросам защиты населения и территорий Донского края от возникающих чрезвычайных ситуаций. На основании достигнутых соглашений сбор, обработку и обмен оперативной информацией в круглосуточном режиме осуществляет Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления, который является органом управления для всех пожарно-спасательных сил, расположенных на территории Ростовской области.
В целях сокращения времени на принятие управленческих решений для ликвидации возникающих чрезвычайных ситуаций и социально-значимых происшествий специалистами Центра управления в кризисных ситуациях проводится работа по организации видеоконференцсвязи с дежурными сменами всех органов управления, расположенных на территории Ростовской области. В настоящий момент в режиме реального времени оперативные дежурные Центра могут осуществлять обмен информацией с 17 федеральными и территориальными органами управления, со всеми едиными дежурно-диспетчерскими службами, а также со спасательными службами Луганской и Донецкой областей Республики Украина.
При возникновении крупномасштабных чрезвычайных ситуаций на территории нашей области спустя два часа на базе Центра управления в кризисных ситуациях начинает функционировать межведомственный оперативный штаб, в составе которого координируют работу руководящий состав правительства Ростовской области и работают специалисты всех заинтересованных министерств и ведомств. По каждому виду чрезвычайной ситуации различный состав межведомственного штаба, который уточняется оперативной дежурной сменой Центра управления в кризисных ситуациях ежемесячно.
Организация данной работы позволяет значительно снизить количество человеческих жертв, материальный ущерб и ликвидировать чрезвычайную ситуацию в короткие сроки, а это самая важная задача в нашей работе. Таким примером может послужить организация работы по ликвидации чрезвычайной ситуации в период с 9 по 11 мая текущего года на территории г.Белая Калитва, где сошли с рельсов железнодорожные вагоны.
- Валерий Геннадьевич, Ростовская область в осенне-зимний период не единожды оказывалась в зоне ЧС природного характера. Какую работу ведет главк МЧС РФ по Ростовской области по подготовке объектов, в т.ч. участка трассы М-4 "Дон", к безопасному и бесперебойному функционированию в зимних условиях?
- Необходимо сразу внести ясность в Ваш вопрос. Федеральная автомобильная дорога М-4 "Дон", пересекающая Ростовскую область с севера на юг, является федеральным объектом, за эксплуатацию которого отвечает Государственная компания "Российские автомобильные дороги" - "Автодор", точнее, Ростовское территориальное управление данной компании.
Причем непосредственное содержание и обслуживание дороги осуществляет на основании заключенного договора подрядная организация ОАО "Донаэродорстрой".
В свою очередь, более подробно остановлюсь на работе Главного управления и подчиненных ему подразделений в условиях ограничения или прекращения транспортного сообщения на федеральной автомобильной дороге М-4 "Дон" в результате комплекса неблагоприятных погодных явлений.
С получением от Росгидромета прогноза об ухудшении погодных условиях на федеральной автодороге М-4 "Дон" на базе ЦУКС Главного управления МЧС России по Ростовской области осуществляется непрерывный и усиленный мониторинг за состоянием и пропускным режимом трассы. С этой целью к рабочим местам ЦУКСа подключено 26 камер видеонаблюдения
В случае угрозы или ограничения движения транспорта в ЦУКС МЧС России по Ростовской области организовывается работа совместного оперативного штаба из представителей управления и заинтересованных органов управления областной подсистемы РСЧС.
В соответствии с разработанными планирующими документами предусмотрено, что для устранения последствий автомобильных заторов на Федеральной трассе М-4 "Дон" могут быть задействованы силы и средства подсистем РСЧС (функциональных и территориальной Ростовской области), включающие в себя более 900 человек и 450 единиц техники различного назначения, в том числе порядка 600 человек и 35 единиц техники от подразделений ФПС по Ростовской области.
Для обеспечения жизнедеятельности людей, попавших в снежные заторы, спланирована работа стационарных и подвижных пунктов обогрева и питания. Для оказания медицинской помощи пострадавшим на трассе предусмотрено привлечение бригад скорой медицинской помощи от лечебных учреждений, расположенных на территории, где проходит дорога М-4 "Дон".
Кроме того, при введении режима ЧС на соответствующих территориях или иной острой необходимости может быть задействована авиация МЧС России. Участки для размещения вертолетных площадок вблизи опасных участков на трассе М-4 определены.
В случае ухудшения погодных условий и затруднения движения по ФАД М-4 "Дон" будет проведено оповещение населения, в том числе с использованием возможности всех видов СМИ, рассылки SMS-сообщений и вывода информации на терминальных комплексах ОКСИОН.
Обильные снеговые осадки выпадают на территории области достаточно редко, но, как показывает опыт, они могут создать серьезные предпосылки для ограничения или прекращения движения по дорогам.
В минувшем году органы управления и силы РСЧС дважды реагировали на подобные случаи и, как показывает практика, в целом справились с поставленной задачей.http://www.interfax-russia.ru/South/exclusives.asp?id=436347