22.10.2012 Сотрудники "Авиалесоохраны" могут быстро потушить очаг возгорания там, куда техника будет идти несколько дней.
Минувшим летом специалистам вологодской "Авиалесоохраны" удалось выявить более трети всех лесных пожаров в области. Результатом напряженной работы лесников и летающих пожарных стало то, что общая площадь возгораний в этом году была в восемь раз меньше, чем в прошлом, и в 20 раз меньше, чем в 2010-м.
Куда никто не доберется
Пожарные "Авиалесоохраны" ликвидируют возгорания в самых труднодоступных районах Вологодской области. Там, куда наземная техника не пройдет или доберется к тому моменту, когда огнем будет охвачена уже большая территория, а потушить его станет в десятки и сотни раз сложнее.
Им приходится приземляться в крохотные просветы между деревьями, часто в условиях сильного задымления. Для этого нужно долгое обучение, но результат того стоит - в настоящий момент "Авиалесоохрана" - в числе самых профессиональных структур, борющихся с лесными пожарами.
Ежедневно в течение пожароопасного сезона самолеты АН-2 с авиационной группой на борту патрулируют сотни километров Вологодской области. Маршруты патрулирования проложены так, что ни один даже самый крохотный участок лесного массива не ускользает от глаз пожарных.
Все очаги возгорания отслеживает летчик-наблюдатель. Если он замечает так называемую дымовую точку, то самолет сходит с маршрута и подлетает ближе. Затем самолет "встает в круг", и летчик рассматривает этот пожар со всех точек. После этого авиагруппа связывается с лесхозом, чтобы узнать, нужна ли помощь парашютистов-пожарных или тушением пожара в ближайшее время сможет заняться лесхоз. Если лесники находятся недалеко, то им передают координаты пожара, его направление, пути подхода, информацию о ближайших источниках воды, а также фотографии горящего участка. Эта информация позволяет сотрудникам лесхозов грамотно распределить силы и вывести на тушение необходимое количество техники.
При таком развитии событий самолет возвращается на маршрут и продолжает патрулирование. Однако, если пожар находится далеко от ближайшего лесхоза и добираться до него долго, специалисты авиалесоохраны берутся за тушение сами. Для этого пилот набирает необходимую высоту, после чего на присмотренную летчиком-наблюдателем площадку в лесу высаживаются двое парашютистов. Если посадка прошла успешно, вслед за ними десантируется груз - контейнер со спецоборудованием, а затем и остальные члены группы. Самое сложное на этом этапе - приземлиться четко в обозначенное место и при этом не получить травму. Иногда это зависит не столько от мастерства парашютистов, сколько от погоды. Ведь сильные порывы ветра могут неожиданно направить парашют в сторону или резко рвануть вниз. К счастью, в Вологодской области спокойный рельеф, редко бывают ураганы, и такие ситуации являются скорее исключением из правил.
Сдержать стихию
После высадки парашютисты-пожарные действуют по четко распределенным ролям. На разведку выходит руководитель тушения. Он устанавливает параметры пожара - его направление и скорость распространения, а также ищет ближайшие источники воды. После этого распределяются обязанности каждого члена группы. Один из пожарных находится в лагере. Остальные валят деревья и расчищают землю до ближайшего водоема, чтобы проложить рукавную линию мотопомпы. Кто-то копает траншею, чтобы не дать огню пройти дальше, а кто-то готовит необходимое оборудование. При этом по правилам безопасности каждый парашютист-пожарный не должен выпускать из поля зрения своего соседа. На этом этапе члены авиагруппы должны удержать пожар.
Через некоторое время - в разных случаях от нескольких часов до трех суток - до горящего участка добираются наземные бригады лесхозов. После этого парашютистов-пожарных забирают на вертолете или автомобилях. Если это невозможно, им приходится через лес добираться до ближайшей дороги, куда сможет подъехать транспорт. При этом они несут с собой 200 килограммов оборудования и парашюты, каждый из которых весит порядка 20 килограммов.
Когда специалисты "Авиалесоохраны" возвращаются на базу, им приходится укладывать парашюты и готовить оборудование к следующему полету. На следующий день они вновь выходят на патрулирование. Нормально отдохнуть парашютистам-пожарным удается только после окончания пожароопасного сезона, который официально длится с начала апреля до начала октября.
На износ
Завершившийся пожароопасный сезон этого года прошел для областной "Авиалесоохраны" спокойно.
- В 2012 году зафиксирована низкая горимость лесов. Но мы не теряли бдительности. Как воздушные суда, так и наш личный состав были в постоянной боевой готовности. Я считаю, что с задачей наше учреждение справилось на 100% и мы достойно завершаем этот сезон, - отметил заместитель начальника САУ "Авиалесоохрана" Дмитрий Иванов.
Сейчас "Авиалесоохрана" пользуется арендованными воздушными судами, среди которых самолеты АН-2, а также вертолеты МИ-8 и МИ-2.
- Поскольку зимой у нас простой, аренда позволяет нам избежать лишних затрат по содержанию судов, авиационно-технической базы, техперсонала и летного состава. Кроме того, у нас есть определенная договоренность с собственниками воздушных судов. Если вдруг в области будет установлен 3-4-й класс пожарной опасности, авиакомпания будет должна предоставить нам дополнительные воздушные суда, - рассказал Дмитрий Иванов.
По словам Дмитрия Евгеньевича, самолет АН-2, который пожарные и летчики ласково называют "Аннушкой", - самая удобная авиатехника для противопожарного патрулирования лесов. АН-2 могут находиться в полете до 8 часов, довольно вместительны, при этом имеют небольшой расход топлива и хорошие аэродинамические характеристики. Однако в последние годы авиалесоохранные организации по всей России столкнулись с серьезной проблемой - выпуск самолетов АН-2 прекратился еще в начале 90-х и сейчас действующие образцы этой техники находятся в настолько изношенном состоянии, что через несколько лет им не поможет даже капитальный ремонт.
Аналогичных по характеристикам самолетов пока не выпускают, а вертолеты МИ-2 и МИ-8 удобны только на небольших расстояниях и обходятся бюджету организации в два раза дороже. Поэтому, когда через несколько лет АН-2 выведут из эксплуатации, парашютисты-пожарные останутся без нормального транспорта. Сотрудники вологодской "Авиалесоохраны" надеются, что эту проблему решат на федеральном уровне. В октябре на общероссийском уровне прошла конференция, где обсуждалась тема создания новых воздушных судов специально для нужд лесного комплекса. В ней приняли участие и вологжане, которые вышли с предложениями к федеральным структурам. Даниил Туров, "Российские лесные вести"/WOOD.RU/