22.10.2012 Красноярские новаторы изобрели способ заранее обнаруживать торфяные пожары, возгорания на системах телекоммуникаций, залежах сульфидных руд, угольных и медных разрезах. В ближайший год они планируют предложить красноярским спасателям и экологам беспилотный самолет, оборудованный тепловизором.
Проект беспилотного авиационного комплекса «Дельта» был поддержан краевым фондом науки два года назад. Сегодня такой самолет не только существует в четырех экземплярах, но и предоставляет услуги предприятиям геолого-разведочной и лесной промышленности. Только за прошедшее лето четыре таких организации арендовали БПЛА «Дельта» для аэрофотосъемки. Шестикилограммовый самолет может не только фотографировать наземные объекты с высоты птичьего полета, составлять трехмерные модели наземных объектов, но и по снимкам рассчитывать объемы, например, угольных пластов.
«У комплекса „Delta“ очень широкий спектр работы. Кроме геологоразведки с его помощью можно проводить мониторинг нефтепроводов, газопроводов, ЛЭП, дорог, мостов, зимников, зон подтопления и так далее, — рассказывает Дмитрий Бондаренко, автор проекта и директор научно-производственного предприятия „Автономные аэрокосмические системы — ГеоСервис“. — Но если мы будем делать только „Дельту“, то потеряем многие конкурентные преимущества. Для геологоразведки нашим самолетам не хватает дальности и грузоподъемности для полезной массы, поэтому мы взялись за другой класс аппаратов — БПЛА „Gamma“».
Сегодня красноярские конструкторы одновременно дорабатывают готовый комплекс и готовят образец нового БПЛА «Гамма». В ближайший год у первого самолета появится возможность тепловой съемки и усовершенствованная катапульта, более удобная в эксплуатации. Самолет класса «Гамма» будет качественно отличаться. Во-первых, он сможет перевозить не 1 килограмм груза, а 15, находиться в воздухе не один, а несколько часов, и пролетать до 50 километров, а не 10-12 км до района работ.
«Аппараты класса „Гамма“ — это целый геофизический комплекс. Оба наших самолета конкурентоспособны, так как мы глубоко проработали автоматизацию управления, — добавил Дмитрий Бондаренко. — Например, в ижевских аналогах оператор должен иметь какую-то квалификацию, вручную проверять готовность комплекса. А у нас за всем следит электроника, и в наземном, и в бортовом устройстве. Если, допустим, прервалась связь, то через минуту самолет возвращается на точку старта, а если отказывает двигатель, то автоматически выпускается парашют. Такая диагностика — наш конек. Не зря продукция одного из наших сотрудников сегодня успешно летает в космосе».
Предприятие готово не только поставлять инновационную услугу геодезическим компаниям, но и отдельно продавать беспилотный авиационный комплекс «на руки». Максимальный срок изготовления такого устройства — три месяца./newslab.ru/