06.08.2012 Министерство природных ресурсов и экологии РФ подготовило проект "Методики осуществления оперативного контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах", предусмотренной Правилами осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18 августа 2011 года № 687. Разработать и утвердить эту методику должно было Федеральное агентство лесного хозяйства, но оно своевременно с этой задачей не справилось. Теперь, скорее всего, методика будет утверждаться приказом МПР, хотя проект ее был разработан в Рослесхозе.
Методика определяет, каким образом должен осуществляться контроль за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах по погодным условиям (эта часть не представляет никакого практического интереса), и сведений о количестве и площади лесных пожаров. При этом в методике, вопреки действующему законодательству, под площадью лесного пожара понимается площадь покрытых лесом земель, пройденных огнем. Согласно сложившейся практике, а также согласно ГОСТ 17.6.1.01-83 Охрана природы. Охрана и защита лесов. Термины и определения (который последний раз переиздавался в 2010 году и в настоящее время действует), под лесным пожаром понимается пожар, распространяющийся на лесной площади. Лесная площадь и покрытая лесом площадь - это разные понятия (покрытая лесом площадь входит в состав лесной площади). Разница в определении площадей лесных пожаров за счет смешения этих двух понятий может быть весьма значительной - за счет включения или не включения в площади лесных пожаров прогорающих вырубок, гарей, несомкнувшихся молодняков и лесных культур.
Методика предусматривает контроль двух показателей, характеризующих ситуацию с лесными пожарами: количества пожаров и площади. Проект содержит ряд технических ошибок - например, для сравнительной оценки предлагается разделить показатель 3 (лесопокрытая площадь, пройденная пожарами за сутки по данным ИСДМ) на показатель 2 (количество лесных пожаров по данным ИСДМ), и таким образом посчитать отклонение. Очевидно, что это просто техническая ошибка, и имелось в виду сравнение данных ИСДМ с данными субъекта РФ. Согласно Методике, данные субъекта РФ считаются достоверными, если данные ИСДМ отличаются от них не более, чем на ±30%. Это в принципе разумно, поскольку примерно соответствует более или менее общепризнанной точности определения площадей лесных пожаров с использованием космических снимков типа MODIS.
Но вот смысл той части заключительного пункта Методики, которая, по всей всей видимости, касается контроля за средней площадью лесного пожара, понять пока не удалось. Выглядит она так: "данные уполномоченного органа признаются достоверными, если ... средняя площадь, пройденная огнем на один действующий пожар (показатель № 3 разделить на показатель № 2), меньше 150 га при отклонении по абсолютной величине не более 1000 га".
Ниже приводится текст документа (ссылка).
Методика осуществления оперативного контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах
1. Настоящая Методика осуществления оперативного контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах (далее – Методика) разработана в соответствии с пунктом 7 Правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 г. № 687 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 34, ст. 4991) (далее – Правила).
2. Оперативный контроль за достоверностью сведений осуществляется путем их экспертной оценки с целью сопоставления с данными автоматизированной информационной системы, которые формируются на основе данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах, полученных Федеральным агентством лесного хозяйства с использованием наземных, авиационных и космических средств.
3. Экспертная оценка достоверности сведений о пожарной опасности и лесных пожарах проводится методом сравнительного анализа сведений уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений (далее – уполномоченные органы) и данных автоматизированной информационной системы Федерального агентства лесного хозяйства.
4. При отклонении полученного от уполномоченного органа среднего по субъекту Российской Федерации значения класса пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды от соответствующих значений автоматизированной информационной системы Федерального агентства лесного хозяйства менее чем на 30%, данные уполномоченного органа считаются достоверными.
5. Для проведения экспертной оценки достоверности сведений о лесных пожарах выполняются следующие действия:
а) сбор информации от уполномоченных органов в соответствии с пунктом 6 настоящей Методики1;
б) выборка данных из автоматизированной информационной системы в соответствии с пунктом 7 настоящей Методики;
в) расчет показателя, необходимого для сравнительного анализа сведений о лесных пожарах по данным автоматизированной информационной системы и данным уполномоченных органов;
г) анализ значения показателя из подпункта «в» настоящего пункта.
6. Состав информации уполномоченных органов для проведения сравнительного анализа:
показатель № 1 – покрытая лесом площадь в га, пройденная лесными пожарами за отчетные сутки на землях лесного фонда, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
7. Состав информации автоматизированной информационной системы, используемой в сравнении:
показатель № 2 – количество лесных пожаров, зарегистрированных автоматизированной информационной системой на землях лесного фонда, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за отчетные сутки;
показатель № 3 – покрытая лесом площадь в га по данным автоматизированной информационной системы, определенная как пройденная всеми лесными пожарами за отчетные сутки на землях лесного фонда, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
8. В показателе № 2 учитываются лесные пожары, зарегистрированные с помощью автоматизированной информационной системы, в случаях, если точка регистрации лесного пожара располагается на территории земель лесного фонда и находится на расстоянии более 2 км до её границы.
9. Покрытая лесом площадь (показатель № 3) определяется с использованием алгоритма, основанного на определении участков активного горения (вычисление площадей осуществляется с помощью автоматизированной информационной системы на основе оперативных данных, с помощью математических расчетов). При этом из расчета площади, пройденной огнем (показатель № 3), исключается значение площади лесных пожаров, которая по информации региональных специализированных диспетчерских служб является:
а) не относящейся к землям лесного фонда (за исключением случаев, если средствами автоматизированной информационной системы подтверждено, что горение происходит на территории земель лесного фонда);
б) относящейся к площади, на которой осуществляется профилактическое контролируемое противопожарное выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других горючих материалов;
в) относящейся к площади, на которой осуществляется сжигание порубочных остатков (если в указанный период не запрещены огневые работы).
10. Показатель сравнительной оценки (показатель № 4) представляет собой отношение показателя № 3 к показателю № 2.
11. Данные уполномоченного органа признаются достоверными, если: отклонение данных по площади, пройденной огнем (показатель № 4), не превышает по модулю 1,3, либо средняя площадь, пройденная огнем на один действующий пожар (показатель № 3 разделить на показатель № 2), меньше 150 га при отклонении по абсолютной величине не более 1000 га./forestforum.ru/