27.07.2012 27 июля 2012 года председатель Правительства РФ Д.А. Медведев провел правительственное совещание в формате видеоконференции, посвященное лесным пожарам (официально на совещании шла речь о "ситуации, сложившейся в регионах, подвергшихся воздействию аномально высоких температур"). Как сообщает Лесной форум Гринпис России, подобные совещания уже превратились в традиционный ежегодный ритуал: когда ситуация с лесоторфяными пожарами и задымлением становится критической, власть начинает нервничать и совещаться, и даже обещать что-то исправить и кого-то привлечь к ответственности - но в силу своей медлительности ничего важного не успевает сделать до окончания пожароопасного сезона. Осенью же, когда пожары затихают в силу смены времен года, власть успокаивается и переходит от намерений и обещаний к благодушному самовосхвалению. В итоге каждый новый пожароопасный сезон страна встречает все менее и менее готовой к борьбе с лесными пожарами.
При этом базовые проблемы нынешнего лесного законодательства и основанной на нем системы государственного управления лесами, приводящие к ежегодным пожарным катастрофам в наших лесах, не исправляются, а иногда даже усугубляются бестолковыми решениями власти. Леса, за редчайшими исключениями, по-прежнему остаются беспризорными землями, охранять которые от нарушителей правил пожарной безопасности практически некому. Людей, оставшихся работать в лесу, по-прежнему не хватает, чтобы удерживать ситуацию под контролем при высокой и чрезвычайной пожарной опасности по погодным условиям. Отраслевой бумагооборот по-прежнему съедает основную часть времени тех руководителей и специалистов, которые теоретически должны были бы организовать охрану лесов от пожаров. Главным методом "борьбы с пожарами" по-прежнему является ложь: чиновнику гораздо проще, выгоднее и безопаснее с точки зрения карьеры скрыть информацию о пожаре, чем запросить у вышестоящих инстанций необходимые дополнительные силы для его тушения.
Поскольку эти проблемы не только не решаются, но даже и не признаются, при сохранении нынешней системы государственного управления лесами мы просто обречены на ежегодное повторение пожарных катастроф в тех или иных частях нашей страны, отмечает Лесной форум Гринпис России.
Лесной форум Гринпис России приводит стенограмму первой части этого совещания (посвященной пожарам):
"Д.А.Медведев: Так, давайте начнём работать. Я всех собрал для того, чтобы обсудить ситуацию, которая, к сожалению, у нас в значительной части регионов сегодня сложилась в связи с аномальной жарой, засухой на Южном Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. У нас на связи сейчас восемь субъектов нашей страны, присутствуют руководители Правительства, Минприроды, МЧС, Минсельхоза, Минздрава, Минрегиона, Рослесхоза и Росгидромета. Хотел бы сразу сказать, что речь не идёт просто о тушении пожаров и их предотвращении, речь, конечно, касается здоровья и безопасности людей, которые страдают от погодных аномалий. Естественно, предлагаю также затронуть ситуацию, которая сложилась в связи с засухой, и меры по спасению урожая. Жду от губернаторов информацию о том, какие меры приняты для оказания помощи наиболее незащищённым категориям населения (людям пожилого возраста, детям), а также что делается для локализации пожаров и поддержки сельхозпроизводителей. В этом контексте с учётом того, что мы занимаемся с вами этой проблематикой не первый год. Хотел бы, чтобы мне доложили, как в настоящий момент всё-таки действует система страхования имущества и страхования урожаев. Есть и, может быть, такие менее значимые темы, но они всё равно создают много проблем и в конечном счёте влияют на самочувствие и настроение людей. Я, например, имею в виду температурный режим в больницах, учреждениях социального обеспечения и в общественном транспорте. Очень часто читаю о том, что в том или ином общественном транспорте люди просто задыхались - касается и метро, и некоторых других видов транспорта.
Наконец, как функционируют аэропорты и насколько в настоящий момент обеспечивается график полётов? Только что посмотрел сообщение, я так понимаю, что в Томске ситуация очень тяжёлая: аэропорт периодически то работает, то не работает из-за пожаров и задымления. Жду доклад на эту тему.
В этом году в ряде регионов пожароопасный сезон наступил на две недели раньше, чем обычно, раньше, чем средние многолетние так называемые наблюдения. Площадь пожаров уже сейчас на 20% выше прошлогодних показателей. Такая ситуация для России, конечно, не редкость. Пока нет, конечно, того, что было, скажем, в 2010 году, но тем не менее ситуация весьма и весьма острая. Я напомню, что после пожаров 2010 года был принят целый комплекс мер по организации системной работы. Они в целом принесли свой результат: была скорректирована нормативно-правовая база, созданы специализированные лесопожарные службы, увеличена численность государственных инспекторов (специально этим занимались) практически в 2 раза - с 8 до 15,5 тыс. человек. Усилена административная и уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности. Но тем не менее, хотел бы услышать ваши мнения, насколько эффективны эти меры, что ещё необходимо предпринять.
Уже сейчас в 11 регионах ситуацию с пожарами можно назвать чрезвычайной, есть, к сожалению, пострадавшие и даже погибшие. Я думаю, что нет здесь смысла напоминать ни губернаторам, ни представителям федеральных властей, что вся необходимая помощь должна быть оказана незамедлительно и в соответствии с существующими правилами.
Конечно, причина происходящего не только в погоде, зачастую это связано с неспособностью контролировать ситуацию, оперативно принимать решения, своевременно оповещать людей и локализовывать очаги возгорания. Мне хотелось бы, чтобы был отдельный доклад, отдельное сообщение о том, как действует сегодня система защиты лесов, хватает ли современной техники? Мы когда-то потратили на это много времени, я лично этим занимался, деньги выделяли. Как осуществляется взаимодействие соответствующих служб на всех уровнях? Также должна быть предоставлена информация, как расходовались бюджетные деньги, которые выделялись на профилактику и тушение лесных пожаров. Понятно, что лето ещё в самом разгаре, здесь ещё можно где-то ситуацию подправить. Как свидетельствует информация, которая была передана мне, объём кредиторской задолженности по этому направлению составляет практически 0,5 млрд рублей. Нужно разобраться, почему это так.
И тема, которая, к сожалению, у нас практически стала в последнее время постоянной, но по которой нет существенных изменений, - это страхование: и страхование сельхозпроизводителей, и страхование людей от природных аномалий. Это касалось в 2010 году пожаров, это коснулось в этом году ситуации, возникшей после чрезвычайного происшествия, стихийного бедствия в Крымске, это касается, естественно, той ситуации, которая в настоящий момент складывается в целом ряде регионов. В этом году, кстати, напомню, должна заработать в полном объёме новая система страхования урожая с оказанием государственной поддержки до 50% от суммы страховой премии. Одна из задач руководителей регионов - максимальным образом использовать все стимулы, для того чтобы граждане добровольно страховали своё жильё, своё имущество, а сельхозпроизводители, естественно, добровольно страховали свой урожай. И ещё раз напоминаю о том, что я давал поручение вернуться к вопросу об обязательном страховании от стихийных бедствий, так, как это было в советские времена. Ещё раз повторяю, меня не устраивает ответ, что это сегодня не соответствует неким общим подходам к осуществлению страхования и так далее. Издержки, которые мы несём (я не говорю о человеческих жизнях и здоровье - это бесценно), но даже материальные издержки, которые мы несём в виду отсутствия страхования, - колоссальные. Во всём мире именно так делают, а не подписывают указов и постановлений о выделении денежных средств. Это делается в абсолютно уникальных ситуациях, во всех остальных случаях недвижимость застрахована.
Давайте послушаем, что и как. Нас коллеги в регионах слышат, у нас подключены Тыва, Забайкальский край, Красноярский край, Томская область, Тюменская область, Челябинская область, Ямал и Оренбургская область. Но сначала хочу, чтобы руководители федеральных ведомств несколько слов сказали о текущей ситуации, о том, что будет происходить по прогнозам. Пожалуйста, Александр Васильевич Фролов - руководитель службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
А.В.Фролов (руководитель Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды): Спасибо. Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники совещания! Весенне-летний период 2012 года для ряда регионов сложился в связи с жаркой и сухой погодой достаточно проблематичным и оказал влияние на ряд отраслей экономики, прежде всего на сельское хозяйство, на лесное хозяйство и на речной транспорт. На слайде, который у Вас есть, Дмитрий Анатольевич, Вы сейчас можете видеть...
Д.А.Медведев: Это ваши?
А.В.Фролов: Мне сказали, что будет в айпаде у Вас.
Д.А.Медведев: В айпаде? Сейчас открою.
А.В.Фролов: Вы видите карту классов пожарной опасности в лесах Российской Федерации в разрезе субъектов Федерации и отдельных регионов. Эта карта является комплексным показателем природной опасности и включает в себя данные по температуре и осадкам и состоянию лесов в конкретном регионе. Если не загрузилось - могу передать.
Д.А.Медведев: Ну передайте. Я просто пока...
А.В.Фролов: Я прошу прощения.
Д.А.Медведев: Ничего, происходит. Спасибо.
А.В.Фролов: Эта карта рассчитывается ежедневно, и здесь внизу также дан прогноз класса пожарной опасности до конца месяца. Пятый, чрезвычайный класс мы можем видеть на европейской территории, в Южном федеральном округе, а именно в отдельных районах Калмыкии...
Д.А.Медведев: Это красные вот эти, которые сейчас...
А.В.Фролов: Да. Красный - пятый, такой близкий к красному - это четвёртый, тоже уже опасность большая.
Южный федеральный округ, а именно в отдельных районах Калмыкии...
Д.А.Медведев: Загрузилось, но загрузилось в чёрно-белом варианте. Вот тот, кто загружал, - молодец. Значит, определить, где красный цвет, а где зелёный, не представляется никакой возможности. Пожалуйста.
А.В.Фролов: Значит, Южный федеральный округ: отдельные районы Калмыкии, Астраханская, Ростовская области, Краснодарский и Ставропольский края. И эта тенденция сохранится до конца месяца. А также Приволжский округ - будет нарастать эта опасность, в частности в Башкортостане и в Оренбургской области. Уральский федеральный округ, в частности Челябинская, Оренбургская области, которые страдают последние несколько недель от жаркой погоды. Ситуация будет несколько улучшаться в связи с тем, что (я также загрузил несколько карт по аномалиям и по абсолютным значениям температуры). Мы ожидаем, начиная с ближайших дней, роста и повышения температуры на европейской территории, поскольку возникает ситуация, блокирующая антициклоны, похожая, с точки зрения синоптиков, на 2010 год. Но она не будет столь выражена, поскольку уже вторая половина лета. Тем не менее температура будет повышаться повсеместно на европейской территории России. В Московском регионе в ближайшие дни - до 28-30 градусов. Тепло продвинется даже до северо-запада. В Приволжском округе и особенно в ряде регионов Северо-Кавказского округа максимальное значение дневной температуры будет достигать 38-40 градусов - аномально жаркая погода для этого периода. Аномалия - до 6-8 градусов в этом регионе. Уральский округ: туда сместится область пониженного давления, пройдут дожди, и ситуация несколько стабилизируется в ближайшие пять дней, но потом опять ожидается возвращение волн тепла. Очень сложная ситуация на азиатской территории Российской Федерации. В отдельных регионах Красноярского края, на юге, за 40 и более суток не выпало ни одной капли дождя. В ближайшие пять дней ситуация там не изменится. Потом на второй неделе мы ожидаем некоторое понижение температуры, но дожди будут не повсеместно и останутся очаги высокой пожарной опасности в Эвенкии и на севере Иркутской области. В целом Красноярский край будет находиться в зоне повышенной опасности. Эта жаркая погода привела к серьёзным проблемам в сельском хозяйстве. Дефицит осадков в июне и июле...
Д.А.Медведев: Хотелось бы понять по прогнозам, которые в настоящий момент сделаны, в Сибири, в азиатской части, каким ожидается август?
А.В.Фролов: Мы повсеместно аномалию температуры для августа по России за исключением Чукотки ожидаем положительную. И значительные аномалии на европейской территории могут быть. Среднемесячные не такие большие по величине - один-два градуса, но в отдельные периоды будут периоды жаркой погоды. И также для Сибири высокая температура.
Д.А.Медведев: А прогнозы по дождям в Сибири?
А.В.Фролов: По дождям. В ближайшие пять суток дожди будут только в Уральском округе, и лишь частично они затронут самый юг Сибирского федерального округа. И также пройдут отдельные дожди по дальневосточному побережью. В дальнейшем, у нас есть оценки аномалий, в принципе близка к норме месячная сумма осадков, а детализировать мы можем не более чем за три-пять суток по региону.
Д.А.Медведев: Понятно.
А.В.Фролов: По сельскому хозяйству этот дефицит осадков особенно и суховеи, которые усилили почвенную засуху, привели к серьёзным последствиям для урожая на территории Приволжского федерального округа. Сделали оценки полностью или частично погибших сельскохозяйственных культур в ряде областей. Так, в Саратовской области площадь погибших посевов составляет 7%, в Республике Башкортостан - 15%, в Оренбургской области - почти 30%, в Волгоградской - 33%, в Калмыкии - 63%. Усиление засухи в последние 10 суток и резкое ухудшение агрометеорологических условий формирования урожая на юге Уральского федерального округа и в южных земледельческих районах Западной Сибири. Сейчас выполнены расчёты урожайности зерновых, зернобобовых культур, а также по их отдельным составляющим: пшеница, яровая, озимая, ячмень и так далее. Этот прогноз составляет 77-80 млн тонн, это примерно на 7-10 млн тонн меньше, чем в среднем за пять лет и примерно на 15-16 млн тонн меньше, чем в прошлом году. Но это выше, чем катастрофические неурожаи, которые у нас наблюдались в 2010.
Д.А.Медведев: Вы с 2010 годом сравниваете?
А.В.Фролов: Да, ну прогноз вот...
Д.А.Медведев: Да, 2010 год совсем плохой...
А.В.Фролов: Ещё проблемы связаны с маловодностью рек европейской территории отчасти и в большей степени азиатской территории. В связи с прогнозом, который был достаточно успешным на весну-лето, были форсированы главные водохранилища Волжско-Камского каскада, и запас воды там достаточный для того, чтобы обеспечить потребности и населения, и энергетиков, и транспортников. Но на малых реках, таких как Уфа, или отдельных реках Камского бассейна (река Белая), дефицит воды довольно значительный и составляет 40-60% от нормы. Традиционно у нас уже 4-5 лет засуха в районе Дона и Цимлянского водохранилища. В этом году ситуация там значительно улучшилась: в связи с тем, что приток воды составил 2-2,5 нормы по отношению к среднемноголетнему, ситуация смягчилась. На азиатской территории маловодность рек прежде всего наблюдается в бассейне Оби почти повсеместно и многих её притоков. Также на Колыме, на некоторых реках (Надым, Таз) и в Приамурье. Эта проблема осложняет судоходство и создаёт трудности для северного завоза, поэтому необходимо принимать меры, для того чтобы в более сжатые сроки провести северный завоз, использовать маломерные суда, но в целом ситуация не выйдет из-под контроля. Мы ожидаем, что после 10-15 августа начнутся значительные дожди на азиатской территории, ситуация будет смягчена.
Д.А.Медведев: Я так понимаю, что всё-таки маловодность не скажется в такой степени на проблемах северного завоза и на судоходности рек, потому что я слышал такие действительно очень тревожные репортажи на эту тему.
А.В.Фролов: Для ряда рек мы имеем в разрезе субъектов Федерации точные данные, где, в каких реках и какие мы имеем уровни и прогнозы, и, ориентируясь на эти данные, нужно ориентироваться, чтобы своевременно обеспечить завоз. Это, ещё раз повторю, долина реки Оби с её притоками, Приамурье и также Колыма. Вот в основном проблемные регионы.
Д.А.Медведев: Мы посмотрим, что там будет происходить, потому что если всё-таки ситуация будет хуже, то тогда нужно форсировать завоз, и губернаторы это должны понимать. Ладно, спасибо Александр Васильевич. В общем, ситуация тяжёлая, не сильно порадовали, но, с другой стороны, хорошо, что хотя бы нет сценария, похожего на сценарий 2010 года, потому что он был для сельского хозяйства и для огромного количества людей просто драматическим.
Так, теперь по лесопожарной обстановке в наиболее проблемных субъектах - Виктор Николаевич Масляков, пожалуйста.
В.Н.Масляков (руководитель Федерального агентства лесного хозяйства): Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники совещания! Дмитрий Анатольевич, то изменение, которое произошло в законодательстве в 2011 году, дало возможность конкретизировать и зону ответственности, и организацию по профилактике обнаружения и тушения лесных пожаров. И сегодня эти документы все работают. Осталось, конечно, следить конкретно за качеством исполнения этих полномочий в субъектах. Мы разработали на основе этих законодательных документов всевозможные методички, которые отправили в субъекты, для того чтобы понимали алгоритм действия в рамках действующего законодательства. С начала лесопожарного сезона 2012 года возникло 16240 лесных пожаров на общей площади 1,321 млн га. По количеству лесных пожаров мы идём на уровне 2011 года, а по площади на 16% у нас больше. Я хотел бы сказать о ситуации, сложившейся в субъектах к середине июня и июля, - очень тяжёлая ситуация в субъектах Урала и Сибири. Это связано с тем, что в субъектах от 50 до 70 дней подряд - пятый класс пожарной опасности практически. Мы связывали с другими периодами, данными по другим годам. Конечно, это аномальная ситуация, которая привела к сложившимся сейчас процессам, которые идут. Очень сложная обстановка в Красноярском крае - огнём пройдено 212 тыс. га, в Томской области - 71 тыс. га (но в Томской области около городов, поэтому возникает большое количество проблем), в Ямало-Ненецком автономном округе - 60 тыс. га.
Сегодня, по нашему мнению, всё-таки руководители субъектов Российской Федерации должны руководствоваться теми документами, которые приняты и связаны с чрезвычайными ситуациями и лесным законодательством. Вот есть конкретный документ - это сводный план тушения лесных пожаров, который каждый субъект спроектировал. Хотел бы привести пример. Томская область - сводный план тушения лесных пожаров (то есть свои силы и средства) на 34%, Тыва - на 8%, Ямало-Ненецкий округ - на 14...
Д.А.Медведев: На 8%?
В.Н.Масляков: Да, на 8%, но там и ситуация сейчас поспокойнее после весеннего того пика, 14% - Ямало-Ненецкий округ. И, конечно, у нас вызывает тревогу позиция региональных, субъектовых властей к действующему законодательству и, конечно, принятию оперативных управленческих решений. Это формальное введение режимов ЧС. Режим ЧС - это комплекс мероприятий, это в первую очередь закрыть доступ граждан в леса - самый эффективный способ, который даёт хороший результат, и ряд других превентивных мер, связанных уже с работой муниципалитетов и взаимодействием всех органов власти на территории субъекта Российской Федерации.
В этом году мы перебросили 45 тыс. человеко-дней. Это работали наши парашютисты-десантники федерального резерва. В прошлом году за весь год 24 тыс. отработали, то есть практически парашютно-десантные силы... Северо-Запад не горит, центральная часть не горит, мы все силы перекинули на Дальний Восток. Мы ещё усилили Красноярск и Томск, отправляем сегодня самолёты с дополнительными силами и средствами. Но, конечно, когда собственные силы развёрнуты на такой низкий процент, наша помощь, я думаю, будет эффективной, но не настолько, потому что реально в субъекте не развёрнуты все силы и средства, которые запланированы самими же субъектами Российской Федерации.
Я хотел бы поднять несколько проблемных вопросов, о которых и Вы, уважаемый Дмитрий Анатольевич, сказали, - это 490 млн кредиторской задолженности. Мы изучали проблему страхования лесов и мировой опыт и пришли к выводу, что если федеральный бюджет будет выступать гарантом по лесам, а у нас 1 млрд 180 млн га с лишним площадей лесного фонда, и угадать, какой субъект будет гореть больше или меньше, очень сложно... И ту кредиторку, которая в последние годы у нас появлялась, мы, конечно, ревизируем. Она соответствует действительности по паспортам пожаров, то есть действительная. Эти 490 млн Минфин... С этого года вдруг появилась новая практика не закрывать эту кредиторскую задолженность. Но отправить деньги какому-то из регионов, угадать, где будет погода, очень сложно. Поэтому большая просьба: практику закрытия кредиторской задолженности (обычно это 600-700 млн в год) сохранить.
Д.А.Медведев: А что это означает и в какой момент осуществляется?
В.Н.Масляков: Практически мы поправками по девять месяцев и по году - вносим поправки в федеральный бюджет и потом компенсируем субъектам Российской Федерации. И они, зная о том, что у них эти деньги появятся в субъектах, планируют свою работу. А эти 490 млн не заплатили кому-то за работу, произведённую в прошлом году, в прошлом пожароопасном сезоне.
Д.А.Медведев: Аркадий Владимирович (обращаясь к А.В.Дворковичу), поговорите с Минфином на эту тему, чтобы здесь был порядок.
А.В.Дворкович (заместитель Председателя Российской Федерации): Дмитрий Анатольевич, на самом деле, разговор был, я доведу его до конца просто.
Д.А.Медведев: Пожалуйста (обращаясь к В.Н.Маслякову).
В.Н.Масляков: Очень серьёзная тема - это парашютисты-десантники, численность которых в России мы должны довести до 5,9 тыс. человек, мы их добавляем где-то по тысяче человек в год. Готовить этих специалистов - это сложный процесс: они должны иметь определённые навыки и проходить ежегодные тренировки. Они находятся в субъектах Российской Федерации, и мы просим поддержать и довести численность этих специалистов до 5,9 тыс. человек. И кроме всего прочего, предусмотреть страхование этих людей, потому что механизмы не работают.
Д.А.Медведев: Я знаю. Был печальный очень случай в Тыве, мне докладывал руководитель республики. Надо обязательно предусмотреть страхование, потому что это очень рисковая работа, героическая на самом деле работа. Надо это сделать.
В.Н.Масляков: У нас, к сожалению, в этом году 11 парашютистов-десантников погибли и один скончался в больнице. Вот такой результат, на самом деле это подготовленные люди, специалисты высокой квалификации, которые на самом деле попадают в эту стихию.
Д.А.Медведев: И численность группировки нужно наращивать.
В.Н.Масляков: 5900, у нас сегодня 3700. И, конечно, мы их без отдыха гоняем по всей стране - это очень тяжело.
Конечно, хотелось бы отдельно сказать слова благодарности за те программы, которые практически... Субъекты Российской Федерации получили технику - это 5 млрд в прошлом году. Сформировали 147 пожарно-химических станций третьего типа. Эта пожарно-химическая станция третьего типа обслуживает площадь от 500 тыс. га, и они показали свою эффективность. В этом году мы получили 3,5 млрд рублей, но у нас возник новый вопрос: система распределения когда начинает делить эти деньги по гектарам - очень сложно. Мы запланировали, например, 150 млн Якутии (понятно, почему), Минфин нам согласовал 39 млн, потому что у них свои какие-то алгоритмы, которые связаны именно с площадями, с какими-то конкретными оценочными критериями. Мы их попросили бы поддержать всё-таки субъекты, которые на самом деле разный породный состав имеют леса, и соответственную пожарную опасность, и природно-климатические особые условия, такие как, предположим, Якутия.
В целом хотел бы сказать о том, что ситуация по России управляемая. Та законодательная база, которая принята, даёт такие системные подходы и решения, даёт результаты. Хотелось бы только в конце своего выступления попросить более серьёзно относиться на региональном уровне к исполнению законодательства, и в первую очередь к качеству исполнения переданных полномочий в отношении управления лесами.
Д.А.Медведев: Ладно, спасибо. Мы ещё регионы сейчас послушаем, у них естественно, будет и свой взгляд на некоторые проблемы.
Теперь по информации МЧС, что делается по обеспечению пожарной безопасности в населённых пунктах и критически важных объектах экономики. Пожалуйста, Владимир Андреевич Пучков.
В.А.Пучков (министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий): Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемы коллеги! В соответствии с решением правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС в стране создана группировка сил общей численностью более 930 тыс. человек, 125 тыс. единиц техники. Кроме того, подготовлен пакет решений и реализованы поручения Правительства Российской Федерации: мы провели в этом году массовую проверку всех муниципальных образований, большинства критически важных объектов экономики, отдельно стоящих. Все предписания, Дмитрий Анатольевич, я докладываю, в этом году выполнены практически на 100%. Это позволило нам защитить больше 20 тыс. населённых пунктов и больше 5 тыс. критически важных объектов - объектов энергетики, объектов транспортных коммуникаций - от лесных пожаров.
Но вместе с тем, с учётом той ситуации, которая сегодня складывается у нас в Сибири, на Дальнем Востоке и Урале, неблагоприятного прогноза погоды, и того, что граждане страдают от последствий лесных пожаров (это задымление и сложная ситуация в некоторых городах), мы спланировали и осуществляем ряд дополнительных мероприятий. В том числе, во-первых, усилена группировка, в том числе авиационная, в регионе. Мы уточнили план взаимодействия: докладываю, что все соответствующие авиационные средства Министерства внутренних дел, Министерства обороны, Федеральной службой безопасности дооборудованы техническими устройствами для борьбы с лесными пожарами. Мы уже в Оренбургской области совместно с Минобороны такую операцию проводили.
Второе: мы перевели на усиленный режим работы систему космического мониторинга и, имея реальные данные по термоточкам, в этом году, Дмитрий Анатольевич, применяем новый способ работы - доводим данные космического мониторинга по угрозе возникновения и распространения огня непосредственно до муниципальных образований, находим критические точки и точечно начинаем работать уже в день возникновения. Реализуется принцип: количество пожаров, которые возникают, должно быть меньше, чем количество пожаров, которые мы тушим ежесуточно.
С учётом тех задач, которые стоят перед нами, представляется целесообразным, чтобы в том числе и субъекты Российской Федерации на местах осуществили дополнительные меры. Во-первых, это касается необходимости своевременного введения режима противопожарной защиты и выполнения дополнительных мероприятий в тех муниципальных образованиях, где возникает реальная угроза жизни и здоровью людей. Во-вторых, хотелось бы своевременно получать запросы со стороны руководителей субъектов Российской Федерации по применению федеральной авиации для прикрытия населённых пунктов, критически важных объектов экономики, а в отдельных случаях и для локализации и тушения крупных лесных пожаров.
Кроме того, хотелось бы обратить внимание руководителей субъектов Российской Федерации на необходимость выполнения дополнительных мероприятий по защите детских оздоровительных лагерей и других объектов социальной защиты, которые находятся у нас за пределами населённых пунктов в угрожаемых районах. Совместные усилия позволят нам выполнить все задачи, которые поставили Вы, Дмитрий Анатольевич, и те решения, которые были приняты на правительственной комиссии. В целом обстановка стабильная и находится под контролем. Доклад закончен.
Д.А.Медведев: Сейчас мы послушаем коллег, какая там стабильная у них обстановка. Хотите реплику какую-то? Пожалуйста.
Д.О.Рогозин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, вчера по Вашему поручению мы провели селекторное совещание с участием регионов по отработке систем оповещения населения об угрозах техногенного природного характера с участием руководства Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства обороны, Военно-промышленной комиссии. Но вот по материалам сегодняшнего мероприятия хотел бы предложить дополнительно включить в проект поручений Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) - включить в подготовку десантников, пожарных, а также использовать их силы и средства, в том числе авиацию (у них же есть своя авиация). А также персонал, который обучается военно-техническим дисциплинам, - в организацию общих работ под руководством единого штаба по пожаротушению.
Д.А.Медведев: Хорошо, давайте это сделаем. У ДОСААФ есть свои возможности, ну и люди, давайте это сделаем. В принципе, есть квалифицированный персонал, хорошо, профессионально подготовленные люди. Давайте это сделаем.
Вероника Игоревна (обращаясь к В.И.Скворцовой), как, с вашей точки зрения, сказывается аномальная погода на состоянии людей? Прежде всего на юге у нас в стране, в азиатской части? То, что я говорил: общее состояние дел в больницах, на транспорте, в некоторых других местах?
В.И.Скворцова (министр здравоохранения Российской Федерации): Спасибо, Дмитрий Анатольевич. Мы постарались учесть тот горький опыт, который был в августе 2010 года, когда за один месяц у нас был пик сердечнососудистой смертности практически не только в тех регионах, которые особенно пострадали, но и в целом по стране. Поэтому в течение последней недели мы вместе со всеми руководителями департаментов здравоохранения всех регионов проводим совместную работу. Мы создали, во-первых, перечень обязательных мероприятий первой помощи при задымлении и возгораниях и внедрили по регионам, подготовили план действий по защите здоровья населения от воздействия аномальной жары, который включает и работу с населением, и работу в первичном звене здравоохранения, особенно направленную на группы риска населения - это беременные женщины, дети, пожилые, одинокие и ограниченные в возможностях люди. Мы разрешили временное стационирование в лечебно-профилактических учреждениях. И то, о чём Вы сказали, Дмитрий Анатольевич, в отношении температурных режимов в ЛПУ, мы сейчас дополнительно возьмём под контроль обязательно. Сегодня я провела утром селектор со всеми 83 регионами, с региональными министрами здравоохранения, и мы проговорили наши дальнейшие шаги. Мы надеемся, что в этом году нам удастся избежать неприятностей с состоянием здоровья. В настоящее время никаких колебаний относительно обычных значений нет, и мы держим ситуацию под контролем.
И последнее, что хотела бы отметить: медицина катастроф (всероссийская служба) вместе с МЧС уже сейчас активизировалась в восьми регионах. Мы образовали резерв коечный, резерв лекарственных препаратов, и постоянно идёт мониторинг ситуации.
Д.А.Медведев: Ладно. Спасибо. Владимир Андреевич (обращаясь к В.А.Пучкову), по линии МЧС техники-то пока хватает? Потому что я помню, сколько мы денег выделили, да и Вы тогда этим занимались, и ваш предшественник. Сейчас всё нормально, вообще в целом с техникой - и наземной, и по самолётам? Как дела?
В.А.Пучков: В целом техники хватает. Мы дополнительно уже получили два самолёта, Бе-200ЧС, ещё шесть самолётов уже стоят на стапелях. Кроме того, совместно с Минобороны, МВД и ФСБ мы выполнили комплекс мероприятий - 133 воздушных судна оснащены по решению Правительства Российской Федерации выливными авиационными приборами, подготовлены экипажи, уточнены все планы взаимодействия.
Д.А.Медведев: Они сейчас где? Они в Сибири как раз находятся?
В.А.Пучков: Они находятся, в том числе, в Сибири. Мы сейчас усилили группировку, дополнительно 10 воздушных судов я туда направил совместно с моими коллегами. Кроме того, мы привели уже в готовность авиацию в Центральном регионе и на юге страны." Лесной форум Гринпис России
/WOOD.RU/