13.07.2012 Зарегистрирован в Минюсте приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 6 июня 2012 года № 240 "Об утверждении нормативов патрулирования лесов должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану). Этот приказ официально подтверждает тот факт, что государственной лесной охраны в лесах России в настоящее время практически нет и не предвидится, несмотря на то, что слова "лесная охрана" формально были возвращены в Лесной кодекс полтора года назад. Площади лесов, приходящиеся на одного работника лесной охраны в соответствии с этим приказом, чрезвычайно велики, что означает практически полное отсутствие государственной лесной охраны (тем более, что на этих работников возлагается множество иных обязанностей, кроме охраны лесов).
Утвержденные нормативы патрулирования лесов предполагают радикальное увеличение площади лесов, приходящейся на одного работника лесной охраны, по сравнению с периодом до введения Лесного кодекса РФ 2006 года. Например, в Московской области в 2003 году площадь одного обхода составляла 0,8 тысячи гектаров, а по новым нормативам - 11,5 тысяч гектаров; в Ленинградской области в 2003 году площадь одного обхода составляла 1,7 тысячи гектаров, а по новым нормативам - 23 тысячи гектаров; в Вологодской области в 2003 году площадь одного обхода составляла 6,3 тысячи гектаров, а по новым нормативам - 35 тысяч гектаров; в Красноярском крае в 2003 году площадь одного обхода составляла 31,9 тысяч гектаров, а по новым нормативам - 450 тысяч гектаров.
В некоторых регионах площадь, приходящаяся на одного работника лесной охраны, номинально уменьшилась за счет исключения резервных лесов из зоны наземного патрулирования (например, в Чукотском автономном округе площадь одного обхода в 2003 году составляла 3433,8 тыс. га, а по новым нормативам - всего 925 тыс. га), но это в реальности ничего не меняет, поскольку на практике и один человек на миллион гектаров, и один человек на три миллиона гектаров, означает отсутствие лесной охраны.
Конечно, сравнение новой системы со старой весьма условно, поскольку при старой системе большинство работников государственной лесной охраны выполняло в первую очередь функции лесных рабочих, а при новой - функции лесных бюрократов (служителей бумагооборота). Охрана лесов как при старой системе, по крайней мере с начала 90-х г.г., так и при новой, является для большинства должностных лиц делом второстепенным. Но при старой системе как минимум в экстренных случаях (например, при чрезвычайном уровне пожарной опасности) можно было обеспечить охрану лесов силами большого количества квалифицированных и знающих лес работников, а при новой сделать это уже невозможно. Обеспечить приемлемый уровень охраны лесов от пожаров и нарушений правил пожарной безопасности при новой системе можно будет лишь при низкой или средней пожарной опасности в лесах по погодным условиям, но не при высокой и тем более не при чрезвычайной.
Кроме того, утвержденные нормативы содержат важную техническую ошибку. С 1 июля полномочия по управлению лесами Московской области переданы органам государственной власти этого субъекта РФ, но в приказе Рослесхоза Московской области в перечне регионов нет, зато указан норматив патрулирования должностными лицами федеральных органов.
Ссылка на предыдущее сообщение по данной теме: Рослесхоз разработал проект нормативов патрулирования лесов: леса предполагается оставить практически без охраны
Ниже приводится текст приказа (он пока официально не опубликован и в силу не вступил, но это, скорее всего, вопрос нескольких дней).
Зарегистрировано в Минюсте России 5 июля 2012 г. N 24810
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Приказ от 6 июня 2012 г. № 240
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВОВ ПАТРУЛИРОВАНИЯ ЛЕСОВ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСНОЙ НАДЗОР (ЛЕСНУЮ ОХРАНУ)
В соответствии со статьей 96 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251, N 30 (ч. I), ст. 3597, ст. 3599, N 30 (ч. II), ст. 3616, N 52 (ч. I), ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261, N 29, ст. 3601, N 30, ст. 3735, N 52 (ч. I), ст. 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 54, N 25, ст. 3530, N 27, ст. 3880, N 29, ст. 4291, N 30 (ч. I), ст. 4590) приказываю:
утвердить прилагаемые Нормативы патрулирования лесов должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), согласно приложению.
Руководитель В.Н.Масляков
Приложение к приказу Рослесхоза от 06.06.2012 № 240
НОРМАТИВЫ ПАТРУЛИРОВАНИЯ ЛЕСОВ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСНОЙ НАДЗОР (ЛЕСНУЮ ОХРАНУ)
Наименование субъекта Российской Федерации, органы исполнительной власти которого осуществляют переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений - Норматив патрулирования лесов должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) (тыс. га на 1 государственного лесного инспектора)
Республика Адыгея (Адыгея) - 5
Республика Алтай - 32
Республика Башкортостан - 29
Республика Бурятия - 98
Республика Дагестан - 3
Республика Ингушетия - 1,5
Кабардино-Балкарская Республика - 2,5
Республика Калмыкия - 2,5
Карачаево-Черкесская Республика - 3,5
Республика Карелия - 50
Республика Коми - 200
Республика Марий Эл - 13
Республика Мордовия - 5
Республика Саха (Якутия) - 400
Республика Северная Осетия - Алания - 2
Республика Татарстан - 10
Республика Тыва - 25
Удмуртская Республика - 25
Республика Хакасия - 20
Чеченская Республика - 1,5
Чувашская Республика - Чувашия - 7
Алтайский край - 17
Забайкальский край - 80
Камчатский край - 700
Краснодарский край - 6
Красноярский край - 450
Пермский край - 100
Приморский край - 35
Ставропольский край - 1,5
Хабаровский край - 125
Амурская область - 115
Архангельская область - 115
Астраханская область - 8
Белгородская область - 1,5
Брянская область - 7,5
Владимирская область - 4
Волгоградская область - 3
Вологодская область - 35
Воронежская область - 3
Ивановская область - 9
Иркутская область - 110
Калининградская область - 3,5
Калужская область - 7,5
Кемеровская область - 36
Кировская область - 67
Костромская область - 47
Курганская область - 6
Курская область - 3
Ленинградская область - 23
Липецкая область - 3
Магаданская область - 900
Мурманская область - 95
Нижегородская область - 12
Новгородская область - 16
Новосибирская область - 40
Омская область - 32
Оренбургская область - 3
Орловская область - 1
Пензенская область - 3
Псковская область - 16
Ростовская область - 2,5
Рязанская область - 3
Самарская область - 4
Саратовская область - 6
Сахалинская область - 34
Свердловская область - 100
Смоленская область - 7
Тамбовская область - 2,5
Тверская область - 18
Томская область - 140
Тульская область - 4,5
Тюменская область - 31
Ульяновская область - 7,5
Челябинская область - 7,5
Ярославская область - 7,5
Еврейская автономная область - 25
Ненецкий автономный округ - 13
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - 750
Чукотский автономный округ - 925
Ямало-Ненецкий автономный округ - 790
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) - Норматив патрулирования лесов должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) (тыс. га на 1 государственного лесного инспектора)
Территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства и подведомственные государственные учреждения - 11,5
Территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - 45/forestforum.ru/