11.07.2012 МЧС намерено сократить подведомственную Федеральную противопожарную службу (ФПС) примерно на 40 тысяч человек. Информация об этом появилась еще накануне, а сегодня глава ведомства Владимир Пучков дал по этому поводу разъяснение. Всего в МЧС работает более 300 тысяч человек, это специалисты разного профиля, среди которых пожарные и спасательные воинские подразделения. По мнению эксперта Накануне.RU, нынешние планы сокращений возбудят ненависть пожарных к МЧС. Дело в том, что военные сотрудники МЧС пользуются большими льготами, чем сами пожарные. Такая ситуация сложилась еще при Шойгу. Вместе с тем, эксперт задается вопросом – а нужна ли нам вообще система, которая не в состоянии предупредить население о возможных опасностях?
Проект указа об очередном реформировании МЧС предусматривает сокращение численности сотрудников противопожарной службы, имеющих специальные звания, к 2013 году на 20%.
Федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему МЧС. Всего в МЧС работает более 300 тысяч человек. Это специалисты разного профиля, в том числе пожарные и спасательные воинские подразделения. Из 300 тысяч работников министерства 220 тысяч человек являются сотрудниками Государственной противопожарной службы, в которую входят ФПС и противопожарная служба субъектов федерации.
Как пояснил сегодня глава МЧС РФ Владимир Пучков, в основном из противопожарной службы увольняют чиновников, а "боевые подразделения", такие, как спасатели и пожарные, напротив, расширяются.
"Есть план, который утвердил президент РФ. Этим планом, в том числе предусмотрена оптимизация численности пожарных, военнослужащих, федеральных госслужащих. Мы уже реализуем этот план: количество военнослужащих у нас сокращено в четыре раза. Количество сотрудников, которые подлежат сокращению, порядка 30%", - сказал министр.
Однако в свете, в том числе, и последних событий встает вопрос, а в правильном ли направлении оптимизируемся? В чем корень всех бед, когда только и остается – что ликвидировать последствия?
Обратимся к истории создания МЧС. В соответствии с решениями чрезвычайной сессии Верховного Совета РСФСР от 21–23 августа 1991 года, Борис Ельцин издал распоряжение о создании Российской Гвардии и одновременно дал согласие на вооружение Российского корпуса спасателей и трансформации его в Министерство по чрезвычайным ситуациям, поскольку в тот период у Российской Федерации, кроме милиции, других вооруженных формирований не было. Но уже в преддверии подписания Беловежских соглашений президент затормозил, а затем вообще прекратил шаги по созданию Российской Гвардии, поскольку у России появилась возможность юридически получить свои вооруженные силы. Но военизированное министерство по ЧС осталось. В 1992–93 годы на армию в целом надежда была слабая, поэтому параллельно в стране формировались ведомственные вооруженные формирования, как какой-то силовой противовес потенциально опасной и слабоуправляемой армии.
Уникальность нынешней ситуации заключается в том, что РФ – одна из немногих стран, где спасатели носят военные мундиры. Но от этого уровень защиты населения нисколько не становится лучше (хотя министр и указывает, что идут сокращения военнослужащих). Напротив, в СССР никогда не было МЧС, но таких провалов в борьбе со стихией не наблюдалось. Так стоило ли разрушать Гражданскую оборону и Государственную противопожарную службу ради создания организации вооруженных спасателей?
Как считает эксперт Накануне.RU полковник, кандидат военных наук, профессор Академии военных наук Анатолий Цыганок, пожарная охрана должна быть увеличена, при этом, возможно, даже выведена из состава МЧС.
"Сокращение численности противопожарной службы делается, видимо, чтобы возбудить ненависть пожарных к МЧС. Мотивация очень простая: военные сотрудники МЧС пользуются большими льготами, чем сами пожарные, такая ситуация была еще при Шойгу ", – говорит он.
В ходе предыдущей реформы произошло разделение работников государственной противопожарной службы на пожарных первого и второго "сорта" приказом МЧС РФ от 26.04.2005 № 351 "О признании утратившим силу приказов МЧС России от 20.06.2002" и от 18.12.2003 №7322, зарегистрированного в Минюсте 25.05.2005 №6647.
К первым отнесены сотрудники МЧС (люди в погонах), ко вторым - работники противопожарной службы, условия оплаты которым определены другим приказом МЧС №140 от 14 марта 2005 года. Приказ увеличивает надбавки за ненормированный рабочий день, за тяжелые и особо вредные условия, за классность, указывает Цыганок. На первый взгляд, великолепный образец заботы власти о трудной профессии пожарного. Однако, издевательская суть применения приказа заключалась, во-первых, в том, что он касался только тех, кто работает сегодня и сейчас, оставляя за бортом огромную массу пожарных пенсионеров (надбавки не распространятся на подсчет пенсии). Во-вторых, происходило разделение на два сорта: людей в погонах (сотрудников), которым пенсия начисляется по формуле — оклад по званию + оклад по должности + выслуга лет, и людей низшего сорта — работникам (без погон), пенсия которым будет начисляться пенсионным фондом, при единственной льготе - в 50 лет и выслуге работе пожарным (25 лет).
"Может быть, в идеале нужно убрать пожарную охрану из МЧС. Во всем мире пожарная охрана не подчиняется ни МВД, ни другим частям. Но, к сожалению, так получилось, что Шойгу нужно было получить генерала армии, количества людей в подчинении не хватало, ему подсоединили 300 тыс. пожарных, и тогда он получил это звание", – говорит Анатолий Цыганок.
Однако это не единственный перекос в деятельности министерства. "Вспомним, как готовился приказ Шойгу по чрезвычайным ситуациям. Я в то время служил в московской дружине. Против этого предложения, которое было принято в 1994 году, выступала Москва, Санкт-Петербург, несколько других городов, которые были уверены в своей правоте. По тому закону МЧС предупреждает о катастрофе, а заниматься проблемами пожаров предложено губернаторам", - говорит он.
В сущности, именно этот указ снимает с МЧС всякую ответственность за практическую работу, поскольку возлагает ответственность на руководителей местной власти.
"Кстати сказать, Шойгу – интересный человек. В свое время он сократил противопожарную охрану, но, став губернатором московской губернии, приказал в течение двух месяцев в четыре раза увеличить численность лесников, потому что для него пожары уже стали проблемой", - отмечает Анатолий Цыганок.
Было бы правильным увеличить их численность и в других регионах. И восстановить добровольные пожарные дружины, обеспечив их техникой. Пожалуй, не лишней была бы и эффективно работающая система авиационной защиты лесов.
"Еще в 2002 году система по пожарам, которая была признана лучшей в мире, лесная авиационная противопожарная охрана, приказала долго жить. Мы были лидерами в лесной деятельности, но господин Шойгу ликвидировал всю лесную авиационную охрану. Нужно сейчас восстанавливать авиационную защиту лесов, было 22 авиаотряда, которые должны быть", – говорит он.
"Как действовала раньше авиационная система пожаротушения в каждом российском регионе? Они с утра, как только есть сообщение, взлетают, определяют, где пожар, высылают пожарных. Пожар тушится. Сейчас ситуация совсем другая. В течение суток горит пожар, и фактически решение по авиационной технике принимается только спустя сутки!" – указывает военный аналитик.
В советские времена все леса были разделены на кварталы для проезда техники и для локализации верхового пожара. Применялось боронование (опашка). Большое значение придавалось профилактике пожаров. Например, пожарная охрана следила за тем, чтобы в населенных пунктах, где дома из дерева, устраивались отсечные кирпичные стенки, непреодолимые для огня. При тушении лесных пожаров использовались сборно-разборные трубопроводы, которые хорошо показали себя при тушении лесных пожаров в 1972 году в подмосковных лесах. В СССР было 18 трубопроводных бригад, способных развернуть за сутки 120 километров трубопровода диаметром 100 и 150 миллиметров. В частях ГО были также комплекты трубопроводов длиной до 15 километров.
Последние события на Кубани четко показали, что нужно восстанавливать и систему водного контроля, которая была в СССР. "Были ликвидированы сдуру все метеостанции. В советское время были специальные посты, которые предупреждали, где есть повышение уровня воды, и предупреждение происходило за шесть-семь часов. Но все это было ликвидировано", – рассказывает Анатолий Цыганок.
"Так нужна ли нам система, которая не в состоянии предупредить население? – задается вопросом эксперт. – Откровенно говоря, закон, когда МЧС предупреждает о пожарах, а борьбой с пожарами не занимается, – это интересная вещь. Советская система борьбы с ЧС, гражданская оборона, предусматривала не только прогнозирование, но и активное участие в борьбе со стихией"./nakanune.ru/