10.07.2012 На вчерашнее утро в крае было зарегистрировано 28 лесных пожаров - 11 действующих и 17 локализованных. А всего с начала пожароопасного сезона в крае возникло 574 пожара в лесу на площади более 82 тысяч гектаров.
Только в июне этого года в крае зарегистрировано 298 лесных пожаров (в прошлом году - 40). Самые «горимые» районы края - Ульчский, Солнечный, Ванинский, Комсомольский. Ежедневно из-за сухих гроз возникает от 10 до 15 новых очагов возгорания. При этом использование авиации для тушения признано малоэффективным, а спецтехнику в отдаленные районы доставить проблематично. Что делается на местах, чтобы снизить пожароопасную ситуацию в регионе? Об этом говорилось на заседании Комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), которое провел в Солнечном губернатор края Вячеслав Шпорт.
На дождь надежды нет
- С 26 июня из-за лесных пожаров в крае введен режим чрезвычайной ситуации, - обрисовал обстановку краевой министр природных ресурсов Василий Шихалёв. - Приостановлена работа 36 арендаторов лесных участков. В день ликвидируется 12-15 пожаров, но появляется практически столько же новых очагов возгорания.
Он отметил слабую подготовку районных КЧС к ликвидации лесных пожаров. Так, например, в Нанайском районе комиссия впервые собралась только через три дня после введения режима чрезвычайной ситуации. Последующие совещания отличались друг от друга только датой. В Советско-Гаванском районе комиссия собралась лишь спустя неделю после объявления ЧС: за это время три из четырех пожаров перешли в разряд крупных.
Немало нареканий было высказано в адрес арендаторов лесных участков, которые, согласно Лесному кодексу, обязаны принимать меры по нераспространению лесных пожаров. В Ванинском районе представители леспромхоза несколько дней не выделяли людей на тушение леса, в Советской Гавани арендатор дал бульдозер только тогда, когда пожар перешел в разряд крупных. Рассматривать эти случаи теперь будут работники прокуратуры.
По словам Василия Шихалёва, в ходе борьбы с лесными пожарами были выявлены «болевые точки». Во-первых, во многих населенных пунктах отсутствуют тралы для бульдозеров и водный транспорт для переброски спецтехники с одного берега на другой. Во-вторых, применение авиации МЧС для тушения пожаров признано малоэффективным и затратным.
Например, на территории Нижнетамбовского лесничества было сделано 22 слива воды с вертолета МИ-26, затраты составили 694 тысячи рублей, но пожар так и не был потушен. Можно было бы использовать самолет ИЛ-76, который выделен Хабаровскому краю МЧС России, но его эффективность также мала в условиях плохой видимости.
- Самый лучший пожарный - это бульдозерист, - высказал мнение глава Комсомольского района Александр Коломыцев. - Поэтому надо, в первую очередь, использовать спецтехнику леспромхозов или в срочном порядке завозить бульдозеры в наиболее горящие районы.
Однако представители леспромхозов вроде и готовы помочь, но в чем? По словам представителя Амгуньского лесного хозяйства, бульдозерный парк не обновлялся в течение семи лет, для тушения пожара можно выделить только три бульдозера. Они сейчас на пожарах и работают. Вот только бульдозеристы не особо стремятся работать в столь экстремальных условиях.
- Вы неправильно докладываете, - прервал выступление губернатор края Вячеслав Шпорт. - Лесные пожары - общая беда, и мы здесь собрались для того, чтобы с ней справиться. Не надо тут говорить, что у нас нет того-то и того-то. Скажите, нам надо столько бульдозеров и столько бульдозеристов. Давайте решать эту проблему сообща.
Представители RFP-Group обозначили другую проблему. Дело в том, что потушенные «закрытые» пожары из-за сильных ветров начинают снова гореть. Чтобы это предотвратить, приходится оставлять на них технику, которой не хватает. Арендаторы дали объявления, что готовы взять бульдозеры в аренду у предпринимателей, но те особого желания не выказывают.
Также арендаторы попросили Вячеслава Шпорта договориться с компанией «Роснефть», которая, ссылаясь на какие-то предписания из Москвы, выделяет всего 600-700 тонн топлива в месяц вместо необходимых полутора тысяч.
Главы районов жаловались также на нерасторопность представителей железной дороги и военнослужащих. В Ванинском районе, чтобы перевезти бульдозер на железнодорожной платформе к месту лесного пожара, на согласование этой незатейливой операции с ДВЖД ушло двое суток. А в районе села Монгохто, где расположена авиабаза, произошел вообще анекдотичный случай - военные долгое время замалчивали присутствие рядом с частью лесного пожара. И обратились в районную администрацию за помощью лишь тогда, когда огонь стал подходить к складам ГСМ.
Как это ни печально звучит, но многие главы районов надеются только на дождь. Поэтому выступление заместителя руководителя Гидромета все ждали с особым нетерпением. Но Вячеслав Паршин успокоения не принес.
По его словам, июнь выдался в Хабаровском крае засушливым - осадков выпало меньше, а среднесуточная температура была выше обычного на 2-3 градуса. Это послужило причиной возникновения большого количества лесных пожаров. Самая большая задымленность на данный момент наблюдается в районе Троицкого, откуда дымовой шлейф сейчас движется в сторону Хабаровска.
Что касается июля, по словам Вячеслава Паршина, то этот месяц будет более дождливым, чем июнь. Ожидаются грозовые дожди в Ульчском и Комсомольском районах, но существенного влияния на количество лесных пожаров они не окажут.
Относительно загрязнения воздуха Вячеслав Паршин сказал, что отмечается сильное задымление в районе Чегдомына, во многих населенных пунктах чувствуется запах гари, но содержание в воздухе оксида углерода не превышает 1 ПДК. Второй показатель - содержание взвешенных веществ - превышает ПДК в разных районах от 1,2 до 1,8. Мониторинг состояния воздуха не обещает критических показателей - это когда идет пятикратное превышение ПДК в течение 24 дней. В таком случае будет необходима эвакуация населения.
Нужна не переписка, а тушение пожаров
В Солнечный Вячеслав Шпорт прилетел из Ульчского района, где в селе Богородское обсуждалось, что делается в самом «горимом» муниципальном образовании края. И, надо признать, полет на вертолете этот «статус» доказал - территория района окутана плотным слоем дыма.
- По нашей информации, сейчас в Ульчском районе действует 64 лесных пожара, горит 15% от общей площади района, - говорит начальник краевого управления лесами Владимир Болтрушко. - Основная причина пожаров - грозы. В данный момент на тушении задействовано 163 человека и 16 бульдозеров. К сожалению, некоторые леспромхозы не вовремя направляют людей и технику на тушение. На одного арендатора направлены документы в прокуратуру, и договор аренды лесных участков с ним будет расторгнут.
Отметил Владимир Михайлович и такой факт - некоторые арендаторы стараются на беде заработать. Один леспромхоз выставил счет за тушение пожаров на сумму один миллион 350 тясяч рублей.
- Нельзя греть руки на чужом горе, - резко высказался по этому поводу Вячеслав Шпорт. - Такие предприятия надо включать в «черный список», чтобы с ними не заключали договоры ни на одной территории. Во все времена люди бросали все и сообща бежали тушить пожары, а тут такое происходит. Имена и фамилии руководителей леспромхозов печатать во всех средствах массовой информации - пусть люди знают, кто не хочет бороться с бедствием.
Гневно высказался губернатор и в отношении руководителя СКГАУ «Николаевское лесное хозяйство» Валентина Корнева, который пожаловался, что шлет по электронной почте письма руководителям леспромхоза с просьбой о помощи в тушении лесных пожаров, а ответа от них никакого.
- Зачем вы мне тут перечисляете электронные адреса? - возмутился Вячеслав Шпорт. - Вы переписку ведете вместо того, чтобы встречаться и обсуждать способы решения проблемы.
Здесь же, на месте, было принято решение о создании пожарных подразделений в Мариинском, Сусанино и Киселевке, приобретении в следующем году для нужд Ульчского района плавсредства, которое могло бы оперативно доставлять спецтехнику с одного берега на другой.
А вот начальник ГУ МЧС России по Хабаровскому краю Сергей Башкиров акцентировал внимание главы района Юрия Данкана на необходимости наведения порядка на территории поселений. Дело в том, что между деревянными домами практически нет свободного места - все пространство занято сараями, гаражами и банями. В случае пожара огонь пройдется по улицам без помех. Когда горела Киселевка, сотрудникам МЧС приходилось под неодобрение местных жителей бульдозерами сносить постройки между домами. Огонь удалось остановить.
- Эта рабочая поездка позволила нам посмотреть на местах ситуацию с лесными пожарами, - резюмирует Вячеслав Шпорт. - Узнать, что необходимо районам еще делать, чтобы оперативно на них реагировать. Приняты и мною подписаны решения, которые позволят улучшить координацию действий между главами поселений, районов, представителями МЧС и леспромхозов. Хочется еще раз напомнить всем, от кого зависит наша безопасность, - на дождь надеяться нечего. Стоит уповать только на свои силы./toz.khv.ru/