16.06.2012 С начала пожароопасного сезона в крае зарегистрировано 325 лесных пожаров на площади почти 32 тысячи гектаров. Сегодня действует 14 очагов лесного огня. В десяти районах края ограничен выход населения в лес и объявлено чрезвычайное положение. Горит лес в Солнечном, Амурском, Николаевском, Ванинском, Советско-Гаванском и других районах. Но крайне тяжелое положение сложилось в Ульчском: там действует шесть очагов огня.
- На первые шесть месяцев этого года на тушение огня в лесу из госбюджета выделено 24 миллиона рублей. А к 15 июня на эти цели потрачено уже 76 миллионов, - рассказывает начальник управления лесами правительства края Владимир Болтрушко. - На мониторинг ситуации (авианаблюдение) выделялось 39 миллионов рублей, а истрачено уже 58. Немудрено: один час лета вертолета МИ-8 сегодня стоит 120-130 тысяч рублей. Десять часов борт отлетал (это всего-то полтора дня) - больше миллиона отдай...
Сегодня с лесными пожарами в крае борются как наземные службы, так и авиалесоохрана. Задействовано два самолета АН-2, три вертолета МИ-8, один МИ-2, причем не на облете территории - они выбрасывают на кромку огня парашютистов-десантников, забирают людей из потушенного очага и перебрасывают на другой.
В каждом краевом государственном автономном учреждении при лесничествах созданы противопожарные формирования, им приданы техника и налажена работа средств связи. Очень выручает лесников новая техника, закупленная в последние годы, - она находится в районных авиаотделениях и вовсю используется на тушении пожаров.
Естественно, недавняя трагедия с парашютистами-пожарниками в Туве не осталась вне внимания всех, имеющих отношение к тушению. В противопожарных подразделениях проведены внеплановые инструктажи по технике безопасности, хотя наши лесные пожарные опытный, десятки лет работающий в тайге народ. В Туве на кромку огня тоже выбросили не новичков, но кто же предполагал, что низовой пожар мигом перейдет на верховой?.. Кто побежал навстречу огню - тот выжил, а кто попытался убежать... И ведь знают лесники, что от верховика убегать бесполезно, но, видимо, включается фактор неожиданности.
Неужели повторяется 2010 год? Тогда в России было зарегистрировано свыше 30 тысяч очагов на общей площади 1,25 миллиона гектаров, только экономический ущерб оставил более 12 миллиардов рублей. В 2010 году на Дальнем Востоке возникло около тысячи очагов лесного огня.
Ну, а потом специалисты установили точный «диагноз» пожарной обстановки того страшного года. Причинами называли ликвидацию лесной охраны, разрушенный механизм тушения на ранних стадиях, плохую работу по профилактике предупреждения очагов. Еще неясность зон ответственности различных ведомств за тушение на землях разных категорий (лишь недавно постановлением губернатора земли поселений и госземзапаса вменено тушить службе МЧС) и т.д.
В общем, лето 2010 года показало неспособность государства обеспечить безопасность людей от масштабных лесных и торфяных пожаров и сохранить свой важный ресурс - лес. То есть, государственная политика управления лесами, сформированная нынешним Лесным кодексом, требует кардинального пересмотра.
Были ли учтены уроки прошлого? Увы, наступаем на те же грабли. Государственной лесной охраны как не было, так и нет: вроде полномочия передали, а финансовые средства под них - нет. Кадры полностью не набраны, каким образом исполнять полномочия? Жизнеспособность лесохозяйственных предприятий оставляет желать лучшего, наличие «бесхозных» лесов множится, бюджетного финансирования не хватает...
Хотя с профилактической работой по предупреждению лесных пожаров в нашем крае нормально: минерализованные полосы строятся в плановых объемах, наглядной агитации в лесу достаточно (недавно видела не только близ сел, но и в самой глухомани), листовки, ролики по телевидению и т.д.
Есть у нас на Дальнем Востоке и географические особенности. Тушить лес сложно: в горных районах (Солнечном, например) горит в отдаленных горных местах, в Ульчском - на левом берегу Амура. Попробуй, доберись: по прямой 27 километров, но никаких дорог, приходится вокруг, а это километров 300...
А как технику переправить на ту сторону Амура? Плашкоутов, на которые рассчитывали, нет - речной флот фактически разрушен. Приходится платить частникам, а у них имеются лишь небольшие понтоны, не выдерживающие 20-тонного трактора... Губернатор края дал команду проработать вопрос о приобретении катеров и понтонов.
Зато управление лесами сегодня охвачено густой сетью ежедневных проверок. Только из департамента лесного хозяйства по ДФО (считай, из Рослесхоза) пришло уже 270 запросов, на которые надо дать незамедлительные ответы. Наверно, вовремя отписанная в Рослесхоз бумага важнее, чем охрана зеленого богатства страны./toz.khv.ru/