25.05.2012 В 2006 году началась реформа государственной противопожарной службы, в ходе которой многие крупные предприятия решили создать собственные специализированные подразделения по борьбе с огнём. В их числе оказалось ОАО «Иркутскэнерго». За шесть лет энергоугольная компания добилась хороших результатов: пожарные команды есть во всех её крупных филиалах. О том, как это удалось сделать, рассказал директор ООО «Пожарная охрана «Иркутскэнерго» Борис Сёмин.
– Как сформировался костяк пожарной охраны «Иркутскэнерго» в тот момент, когда она стала обособленным предприятием?
– В 2002 году был принят закон, предусматривающий реформирование государственной противопожарной службы. Реформирование объектовых подразделений осуществлялась с 1 января 2006 года. Согласно этому закону для защиты населённых пунктов и организаций предусматривалось создание ведомственной, муниципальной, частной или добровольной пожарной охраны, причём её вид собственник определял самостоятельно. В 2005 году директор по безопасности и режиму Валерий Фрейс вышел на правление «Иркутскэнерго» с предложением создать дочернее общество, которое взяло бы на себя вопросы обеспечения пожарной безопасности на объектах компании взамен сокращаемых подразделений государственного пожарного надзора МЧС России, которые ранее выполняли эту функцию.
1 декабря 2005 года было принято решение о создании ООО «Пожарная охрана «Иркутскэнерго», и Валерий Николаевич предложил мне возглавить новую структуру. За плечами остались 35 лет службы, начатой в звании лейтенанта и законченной в звании полковника на должности начальника отряда ГПС в Усть-Илимске. Для организации работы пригласил своего однокурсника Валерия Воробьёва, экономиста Елену Константинову, и мы втроём приступили к формированию противопожарных подразделений на объектах ОАО «Иркутскэнерго».
– А каким образом набирали личный состав?
– Сначала мы получили лицензию от МЧС, потом начали поэтапный переход к формированию собственной пожарной охраны. Всего за три дня, остававшихся до наступления 2006 года, укомплектовали два подразделения, а это более 100 человек. Брали из пожарных частей МЧС специалистов, которые либо увольнялись, либо переводились сами. 1 января 2006 года мы ввели в Усть-Илимске и Братске боевые расчёты, в каждом из которых было по две пожарные машины, затем создали подразделение на Ново-Иркутской ТЭЦ. При приёме на работу в основном набирали профессионалов, отслуживших в МЧС и ушедших на пенсию по выслуге лет, средний возраст которых составлял 37–40 лет, а это самые квалифицированные, подготовленные и боеспособные люди. Личный состав пожарных команд был укомплектован кадровыми работниками противопожарной службы более чем на 90%. Сейчас, конечно, стараемся брать молодёжь, чтобы она училась у ветеранов. Те, кто уже работает у нас, проходят курсовое обучение на базе учебных пунктов Федеральной противопожарной службы в Ангарске и Братске. В дальнейшем подготовку осуществляем на занятиях в составе дежурных караулов, при проведении пожарно-тактических учений на охраняемых объектах. Руководящий состав направляется на курсы повышения квалификации в специализированные учебные заведения. Всё это делается во исполнение требований руководящих документов МВД СССР и МЧС России.
– Много желающих у вас работать?
– Желающие работать есть, имеем возможность выбора. Случайных людей у нас нет, поэтому текучесть кадров практически отсутствует.
– Пожарная охрана «Иркутск-энерго» работает на условиях самоокупаемости или есть поддержка со стороны материнской компании?
– На условиях самоокупаемости не работает ни одно подразделение пожарной охраны в мире. Другое дело, что мы оказываем профильные виды услуг по договорам с филиалами «Иркутск-энерго» и сторонними организациями. То есть разрабатываем проекты автоматизированных установок пожарной защиты, монтируем их, осуществляем техническое обслуживание и ремонт, заряжаем огнетушители, проводим огнезащитную обработку строительных конструкций и электрических кабелей, участвуем в ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, горно-спасательных и газоспасательных работах. Выполнение профильных услуг требует от нас определённых затрат на приобретение оборудования и подготовку персонала, а гарантированные льготы нашим сотрудникам обеспечиваются за счёт заработанной нами прибыли. Разумеется, есть и поддержка со стороны руководства «Иркутскэнерго» в части мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности на объектах филиалов компании и материально-технической базы пожарной охраны. Что касается финансовой стороны вопроса, то мы работаем в соответствии с договором, заключённым с «Иркутскэнерго». Ранее нам выделяли средства на приобретение техники и оборудования по плану инвестиций, осуществляемых филиалами, а с 2011 года пожарная охрана реализует инвестиционную программу за счёт собственных денег. Средства на восстановление основных фондов мы предусматриваем ежегодно, и в этом отличие нашего общества, уставный капитал которого составляет 70 млн. рублей, от аналогичных структур с минимально возможным по закону уставным капиталом в 10 тыс. рублей. Добавлю, что при активном участии директора по производству энергии – главного инженера «Иркутскэнерго» Евгения Новикова была выстроена система обеспечения пожарной безопасности, которой могут похвастать немногие российские предприятия. Пожарные подразделения организованы даже в тех филиалах, где их не было:
ТЭЦ-9, ТЭЦ-11, Усть-Илимской ТЭЦ и Касьяновской обогатительной фабрике, принадлежащей «Востсибуглю».
– А каков опыт других предприятий, создававших «непрофильную» пожарную охрану?
– С 2006 года, когда началась реформа объектовых подразделений пожарной охраны, многие предприятия от неё отказались. Например, Иркутский масложиркомбинат раньше содержал пожарную охрану, у него был договор с МЧС на оказание услуг по предупреждению и тушению пожаров. А в связи с изменениями законодательства обязательность содержания такого подразделения для подобных предприятий отпала. Но там, где руководители понимают важность работы по обеспечению пожарной безопасности, пожарная охрана активно развивается. Это доказывает пример не только «Иркутскэнерго», но и ОАО «Ангарская нефтехимическая компания», ОАО «Усольехимпром», Иркутского авиационного завода, Братского и Усть-Илимского лесопромышленного комплексов.
– Насколько хорошо пожарная охрана «Иркутскэнерго» оснащена в сравнении с федеральными и городскими частями?
– У нас дела обстоят намного лучше, и это не хвастовство. Только с 2007 по 2011 год мы приобрели 14 пожарных автомобилей на базе «ЗиЛов» и «КАМАЗов», оснащённых комбинированными насосами высокого давления, которые могут подавать как компактную струю воды, так и тонко распылённую, что позволяет тушить электроустановки под напряжением до 1000 вольт. На вооружении пожарных команд пять автомобилей комбинированного тушения. В 2007 году мы приобрели современные французские лафетные и ручные пожарные стволы. У нас имеется оборудование для ликвидации разлива нефтепродуктов. Подобной техники в подразделениях МЧС нет, по крайней мере в Иркутской области. Поэтому они к нам часто приезжают, просят её продемонстрировать. Например, в конце 2010 года у нас на Ново-Иркутской ТЭЦ была большая делегация представителей региональных управлений, которую возглавлял главный военный эксперт МЧС России генерал-полковник Павел Плат. В общей сложности 90 человек, которых пришлось водить по ТЭЦ группами. И они очень высоко оценили уровень организации и оснащения пожарной охраны «Иркутскэнерго». Но мы на месте не стоим и в 2011 году утвердили программу переоснащения специальной пожарной техникой на 2012–2016 годы. Она предусматривает приобретение девяти автомобилей, первый из которых поступит на вооружение пожарной команды ТЭЦ-6 в июне.
– Часто ли за прошедшие шесть с небольшим лет случались пожары на объектах «Иркутскэнерго» и насколько они были серьёзными?
– За время нашего существования на объектах «Иркутскэнерго» произошло три пожара. Два из них были зарегистрированы в феврале 2006 года, и один серьёзный в апреле 2008-го. Как видите, число пожаров незначительно, но это никоим образом не сказывается на боеготовности дежурных караулов. План боевой подготовки личного состава исполняется на 100%.
– Вы участвуете в тушении пожаров на других объектах?
– Конечно, ведь по закону мы включены в состав гарнизонов пожарной охраны. Там, где есть пожарная техника, выезжаем в пределах допустимого радиуса. Например, в Иркутске неоднократно тушили жильё, несколько раз спасали людей. В феврале 2010 года отделение поста по охране ТЭЦ-9 участвовало в тушении пожара на предприятии ООО «Шелехов–ПМ» в Шелехове. В среднем за год наши подразделения выезжают на пожары в других населённых пунктах более 240 раз. Их также задействуют при тушении лесных пожаров: например, в прошлом году на них работала пожарная команда ОАО «РУСАЛ Братск», которая с 1 апреля нынешнего года несёт боевое дежурство на ТЭЦ-6. Её начальник Александр Делес руководил не только своими непосредственными подчинёнными, но и выделенными работниками ОАО «РУСАЛ Братск».
– Бывают ли сложности при взаимодействии с другими пожарными частями?
– Нет, на месте всегда есть руководитель тушения пожара из федеральной пожарной службы, которому подчиняются все подразделения независимо от форм собственности. Тут всё строго, и мы выполняем только те указания, которые он даёт. В 2007 году мы заключили соглашение о взаимодействии с ГУ МЧС России по Иркутской области в вопросах предупреждения и тушения пожаров, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Регулярно проводим совместные пожарно-тактические учения в филиалах «Иркутскэнерго». Налажено взаимодействие с другими надзорными и контролирующими органами, а также службами обеспечения. Кроме того, пожарная охрана «Иркутскэнерго» входит в состав сил постоянной готовности, выполняющих аварийно-спасательные работы на территории Иркутской области. Сложным вопросом остаётся взаимодействие с ООО «Спасс», которое является дочерним предприятием филиала группы «Илим» в Усть-Илимске и в настоящее время отказывается выезжать на наши объекты на безвозмездной основе, требуя заключения договора на поддержание сил и средств. Есть и другая, не столь значительная проблема: не все подразделения оснащены так же, как и пожарная охрана «Иркутскэнерго». Так, при тушении недавнего пожара в Усолье-Сибирском выяснилось, что у пожарной команды ОАО «Усольехимпром» нет достаточного запаса пено-образователя, и заправку пожарной техники осуществляла команда ТЭЦ-11, у которой, как и у всех других наших подразделений, есть все необходимые запасы для ликвидации возможных ЧС. Но с точки зрения организации там все сработали оперативно./vsp.ru/