23.04.2012 Свеженазначенный, но еще не вступивший в должность губернатор Московской области С.К.Шойгу буквально фонтанирует идеями насчет обустройства своей новой вотчины. В частности, в интервью изданию "Коммерсантъ-Online" он заявил, что один из первых шагов, которые надо сделать - передать леса на территории Московской области под управление областной власти (см. текст в конце этого сообщения).
Шойгу не первый, кто высказывает эту мысль - его предшественник Громов тоже регулярно требовал передачи лесных полномочий Московской области. Но Шойгу обладает значительно большими административными ресурсами, и он вполне может добиться принятия такого решения. Если это произойдет, для лесов Подмосковья оно обернется настоящей катастрофой.
Прежде всего, неизбежно резко сократится финансирование лесного хозяйства Московской области. Сейчас суммы, выделяемые остальным субъектам Российской Федерации, рассчитываются, по крайней мере в теории, по единым нормативам, и утверждаются непосредственно законом о федеральном бюджете на соответствующий год. С Подмосковьем ситуация иная: на законодательном уровне точная сумма, выделяемая на лесное хозяйство этого региона, не определяется, и реальные расходы утверждаются самим Рослесхозом. Фактически эти расходы в пересчете на гектар лесной площади оказываются на два порядка большими, чем в среднем в России, и в разы большими, чем в лесных регионах с сопоставимыми условиями ведения лесного хозяйства.
Сравним, например, объем финансирования лесного хозяйства в 2012 году в Московской области, группе из семи граничащих с ней областей, и в Ленинградской области, также примыкающей к гигантскому мегаполису - самостоятельному субъекту РФ.
В Московской области финансирование лесного хозяйства на 2012 год запланировано в объеме 1 381 184 800 рублей (включая содержание ФГУ "Мособллес", ФБСУ "Центрлес", и выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов на территории Московской области) - этот объем финансирования утвержден приказом Рослесхоза от 23 декабря 2011 года № 560. В эту сумму не входят затраты на деятельность Мослесхоза и на ту часть деятельности ФБУ "Авиалесоохрана", которая связана с Московской областью - это еще не менее ста миллионов рублей, но их точно посчитать невозможно. В пересчете на площадь всех учтенных лесов (по ГУЛФ 2003 года) это составляет 655 рублей на гектар.
Аналогичный показатель для лесов семи соседних с Московской областью регионов (Тверской, Ярославской, Владимирской, Рязанской, Тульской, Калужской и Смоленской областей) составляет 112 рублей на гектар, а для Ленинградской области - 59 рублей на гектар.
Ссылки:
Бюджет лесной катастрофы 2012 года принят Государственной Думой в окончательном чтении
Рослесхоз впервые опубликовал свой приказ об утверждении расходов федерального бюджета на текущий год
Разумеется, по условиям ведения лесного хозяйства Московская область не полностью сравнима с соседними регионами и с Ленобластью, и даже при переходе на нормативное финансирование через систему субвенций сохранится существенная разница между ней и этими регионами. Однако, совершенно очевидно, что реальный уровень финансирования лесного хозяйства Московской области в случае передачи лесных полномочий областному правительству сократится в разы, особенно с учетом того, что нынешние затраты на функционирование Мослесхоза тоже целиком лягут на субвенции. Напомним, что Московская область уже несколько лет балансирует на грани банкротства, и оказать лесному хозяйству ощутимую помощь из своих резервов вряд ли сможет.
Кроме того, в случае передачи полномочий резко увеличится бумагооборот между органами управления лесами Подмосковья и Рослесхозом. Система передачи лесных полномочий регионам устроена таким образом, что Рослесхоз и его департаменты лесного хозяйства, чтобы оправдать свое существование, просто вынуждены загружать региональные лесные власти огромными объемами планово-отчетной работы. В Московской области с этим пока попроще, главным образом потому, что органы лесоуправления входят в единую федеральную систему, а основные контрольно-надзорные функции направлены на внешние по отношению к этой системе организации.
Если решение о передаче лесных полномочий будет принято в середине года (о чем фактически заявляет Шойгу в своем интервью), это может частично парализовать систему управления лесами, поскольку лесные субвенции Московской области законом о федеральном бюджете не предусматриваются, а прямое финансирование лесохозяйственных организаций через Рослесхоз после передачи полномочий станет незаконным. Такая ситуация уже была в Ленинградской области в 2007 году из-за того, что Дума просто забыла включить в закон о бюджете деньги на лесное хозяйство этого региона, и в течение полугода законного механизма финансирования лесного хозяйства в Ленобласти просто не было. Хаос, который образовался в лесах в том числе по этой причине, в Ленобласти не изжит до сих пор.
Ну и, наконец, передача лесных полномочий Московской области будет означать, что интересы жителей Москвы при принятии важных для леса решений будут учитываться в еще меньшей степени, чем сейчас, или даже вообще учитываться не будут. Основная идея сохранения полномочий по управлению лесами Московской области за Рослесхозом именно в том и состояла, что федеральное ведомство должно было учитывать в сопоставимой степени интересы жителей Подмосковья и Москвы (поскольку для обоих субъектов РФ леса Подмосковья являются важнейшим элементом благоприятной окружающей среды). Это неизбежно приведет к еще более частым, чем сейчас, нарушениям прав москвичей на благоприятную окружающую среду.
К числу возможных плюсов такой передачи можно отнести потенциальное частичное разделение хозяйственных и контрольно-надзорных полномочий между уровнями власти (решения об использовании лесов будут приниматься на областном уровне, а контроль и надзор за тем, как они принимаются и исполняются, будет обеспечивать Рослесхоз или иная федеральная структура, которая придет ему на смену). Но эффективность федеральных структур настолько низка, что на реальный контроль за исполнением переданных лесных полномочий надеяться пока не приходится - во всяком случае, по отношению к остальным регионам этот контроль практически не работает.
Ниже приводится цитата из интервью С.К.Шойгу изданию "Коммерсантъ-Online" (ссылка).
Коммерсантъ-Online: Новая должность вас не отпустит от старых занятий. Все помнят лесные пожары и горящие торфяники, а сейчас как раз приближается летний сезон. Если говорить с точки зрения МЧС, все ли сделано для того, чтобы такого больше не повторилось?
C.К.Шойгу: Скажу вещь, которая вас удивит. Я очень хочу сделать все, чтобы как можно быстрее во мне увидели губернатора и как можно быстрее забыли, что я «чрезвычайщик». «Чрезвычайка» — это специфическое дело. Вот он пришел, он будет нас спасать. А мы созидать должны. Я очень хочу сделать то, что позволит как можно быстрее увидеть в новом губернаторе губернатора, а не продолжение министра по чрезвычайным ситуациям. Кстати сказать, я считаю, что Московская область должна взять под свой контроль леса. Мы единственный субъект, в котором леса находятся в ведении Федерального агентства лесного хозяйства. Единственный субъект в стране! Субъект, в котором больше 2 млн га леса, ему не принадлежащих. Передать леса области — это абсолютно логичное решение. И я думаю, что это будет одним из первых шагов, которые надо сделать довольно быстро, тем более в преддверии такого сезона./forestforum.ru/