20.04.2012 Черный дым разъедает глаза, дышать становится невозможно, а сухой ветер швыряет в лицо тлеющие огарки и шмотки пепла. Вековые сосны, нежные березки, все, что есть живое в этом лесу, корчится в пламени, взмывающем до небес, и кажется, что этот ад никогда не кончится...
Первым лесной пожар заметил с вышки дозорный.
- Выброс дыма в направлении поселка Иковка, 270 градусов, - передает он по рации.
К месту возгорания прибывают силы пожаротушения. Идет борьба с огнем, который быстро пожирает сухую траву и смолистые деревья. Три тонны воды из пожарной машины расходуются за три минуты, прибывает новая техника, но стихия не отступает.
- Пожар развивается, площадь 50 гектаров, сложная обстановка, - не умолкает рация. - Расстояние до н.п. Иковка 1,5 км, сил и средств недостаточно! Угроза населенному пункту!
Огонь разрастается с огромной скоростью, до воинской части и исправительной колонии №6 остаются какие-то 300 метров, население Иковки необходимо срочно эвакуировать. Задействованы все службы, более 300 человек борются с огнем на земле, подошел пожарный поезд — в его цистернах 120 тонн воды — почти как маленькое озеро, а в небе появляется вертолет МЧС. 5 тонн воды, которые он почерпнул в ближайшем котловане, в треске огня бесшумно накрывают языки бушующего пламени, как бы пришлепнув его.
- Эх, на метр промахнулся! - слышится у штаба.
- Конечно, в такой костерок размером метр на метр поди попади!
Для этих учений спасатели развели настоящий огонь — три больших костра, имитирующие страшную трагедию, которая произошла в 2004 году в Чашинске (неподалеку от Иковки), когда от огня пострадали не только десятки гектаров леса, но и выгорел целый поселок, погибли люди. Для учений на Иковке был подготовлен сценарий наихудшего развития ситуации, чтобы все спецслужбы проверили свои силы и не допустили повторения трагедии в одном из самых уязвимых населенных пунктов.
- Те, кто пострадал от стихии, лишился близких и своего дома, по-разному воспринимают ситуацию, - говорит Вероника Чехменок, ведущий психолог отдела экстренного реагирования. - Если человек впал в ступор, у него шок, оцепенение, он не может поверить в случившееся, задача психологов — заставить его выплеснуть все эти эмоции. Кто-то, осознав горе, бьется в истерике, кто-то рыдает или ведет себя агрессивно, но это необходимо, чтобы потом восстановить психику.
Психологи, медики, пожарные, спасатели, госавтоинспекторы, лесоохрана, добровольцы — все сработали на этих учениях хорошо. Такую оценку дал им заместитель начальника Уральского регионального центра МЧС России (по Государственной противопожарной службе) генерал-майор Евгений Усолов. Не «отлично», но только потому, что для оценки работы сотрудников спецслужб есть лишь два варианта: «хорошо» либо «неудовлетворительно». Словно актеры, отработав каждый свою роль в этом жутковатом спектакле, они очень надеются, что в жизни подобного не произойдет./province.ru/