16.04.2012 Россия создаст в Арктике 20 погранзастав для контроля за северной границей и Севморпутем
Как рассказал «Известиям» руководитель Пограничной службы ФСБ России Владимир Проничев, часть погранзастав будет располагаться рядом с 9 спасательными центрами МЧС и Минтранса, которые планируется открыть в рамках развития Севморпути. Остальные - на труднодоступных островах. Сейчас, по данным экспертов, арктическая граница России изобилует «дырами».
- Российское северное стратегическое направление оголено в воздушном отношении. В серединной части Севморпути порядка 2,5 тыс. км вообще не контролируется радиолокационными средствами. Порядка 40 советских радиолокационных постов, которые создавали поле наблюдения с нижней границей, доходящей до 300-400 метров, в 90-е и 2000-е год были разрушены, - рассказал «Известиям» первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.
Он напомнил, что протяженность Севморпути составляет около 6 тыс. км, поэтому каждой погранзаставе придется контролировать около 300 км.
- Такое количество погранзастав может обеспечить пораничную безопасность страны только при условии необходимого количества современной техники и напряженной работе пограничников, - пояснил Сивков.
Как рассказал «Известиям» Проничев, создание 20 пограничных пунктов предусмотрено в федеральной целевой программе «Государственая граница Российской Федерации (2012-2020 годы)». На каждой из 20 застав будут дежурить 15-20 пограничников, которые будут контролировать обстановку в Арктике и оказывать помощь гибнущим в арктических водах и льдах.
- На первый взгляд кажется, что в Арктике никого нет и никто не может нарушить границу, но это не так. К примеру, за последние три года мы трижды обнаруживали иностранные яхты с горе-туристами, которые, никого не предупредив, без подготовки, двигались по Севморпути. При этом каждый раз горе-путешественники попадали в сложную ситуацию, и нам приходилось их сначала спасать, затрачивая огромные усилия, а потом штрафовать, - рассказал «Известиям» Проничев.
По его словам, порядку в Арктике угрожают не только нелегальные туристы, но и научные экспедиции, которые без необходимых разрешений и документов ведут разведку арктических запасов. На Дальнем Востоке и Баренцевом море в арктических широтах встречаются и браконьеры.
Поскольку транспортная инфраструктура на Крайнем Севере развита плохо, до прибытия МЧС спасать людей часто приходится пограничникам. Чтобы повысить их эффективность, Пограничная служба ФСБ планирует организовать подготовку своих сотрудников в учебных центрах МЧС - по 20-25 человек в год.
Предполагается, что каждый арктический пограничник на новых станциях будет универсальным специалистом, умеющим не только искать и спасать людей, но и обеспечивать работу электростанций, систем хранения топлива, водоснабжения, связи, компьютерных систем станции, поддерживать взлетно-посадочную полосу.
Строить арктические заставы будут из модульных конструкций по индивидуальному проекту.
- Мы будем учитывать особенности - где находится застава, на чем туда можно добраться. В порту Тикси, где есть инфраструктура, будет одна конструкция, на острове Врангеля, Среднем острове. - уже другая, - пояснил Проничев.
Для получения тепла и энергии на отдаленных заставах планируется использовать ветрогенераторы и солнечные батареи. Такой подход призван защитить арктические земли от загрязнения - сейчас Арктика буквально завалена бочками из-под солярки, которой топили на советских городках на Новой Земле и других арктических островах.
Передвигаться по Арктике пограничники планируют не только на традиционных снегоходах и гусеничных вездеходах, но и на такой экзотической технике, как дирижабли и экранопланы - их производство планируется развернуть в Петрозаводске.
Связь с материком будет обеспечивать спутниковая система «Арктика», которую должны создать к 2014 году.
Развитие транспортных, логистических, добывающих и спасательных центров в Арктике обуждали на прошлой неделе на международной конференции в Мурманске с участием России, США, Дании, Норвегии, Исландии, Швеции и Канады под предводительством секретаря Совета Безопансости России Николая Патрушева.
Перед началом конференции ее участники ознакомились с первой в мире арктической погранзаставой «Нагурское», расположенной на Земле Франца-Иосифа. Сейчас МЧС разместило на заставе Нагурское контейнеры, в которых есть все необходимое оборудование, чтобы пограничники могли начать оказывать помощь пострадавшим или искать пропавших людей до прибытия вертолета МЧС, - объяснил «Известиям» главный пограничник страны./izvestia.ru/