08.04.2012 Эту неделю уже назвали черной. Произошло сразу четыре авиакатастрофы - Калужская область, Карелия, Татарстан. Падали вертолеты и легкомоторный самолет. А сообщение, которое шокировало буквально всю Россию, пришло в понедельник, 2 апреля, из Тюмени. Лайнер компании «ЮТэйр» даже не успел набрать высоту - и стремительно рухнул на землю. На борту было 43 человека. Погиб - 31, включая членов экипажа.
С тем, кто оказывал первую помощь пострадавшим в авиакатастрофе, пообщалась корреспондент МТРК «Мир» Наталья Панкратова. В то утро студенту Володе Кочеткову надо было рано на тренировку в Тюмень. Примерно в 07:40 он вышел из дома. «Я слышал, как двигатели грелись, и когда самолет начал взлетать, то двигатели грелись как-то странно. Я забежал домой и уже услышал хлопок, и как он упал, а после отец забежал и сказал, что упал самолет», – вспоминает свидетель Владимир Кочетков.
Это потом уже выяснится - регулярный рейс «Тюмень-Сургут». Всего лишь час полета. АТR-72 едва вылетел за пределы аэропорта, и почти сразу рухнул на землю. Самолет от удара разломился на три части. Из 43 человек выжили только 12. Экипаж погиб. На самом деле АТR-72 не долетел всего несколько сот метров до населенного пункта – села Горьковка. Вернее, до района коттеджей – так называемых самостроев. Кроме семьи Кочетковых в этом квартале живут около полусотни человек. Но в то утро все еще спали. «Мы сели на машину, по той дороге поехали, она еще тогда была нормальная. Ехали с отцом, убедились, что действительно горит самолет, потом я позвонил в МЧС и «скорую», – рассказывает Владимир Кочетков. К моменту приезда МЧС мужчины достали человек семь. «Первый мужчина – он завален был – будто мясорубка какая-тот была! Люди, кресла, мертвые, живые – мужчина пришел с «ЮТэйра»… с ногами что-то было у него… мы сиденье отодвинули и вытянули мужчину», – говорит Кочетков.
Основная причина катастрофы, по версии Межгосударственного авиакомитета, да и самой авиакомпании «ЮТэйр» уже ясна – «наземное обледенение крыла и стабилизатора». Это значит, что самолет уже взлетел с угрозой аварии. Противоблединительная обработка осуществляется специальным составом «Арктика», который используется при низких температурах. В то злополучное утро в Тюмени шел снег с дождем. Но уже доказано, что разбившийся АТR-72 ничем не поливали. «Когда синоптики прогнозируют так называемую «точку росы» (температура - минус 1 градус и минус 1 градус влажности, что означает 100-процентное обледенение), нужно быть особенно внимательным к воздушному судну. А вы только представьте – крыло высоко, стабилизатор высоко – надо лестницу тащить, посмотреть – наверх подняться и прочее. Или надо подняться облить самолет - этого не было произведено! Как я читаю в прессе, перед отправлением техники спросили, нужно ли облить, а им ответили, что не надо! Это как так?», - комментирует организацию работы технического персонала герой России, летчик-испытатель Рубен Есаян. Но Есаян считает, что несмотря ни на что, погибший пилот Сергей Анцыгин был настоящим профессионалом. При этом все разговоры о его неопытности герой России называет пустым звуком. Есаян сам в 26 лет был командиром корабля. И причиной трагедии, по его мнению, стало, все же, отсутствие дисциплины – на земле. «Экипаж прилетел – сдал самолет бортовой службе, в журнале делается запись, а через 5 часов новый технический состав принимает отчет о технической готовности судна к полету. Из-за такой «круговерти» возможны ошибки», – поясняет Рубен Есаян.
Всю неделю в Тюмени и Сургуте хоронят погибших. Бортпроводницы Мария Бердникова и Любовь Болдырева были уроженками Тюмени. Мария только что вышла из декретного отпуска – сидела со вторым ребенком. А 23-х летняя Люба всего год как начала летать. «Люда навсегда останется в памяти энергичной, рыжеволосой, вечно улыбающейся – ее звонкий смех до сих пор в ушах стоит! Маша, застенчивая, скромная, – можно сказать, что мы потеряли одних из самых лучших коллег. Для нас они рядом с нами. На данный момент они для нас находятся в полете по маршруту «Тюмень–вечность», – едва сдерживает слезы начальник службы бортпроводников третьего летного отряда авиакомпании «ЮТэйр» Татьяна Черемушкина.
У проходной завода «Тюменские моторостроители» в эти дни редко кто проходит мимо белого листка – сразу трое погибших пассажира рейса №120 работали здесь. Тридцатилетний Денис Кулешов и 32-летний Дмитрий Жириков летели на переговоры в Сургут. Они не просто были коллегами – дружили семьями. В офисе управляющей компании, где Денис и Дмитрий работали с момента ее основания, стоит тишина. «Мы надеялись, конечно, что они окажутся в списках спасенных, ну, а потом, уже когда опубликовали списки тех, кто выжил в катастрофе, мы начали заниматься с родителями и родственниками», – рассказывает заместитель директора компании «Тюменские моторостроители» Михаил Алексеев.
У финансиста Дмитрия Жирикова было две дочери. На его рабочем столе пока ничего не трогают. И на календаре так и осталась отметка – 30 марта, пятница. Последний день работы… «Перспективы у парней большие в жизни были по своему профессиональному уровню. Какими они людьми были замечательными…», – вспоминает Алексеев.
Почти на всех фото с корпоративных праздников Денис Кулешов улыбается. Недавно у него родилась дочь. Подчиненные юриста были почти его друзьями. Теперь сказать, что они в шоке – не сказать ничего. «До последнего момента было чувство, что с Денисом такого не может произойти: человек попадал в несколько крупных аварий в жизни и всегда выбирался целым и невредимым…», – чуть не плачет коллега погибших Евгения Алексеева.
Здесь надеются только на то, что расследование причин катастрофы будет объективным. Это первое происшествие самолета марки АТR в России. В мире эксплуатацию самолетов АТR запретили после крушения одного из воздушных кораблей в США в 1994 году. Тогда трагедия произошла тоже из-за обледенения, но в нашей стране, кажется, эти факты никого не интересовали.
На Тюменской станции переливания крови врачи рапортуют: нагрузка возросла в 5 раз. В коридорах не протолкнуться, вновь пришедших разворачивают на входе. Врач Валентина Анн объясняет каждому, что крови сегодня уже не надо. «Приходите позже, свежая кровь будет нужна через неделю», – просит Анн. Здесь студенты, милиционеры, бухгалтеры... Многие пришли впервые, и почти никто не знаком с пострадавшими. Но все говорят одно и тоже – откликнулись на призыв о помощи. «В то время, когда это все случилось – мы сидели на работе – потом по радио объявили, что требуется кровь, мы и пришли», – вспоминает бухгалтер Олеся Селивестрова.
Подобных трагедий здесь не было никогда. Тюмень скорбит. «Трагедия сблизила жителей, сложилось такое ощущение, что город знает всех людей, которые там разбились», – говорит жительница Тюмени Елизавета Горяева.До места от дороги, где разбился борт 120, чуть меньше километра. Сюда то и дело подъезжают машины, тюменцы несут цветы, кто-то оставил фотоколлаж с надписью «светлая память». Студенту Володе Кочеткову тоже по радио, но пока по «сарафанному», передают благодарности от пришедших в себя пассажиров рейса «Тюмень-Сургут». Над его домом в Горьковке все так же целый день летают самолеты. А он пока не верит, что когда-нибудь поднимется по трапу. «В машине есть шанс выжить, а в самолете нет. Посмотрите – даже половина пассажиров не выжила! А после того, что я увидел, мне вообще о полетах думать страшно», – делится впечатлением от случившегося Владимир Кочетков.
Выжить удалось 12 пассажирам. Все они по-прежнему в больницах. Люди падали с высоты 200 метров. В салоне самолета АТR-72 было 19 рядов, бизнес-класс отсутствует. Те, кто остался жив, занимали девятый, десятый, одиннадцатый, двенадцатый, четырнадцатый, шестнадцатый, семнадцатый и восемнадцатый. Абсолютно свободным был лишь последний ряд. Пустовала также и носовая часть самолета.
Трагедия в Тюмени стала первой крупной катастрофой в российской гражданской авиации за этот год. А вот в 2011 году таких эпизодов набралось около 20. География - от Карелии до Магадана. Падали вертолеты, спортивные и частные самолеты, и большие пассажирские лайнеры.
1 января 2011 года в Сургуте самолет ТУ-154 (компания «Когалымавиа») загорелся на взлетной полосе. Взрыв топливных баков, горючее разлилось на площади 1000 квадратных метров. 3 человека погибли, 39 попали в больницу, машина сгорела полностью. Причина возгорания - неисправность электросистемы.
20 июня 2011 года в Петрозаводске (Карелия) падение самолета Ту-134А (компания «РусЭйр») произошло при заходе на посадку. При ударе о землю лайнер развалился на части и загорелся. На борту находились 52 человека, погибли 47. Причины трагедии - сложные метеоусловия, ошибка экипажа. Дополнительно сообщается - штурман был в состоянии легкого алкогольного опьянения.
11 июля 2011 года в Томской области вынужденную посадку на реку Обь совершил Ан-24 (авиакомпания «Ангара»), во время приводнения разрушился фюзеляж. 7 человек погибли, 33 ранены. Причина аварии - технические неисправности. По данным транспортной прокуратуры, самолет вообще не должны были допускать к полету.
7 сентября 2011 года в Ярославской области произошла катастрофа ЯК-42 (компания «Як-Сервис») при взлете. Самолет выкатился за пределы ВПП, взлетел с грунта на высоту 5 метров, столкнулся с препятствием и упал на берегу реки. Чартерный рейс перевозил хоккеистов ярославского клуба «Локомотив», всего на борту находились 45 человек. 43 погибли на месте, известный хоккеист Александр Галимов позже скончался в больнице. В итоге выжил только один член экипажа. Причина аварии - ошибка пилотов.
В других странах Содружества с начала прошлого года произошли только две авиакатастрофы. На Украине упал «кукурузник», который обрабатывал поля удобрениями, в результате погиб пилот. А в Беларуси - вертолет «Еврокоптер». 2 члена экипажа и 3 пассажира погибли./mir24.tv/