04.04.2012 Пожар в строящейся башне в деловом центре "Москва-Сити" показал, насколько сложной может быть борьба с огнем в высотном здании. Пострадавших не было лишь потому, что здание еще достраивается. Между тем, проектируя строительство небоскребов, специалисты разрабатывают различные способы спасения людей в случае пожара или другого ЧП, рассказали эксперты. Проблема в том, что при эксплуатации здания люди нарушают предписания инженеров. На практике шансы на спасение есть лишь на тех этажах, до которых дотягивается пожарная лестница, отмечают эксперты.
Точную причину пожара в строящейся башне "Восток" комплекса "Федерация" в деловом центре "Москва-Сити", произошедшего вечером 2 апреля, МЧС определит в течение десяти дней, заявил 4 апреля замначальника столичного ГУМЧС Сергей Аникеев. Пока специалисты считают, что причиной пожара стало тепловое воздействие прожектора, установленного на кране на сгораемый материал, используемый для накрывания опалубки.
Строящаяся башня "Восток" в перспективе должна стать одним из самых высоких зданий в Европе, достигнув 360 метров. Сейчас ее высота составляет 250 метров. Во время пожара огонь распространился на два этажа башни - 66 и 67, охватив примерно 300 квадратных метров.
"Ничего серьезного в ходе пожара на башне "Восток" делового комплекса "Федерация" произойти не могло", - сказал РИА Новости партнер архитектурной мастерской SPEECH Чобан & Кузнецов Сергей Чобан, один из разработчиков архитектурного проекта башни. По его словам, башни комплекса "Федерация" достаточно пожаробезопасны.
Как тушат пожары в высотных зданиях
Пожары в небоскребах - это не сценарий фильма-катастрофы, а суровая реальность, происходящая в разных странах несколько раз в год.
Наиболее эффективным способом тушения пожаров в высотных зданиях является применение специальных противопожарных вертолетов, сообщил РИА Новости представитель Всероссийского научно-исследовательского института пожарной охраны. В тушении пожара в башне "Восток" помимо 20-ти пожарно-спасательных расчетов участвовали четыре вертолета: три Ка-32 и один Ми-26.
Вертолеты позволяют тушить пожары в небоскребах с использованием водосливного устройства, а также водяной пушки горизонтального пожаротушения. Повысить эффективность борьбы с пожарами в высотках также могли бы разрабатываемые сейчас роботизированные системы: пожарные роботы и беспилотники.
При тушении возгорания в башне "Восток" пожарным в первое время приходилось вручную доставлять средства тушения на огромную высоту. Борьба с огнем велась с помощью огнетушителей. Вскоре была привлечена авиация. Также в ходе тушения пожара на этажах небоскреба были установлены мотопомпы, которые перекачивали воду по рукавам и таким образом доставляют ее на высоту более ста метров.
Небоскребы строят по особым правилам
Высотная застройка в Москве началась относительно недавно, но специфические требования к зданиям повышенной этажности уже начали формироваться - на основе международной практики и существующих правил пожарной безопасности, рассказал РИА Новости директор по науке группы компаний "Городской центр экспертиз" (компания занимается промышленным и техническим консалтингом) Алексей Исаков.
К примеру, в 2007 году Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны (ВНИИПО) МЧС дал рекомендации по обеспечению пожарной безопасности многофункциональных высоток. Поскольку часто высотные здания уникальны, то застройщикам приходится разрабатывать и согласовывать специальные технические условия (СТУ), учитывающие специфику объекта, пояснил Исаков.
К высоткам относятся нежилые здания высотой от 50 метров (примерно от 17 этажей), а при наличии жилой части - от 75 метров (примерно выше 25 этажей). При строительстве менее высоких зданий проектировщики пользуются стандартными строительными нормами и правилами (СНИПами).
Что должно быть в небоскребе
При проектировании высоток специалисты придерживаются ряда правил. Они должны оснастить небоскреб автоматической системой пожарной сигнализации, а также использовать при строительстве огнестойких конструкций, которые должны дать людям время для эвакуации, перечисляет Алексей Исаков.
В небоскребах должны быть автоматические установки пожаротушения и "извещатели" во всех помещениях.
Лифтовые холлы должны быть отделены от примыкающих помещений противопожарными перегородками.
Все этажи высотных зданий должны быть оборудованы эвакуационными выходами в незадымляемые лестничные клетки, где должны размещаться "самоспасатели", то есть средства индивидуальной защиты от дыма, пояснил Исаков.
Также в высотных зданиях должны быть пожарные лифты - особые лифты "с подпорой" воздуха, добавляет замдиректора по научной деятельности, руководитель отдела архитектуры жилища Центрального научно-исследовательского и проектного института жилых и общественных зданий ("ЦНИИЭП жилища") Анатолий Магай. В такие лифты через систему вентиляции подается избыточное давление, чтобы туда не попадал дым, пояснил эксперт. "При пожаре эти лифты сначала доставляют пожарных к очагу возгорания, а потом на них эвакуируют людей, - пояснил РИА Новости Анатолий Магай. - В высотках "Москва-Сити" такие лифты тоже есть".
Для спасения людей от пожара в небоскребах рядом с лестничными клетками должны быть оборудованы "пожарные убежища" - помещения, где люди могут отсидеться и дождаться спасателей. "В такое помещение воздух также должен подаваться "с подпором", чтобы в них не попадал дым", - говорит Магай.
Для подачи воды для тушения пожара в высотках размещают так называемые "сухотрубы", то есть по всему зданию прокладывают систему пустых труб. Если начинается пожар, по этим трубам при помощи гидрантов пожарные подают воду к месту возгорания.
Лучшее средство спасения - лестница
Самое лучшее средство спасения людей, находящихся в момент ЧП в небоскребе, как показали, например, события 11 сентября 2001 года в США - это лестницы, говорит Анатолий Магай. В высотках лестницы также должны быть "с подпором" воздуха.
При проектировании высоток инженеры увеличивают ширину лестниц. Если в обычных жилых домах ширина лестницы составляет 1,05 метров, то в небоскребе как минимум 1,2-1,35 метров, "чтобы большее количество человек могло спускаться", говорит Магай.
Крыша высотки также может стать местом спасения людей при пожаре. "Обычно на крышах высотных зданий строят вертолетные площадки, куда при необходимости могут садиться спасательные вертолеты", - сказал Магай.
Эксперты подчеркивают, что пожар в башне "Восток" произошел в недостроенном здании, когда еще не были включены все системы мониторинга, контроля и противопожарной безопасности. Поэтому вышеописанные системы безопасности сработать там не могли.
Эксплуатация как фактор риска
Правила эксплуатации высоток отличаются от таких же правил для домов меньшей этажности. Это и не удивительно: если в 17-ти этажном здании около десятка инженерных систем, то в высотных зданиях их число достигает тридцати. Потому при эксплуатации высотных зданий используются сразу две системы мониторинга - за конструкциями и за инженерными системами, пояснил Анатолий Магай. Данные мониторинга сводятся в единую диспетчерскую службу эксплуатирующей компании. Там за показателями систем наблюдают специалисты.
Причем, как показывает опыт участия в разборах причин техногенных катастроф, в цепочке "проектирование - строительство - эксплуатация" именно последняя оказывается самым слабым звеном, говорит Алексей Исаков.
Процедура прохождения экспертных проверок при проектировании гарантирует, что проектировщик выберет правильные конструктивные решения. При строительстве они воплощаются, как правило, без изменений. "Иногда строители могут допустить некоторые незначительные ошибки при выборе материалов, установив, например, дверь, ведущую в лифтовый холл, из другого типа стали", - привел пример эксперт. При сдаче объекта в эксплуатацию компетентная комиссия проверяет его соответствие нормам безопасности.
А вот после, в процессе эксплуатации начинают копиться мелкие, на первый взгляд, нарушения правил пожарной безопасности. "К примеру, блокируются люки между пролетами наружной лестницы, соединяющей балконы, а ведь эти лестницы являются также аварийными выходами, - перечисляет Алексей Исаков. - Средства индивидуальной защиты куда-то исчезают, проверки работоспособности системы пожарной безопасности не проводятся, а сигнализация выходит из строя".
Этажи смерти
В результате несоблюдения правил, мелкие проблемы приводят к большому несчастью, говорит Исаков. Небоскреб, как и здание меньшей этажности, при пожаре может превратиться в ловушку.
"Если огонь перекрыл эвакуационные выходы из здания, и человек заблокирован на этаже, до которого не могут дотянуться лестницы пожарных расчетов - а это примерно 12-15 этажи, то гибель почти неизбежна", - говорит Алексей Исаков.
В российских нормативных документах упоминаются "пожарные убежища", где люди могут дождаться помощи спасателей при пожаре, но на практике "широкого распространения они пока не получили", сказал Исаков.
Экология психологического пространства
Помимо прочего, строительство высотных зданий влияет на психику людей, рассказал РИА Новости кандидат психологических наук Юрий Левченко.
"У нас нарушена экология психологического пространства, и это очень страшная вещь", - говорит Левченко. Следствием этого нарушения является увеличение частоты заболеваний депрессией, а отсюда - рост психосоматических расстройств, прежде всего, бессонницы. Также страдает сердечно-сосудистая и пищеварительная системы.
Застройка города высотками ломает линию горизонта, а человеку необходимо ее видеть, поясняет психолог. "Это успокаивает, - говорит Юрий Левченко. - Причем, необязательно смотреть на линию горизонта, сидя на берегу океана, хотя это - самое лучшее. Важно смотреть вдаль".
Кроме того, люди не должны "отрываться от солнца", говорит эксперт. Но человек, который живет в окружении небоскребов, почти не видит естественного света. Он видит лишь стены домов и ощущает себя как будто в колодце.
Дополнительным стрессом для людей, находящихся в высотке, является невозможность почувствовать землю. Человек знает, что земля находится очень далеко. "Он чувствует себя незащищенным", - пояснил Юрий Левченко. Людям страшно, что в небоскреб, где они находятся, может врезаться самолет, там может случиться пожар или авария лифта, а пусть к спасению будет слишком велик. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /ria.ru/