29.03.2012 Без авиации МЧС России сегодня не обходится практически ни одна спасательная операция. Самолеты и вертолеты тушат пожары, ведут поиски пострадавших, патрулируют трассы, спасают на акваториях и перевозят раненых. Об особенностях спасательной авиации в интервью ИТАР-ТАСС рассказал директор Федерального государственного авиационного предприятия МЧС России, заслуженный летчик Рафаиль Закиров.
— Рафаиль Шакурович, сегодня МЧС нельзя представить без авиации, а с чего все начиналось?
— В самом начале нашей работы нам приходилось просить самолеты у Министерства обороны. Для этого надо было подать заявку, дождаться ответа, на что могло уйти несколько месяцев. Эта схема была крайне неэффективной, так как при любой чрезвычайной ситуации на первом месте стоит оперативность. Именно поэтому и встал вопрос о создании «чрезвычайной» авиации.
Сейчас у ФГУАП есть несколько авиационных баз: Раменское /Подмосковье/, где базируется ФГУАП МЧС России и авиационно-спасательный центр, Владимир, Екатеринбург, Красноярск, Хабаровск. ФГУАП прикрывает самолетами всю территорию России, а вертолетами юг страны - вертолетные подразделения ФГУАП базируются в Сочи, Ростове-на-Дону и Минеральных Водах.
— Если говорить о патрулировании, какие трассы на сегодняшний день «прикрыты» авиацией МЧС? По какому принципу был сделан выбор? И планируется ли расширять такую практику?
— Опыт спасения людей при ДТП в Москве показал нам, что есть дороги, на которых чаще всего случаются автокатастрофы. Этим был обусловлен выбор трассы Москва – Санкт-Петербург.
Основным принципом при организации патрулирования является понятие «золотой час», в течение которого человек должен быть доставлен в лечебное учреждение и получить необходимую помощь.
На сегодняшний день на трассе Москва – Санкт-Петербург круглосуточно дежурят пять вертолетов Ка-32, готовность к вылету у них составляет не более 10 минут, а радиус досягаемости лечебных учреждений, куда доставляют раненых, не более 20 минут. Ка-32 специально оборудованы всем необходимым для оказания экстренной помощи – это и медицинский модуль, и аппараты искусственной вентиляции легких.
В дальнейшем мы планируем ввести патрулирование на трассе Москва - Казань и на трассе Дон М4.
— МЧС России занимается эвакуацией россиян из «горячих точек», в каком бы регионе или даже стране они не возникали. Насколько авиация МЧС приспособлена для этих целей?
— Самолетов для организации эвакуации людей у нас мало, понятно, что Ил-76 это не пассажирский самолет и для людей, которых эвакуируют, например, из стран Африки такое путешествие является достаточно тяжелым. Мы пытались заказать пассажирские самолеты, но, к сожалению, у них цена такая, какую государство себе позволить не может. Поэтому мы заказали Ил-76, оборудованные вариантом «Антарктида» с пассажирскими креслами и всем необходимым пассажирским оборудованием.
— Какие типы самолетов и вертолетов сегодня составляют основу авиапарка МЧС? У них есть свои специфические особенности?
— Основная масса - вертолеты Ми-8, Ка-32, Ми-26, вертолеты Еврокоптер, которые используются как мобильный комплекс при использовании системы глобальный радиус. Самолеты МЧС России с этими вертолетами на борту вылетают в зону чрезвычайной ситуации, после прибытия разгружаются и в течение 30 минут вертолеты готовы к работе.
Также авиапарк представлен самолетами Як-42, Ил-62, Ил-76. Все они модернизированы, на них установлено новейшее оборудование. Например, обычный Як-42 летает на высоте 9,1 км, а наш доработанный поднимается до 9.6 км.
Кроме того, особенностью наших самолетов является и то, что все они трансформируемые. Так, на Ил-76 можно установить медицинские модули, в которых единовременно можно перевозить 20 пострадавших.
При вылете в зону ЧС самолеты используются как пункты управления, штаб главы МЧС или оперативной группы, что позволяет управлять ситуацией в воздухе. Для этого наши самолеты оборудуются новейшими средствами связи.
У нас есть специализированная техника для тушения пожаров, в том числе многоцелевой самолет-амфибия Бе-200, который не только тушит пожары, но может применяться в поисково-спасательных работах на акваториях, удаленных от берега территориях.
— До пожароопасного сезона осталось уже не так много времени. Авиация готова к борьбе со стихией?
— После тяжелого горячего лета 2010 года было сделано все, чтобы подготовить и вооружить для борьбы с природными пожарами экипажи Минобороны, Погранслужбы и МВД.
В случае серьезного осложнения ситуации авиация этих ведомств будет привлекаться к тушению пожаров. Их авиатехника оборудована водосливными устройства.
Здесь я хочу напомнить, что первоначальная идея главы МЧС заключалась в том, чтобы направить всю государственную авиацию на борьбу с природными пожарами и теперь в случае возникновения подобных чрезвычайных ситуаций у нас есть гарантированные дополнительные силы.
— Чем пополниться авиапарк МЧС в будущем? Будет ли он модернизироваться и обновляться?
— Для повышения уровня реагирования, конечно, назрела необходимость обновить нашу технику. Ведь география чрезвычайных ситуаций широка. Например, на Гаити, где в прошлом году произошло сильнейшее землетрясение, наши специалисты летели с двумя посадками. Но для спасателей главное – это время и скорость прибытия в зону бедствия. Поэтому при выборе техники мы руководствуемся тем, на какую дальность эти самолеты могут совершать полеты, учитывая то, что наши самолеты загружены спасателями и оборудованием.
В этом году к нам на оснащение поступают два Ан-148 - медико-эвакуационный и грузо-пассажирский. Они будут использоваться для эвакуации пострадавших. Но единственный минус этой машины заключается в отсутствии задней рамы. Для нас это очень важно, так как в самолеты мы загружаем технику.
Не исключена закупка в будущем двух Ту-214, а также Ил-76 с модернизированным двигателем ПС90. Но этот вопрос мы будем рассматривать не ранее 2016 года.
До 2016 года у нас уже расписаны все инвестиции, согласно которым мы должны получить 16 вертолетов – три поступили в прошлом, еще столько же поступит в этом.
В целом мы планируем, что авиапарк МЧС будет насчитывать 25 вертолетов Ка-32, 7 вертолетов Ми-26, 32 вертолета Ми-8, 10 самолетов Ил-76, 13 самолетов-амфибий Бе-200, два Ан-148 и два Ту-214. Пока в нашем парке 8 Ка-32, 6 МИ-26, 27 Ми-8, 6 самолетов Ил-76, 6 Бе-200.
На сегодняшний день принято решение о финансировании авиации в пределах 19 млрд рублей, начиная с 2011 года. Кроме того, на содержание техники ежегодно предусмотрено 1.2 млрд рублей.
Мы бы хотели иметь возможность закупать иностранные самолеты, например, Гольфстрим или Фалькон. Иностранная техника дешевле в эксплуатации и меньше затрачивает средств на топливо. А возможности отечественной авиатехники иногда усложняют выполнение задач. У Ил-62 дорогая заправка, Як-42 не может долететь на дальние расстояния, например, до Японии. А Ил-76 с медицинским модулем направлять за одним пострадавшим – дороговато./itar-tass.com/