28.03.2012 Приписанный к локомотивному эксплуатационному депо Киров, электровоз ЧС4Т отправлен на Новосибирский электровозоремонтный завод, откуда был получен пять месяцев назад. Полностью выгоревшую кабину бракоделам предстоит восстанавливать за свой счёт.
Ничто не предвещало беды, когда из Нижнего Новгорода в Москву поздно вечером 15 марта вышел скорый поезд. Через четверть часа на перегоне Доскино – Игумново помощник машиниста проверил работу систем в нерабочей кабине электровоза. Всё функционировало в штатном режиме.
Стоило помощнику машиниста вернуться на место, как нерабочая кабина наполнилась густым дымом, а затем оттуда вырвалось пламя. Мгновенно нагревшееся лобовое стекло разлетелось на мелкие осколки. Через несколько минут, остановив поезд на станции Дзержинск, локомотивная бригада принялась тушить пожар. Все порошковые огнетушители были израсходованы, но огонь не сдавался. Пламя бушевало рядом с первым пассажирским вагоном. На его пути встал с огнетушителем поездной электромеханик и не допустил распространения пожара. Проводники по цепочке передали из своих вагонов в локомотив больше двадцати огнетушителей. Когда огонь был потушен, оборудование кабины оказалось полностью уничтожено, а машинист и помощник получили ожоги первой степени. Задержка поезда составила почти два часа.
– Технологически такой пожар на ЧС4Т невозможен. Должна сработать защита, и всё ограничится незначительным задымлением, – говорит начальник сектора охраны труда и промышленной безопасности Горьковской дирекции тяги Георгий Горбунов. – Здесь же всё пошло по непредвиденному сценарию. Пламя перекинулось на автотормоза, что вызвало резкое падение давления в тормозной магистрали.
Причины удалось обнаружить быстро. В ходе капремонта на заводе у локомотива заменили оборудование вентиляции кабины. После замены состояние его оказалось плачевным: провода грубо зачищены, скручены и замотаны изолентой. По-видимому, не найдя провод нужной длины, срастили два и подвели получившееся к термостату, регулирующему температуру в системе вентиляции. Провод отвалился, и термостат перестал работать. Нагрев системы дошёл до температуры воспламенения.
– За заводской ремонт каждого локомотива ЧС4Т ОАО «РЖД» платит подрядчику свыше 10 млн руб., – говорит заместитель начальника техотдела дирекции Денис Рукевич. – Только в октябре электровоз отремонтировали, и мы уже теряем его. И это в условиях дефицита тяги. Мне неважно, как его восстановят и как накажут виновного. Важно, что подвижной состав, на который мы рассчитывали, уходит на внеплановый ремонт. И работники рискуют жизнью, спасая людей и имущество. Это повод для жёстких выводов.
На Новосибирском электровозоремонтном заводе ответственности с себя не снимают.
– Создана выездная комиссия, – говорит директор предприятия Владислав Голавский. – Совместно с представителями РЖД установлен гарантийный случай. Это означает, что локомотив возвращается на завод по гарантии с детальным и тщательным установлением причин. А к тем, по чьей вине произошёл пожар, примем соответствующие меры./gudok.ru/