19.03.2012 МЧС разместило на своем сайте для независимой экспертизы проект "Порядка обеспечения работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, принимающих непосредственное участие в тушении пожаров, средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров".
Ссылка: Проект приказа МЧС "Об утверждении Порядка обеспечения работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, принимающих непосредственное участие в тушении пожаров, средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров"
В соответствии с проектом, "обязанность по обеспечению личного состава подразделения добровольной пожарной охраны, принимающего непосредственное участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных возлагается на руководителя территориальной (объектовой) добровольной пожарной команды, добровольной пожарной дружины или учредителя объектовой добровольной пожарной команды, добровольной пожарной дружины (в случае, если регистрация их в качестве юридического лица не осуществлялась)".
Этот пункт наглядно демонстрирует правовой нигилизм, царящий в системе МЧС. Согласно статье 2 федерального закона от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране", "добровольный пожарный - физическое лицо, являющееся членом или участником общественного объединения пожарной охраны и принимающее на безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ".
Согласно статье 6 этого же закона, "общественные объединения пожарной охраны создаются в одной из следующих организационно-правовых форм: 1) общественная организация; 2) общественное учреждение".
Согласно статье 8 этого же закона, "в форме общественных учреждений пожарной охраны создаются добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины, ставящие своей целью участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ соответственно на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях (территориальные добровольные пожарные команды или территориальные добровольные пожарные дружины) или в организациях (объектовые добровольные пожарные команды или объектовые добровольные пожарные дружины)".
Ссылка: Федеральный закон Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране"
Таким образом, федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" совершенно однозначно определяет, что добровольный пожарный непременно должен являться членом или участником общественного объединения пожарной охраны, причем если это общественное объединение ставит своей целью участие в тушении пожаров, то оно должно существовать в форме общественного учреждения. Существование добровольной пожарной охраны, по крайней мере той, которая предполагает участие в профилактике или тушении пожаров, без образования юридического лица законом не предусматривается.
Соответственно, разработанный МЧС проект "Порядка обеспечения работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, принимающих непосредственное участие в тушении пожаров, средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров" прямо противоречит федеральному закону от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" (который, кстати говоря, был разработан МЧС и принят вопреки предостережениям со стороны профессионального сообщества и общественных организаций).
Как бы то ни было, проект "Порядка обеспечения работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, принимающих непосредственное участие в тушении пожаров, средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров" предусматривает обеспечение добровольных пожарных практически на том же уровне, что и штатных пожарных федеральной противопожарной службы (см. ниже). Это справедливо по отношению к добровольным пожарным, но совершенно невыполнимо в условиях небольших и, как правило, очень бедных сельских населенных пунктов, которые в основном и страдают от отсутствия профессиональной пожарной охраны. Кроме того, предусмотренные проектом нормы обеспечения не подходят для добровольных пожарных, основная деятельность которых связана с тушением пожаров не в населенных пунктах, а на природных территориях.
Впрочем, в небольших и небогатых сельских населенных пунктах добровольную пожарную охрану в рамках действующего законодательства в любом случае создать невозможно. И дело не только в федеральном законе "О добровольной пожарной охране", который создает слишком много финансово-бюрократических препятствий, а еще и в том, что согласно статье 76 федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", "подразделения пожарной охраны населенных пунктов должны размещаться в зданиях пожарных депо". Никаких исключений для добровольной пожарной охраны этот закон не предусматривает, а построить в каждой деревне или дачном поселке пожарное депо в обозримом будущем совершенно невозможно (тем более, что данный закон предусматривает к этим депо вполне определенные требования). Стоит упомянуть, что проект и этого федерального закона также был разработан в МЧС.
Ссылка: федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
А вот нормы обеспечения работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, принимающих непосредственное участие в тушении пожаров, средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров, предлагаемые МЧС:
Боевая одежда (1 комплект на 2 года)
Средство индивидуальной защиты рук (1 пара на 1 год)
Защитная обувь пожарного кожаная (1 пара на 2 года)
Защитная обувь пожарного резиновая (1 пара на 1 год)
Подшлемник термостойкий (1 штука на 2 года)
Средство индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (1 комплект на срок, зависящий от типа)
Каска (1 штука, бессрочно)
Пояс пожарный (1 штука на 5 лет)
Карабин пожарный (1 штука, бессрочно)
Топор пожарный (1 штука, бессрочно)
Кобура для пожарного топора (1 штука на 1 год)
Костюм специальный летний (1 комплект на 2 года)
Костюм специальный зимний (1 комплект на 3 года)
Футболка (2 штуки на 1 год)
Головной убор летний (1 штука на 2 года)
Головной убор зимний (1 штука на 3 года)
Обувь кожаная с высокими берцами (1 пара на 2 года)
Перчатки х/б (4 пары на 1 год) /forestforum.ru/
ПРОЕКТ ПРИКАЗА МЧС РОССИИ "Об утверждении Порядка обеспечения работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, принимающих непосредственное участие в тушении пожаров, средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных,
Версия для печати
Об утверждении Порядка обеспечения работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, принимающих непосредственное участие в тушении пожаров, средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров.
В соответствии с Федеральным законом от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» п р и к а з ы в а ю:
Утвердить прилагаемый Порядок обеспечения работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, принимающих непосредственное участие в тушении пожаров, средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров.
Министр С.К. Шойгу
П о р я д о к обеспечения работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, непосредственно принимающих участие в тушении пожаров, средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров
Начало проведения экспертизы: 15 марта 2012 года
Окончание проведения экспертизы: 23 марта 2012 года
Контакты исполнителя: Гришаев Г.В., (499) 449-94-32 dtv-v@mail.ru
Дата публикации: 15.03.2012 http://www.mchs.gov.ru/corruption/expertise/index.php?ID=711425