14.02.2012 Московская служба спасения расформирована. Операторы "112" формально перешли в МЧС, но пока никому не помогают. В машинах корреспондентов молчит 19-я радиоволна. Но в маленькой чайной на Каширке, как всегда, шумно: бывшие эмэсэсовцы думают, как спасти 16 лет работы.
"А что мы им можем предложить?" – строго гремит поверх остальных голосов статный бас. Говорящий имеет в виду ресурс Яндекс-пробки, на почтовый ящик которого накануне упало письмо от активистов закрытого МСС.
"Таймыр, ну а структура-то – армия автомобилистов-радиолюбителей, которые готовы оперативно подавать информацию по дорожной обстановке. Она есть, — это Паша-Минивэн, председатель координационного совета корреспондентов МСС. – Вот Планета ездил в Питер. Что там сказали?"
"Планета" — тоже Павел, юрист средних лет, худощав, дипломатичен, немного педант: "Мне удалось раздобыть телефон руководителя аварийно-диспетчерской службы "Питер", которая работает в первом канале сетки С. Эта служба аналогична МСС, но с некоторыми изъятиями: там нет методического центра. Она существует за счет взносов корреспондентов: в радиоканале, условно, заинтересованы 150 человек, они платят по 450 рублей в месяц. "Питер" покрывает весь город, контролирует дорожную обстановку, принимает информацию о ЧП и передает дальше. Она работает параллельно местным ГУВД, МЧС и пожарной охране, но никому на хвост не наступает. То есть в этом формате такая служба и в Москве может не вызывать аллергических реакций".
"Это все тупо до безобразия, — не выдерживает Таймыр. — Если человек заплатит членские взносы – значит, получит полный набор услуг. Если не заплатит – получит информацию о дорожной обстановке, не более того".
Московские корреспонденты привыкли работать по-другому. Без бюрократии. Есть радиостанция – слушаешь аварийную частоту. Можешь помочь – помогаешь.
"У нас нет никакого ранжирования, — объясняет Паша-Минивэн. — У нас есть… были до недавнего времени… резервисты (это обычные бухгалтера-строители-менеджеры, которые за свои деньги учатся спасать людей, а потом аттестуются на полигонах МЧС) и корреспонденты – добровольные помощники, которые оборудуют свой автомобиль радиостанцией для экстренной связи с оператором 19 канала на CB-диапазоне. Цель – безопасность на дорогах. И вообще в городе.
Каждый корреспондент обучен. Он знает, что нужно передавать, в какой последовательности. Например, ДТП. Случилось на глазах. Сначала корреспондент должен обеспечить собственную безопасность, потом собрать информацию о случившемся: требуется ли помощь, сколько пострадавших, есть ли разлитие бензина — чтобы не бегать от радиостанции к месту аварии и обратно. Собрал – выходит в канал. Если есть пострадавшие — кричит "брейк!": все молчат, слушают. Мало того, если корреспондент проходит неуверенно, другие корреспонденты обязаны ему помочь с ретрансляцией".
Операторы call-центра еще в момент приема сигнала, начинали работать: один набирал "скорую", другой – "02" или МЧС. Жертва еще не повесила трубку, а в дверь уже звонят: помощь. Операторов в смене – 25. Сообщений в день – до 20 тыс.
"Еще пример, — вставляет молоденькая Лена, четыре последних года спасавшая людей по телефону. — Звонит женщина: только что разговаривала с мужем, он едет с севера к Москве по трассе, телефон не выключился, но муж перестал говорить – просто перестал. Как помочь?"
"Как-как! Звонишь автоответчику, набираешь кнопочку 1…", — все смеются. Хотя никому не смешно.
"Это вот сейчас так будет, а тогда оператор позвонил мужу этой женщины и предложил: "я сейчас буду перечислять вам трассы, когда назову ту, по которой вы едете, постучите по телефону". Перестукиваясь, выяснили примерное нахождение, дали в канал объявление: разыскивается такой-то автомобиль на такой-то трассе. Пять часов. Снег. Корреспонденты останавливались, протирали окна, протирали номера, искали эту машину. Нашли – инсульт".
"Другой пример, — поддерживает водитель минивэна, — "Служба спасения, я упал в колодец". Человек вышел из гостей. Вы где находитесь? "А я не знаю…" Голос пьяный".
"Паш, а что далеко ходить? – перебивает юный, краснощекий, пышущий здоровьем и силой Вася-Агасфер. — Года два назад. На волне прошло, что человек попал в подвал. В какой именно, никто не знает. Поехали искать".
Лена: "И нашли. Узнали, от кого вышел. Связались, спросили, где живет, в каком районе — круг уже сузился. Человек упал на стройке. Какая там стройка — ищем".
"Не всегда нам звонят: улица, дом, подъезд такой-то, — прибавляет Минивэн. — Это бывает крайне редко. Чаще адрес описательный. Что вы видите? Дом, знак. Магазин. Вывеска такого-то цвета… Что делает оператор? Звонит в пожарную. Или в такси. Они знают город лучше всего".
"А теперь попробуй объясни это автоответчику", — ядовито итожит Василий.
В службе спасения на момент закрытия было зарегистрировано две с половиной тысячи корреспондентов. И столько же – сочувствующих, неофициальных волонтеров с радиостанциями. Минивэн работает менеджером в компании по продаже шоу-оборудования. Таймыр – системный администратор Андрей. Василий-Агасфер никогда не признавался, кто он. А Планета, как уже сообщалось, разумеет законы. Еще за сдвинутыми столами в ароматной тесноте чайной сидят Максим, известный под позывным "Владимир 393", и его жена "Отличница". Вика почти восемь лет подряд умудрялась совмещать статусы корреспондента, резервиста и оператора экстренного пульта.
"Чуть-чуть не дотянула до восьми, — вздыхает "номер 190". — Много чего бывало за эти годы. Но всегда была установка: принять и помочь. Грабеж это, пожар, избиение либо просто потребность поговорить. У нас не так много психологических служб, и люди зачастую не запоминают их семизначные номера. Они знают кнопу экстренного вызова. Плохо – нажимают ее.
Дети звонят. Были случаи, когда дети вызывали своим мамам или пожилым родственникам "скорую" через нас. Мне мальчик лет 12 звонил, чтобы друга спасти, который решил сброситься с крыши. С детьми очень сложно. Нельзя им не верить. Они могут просто бросить трубку. У нас установка всегда была такая: мы абонентов не воспитываем, мы их выслушиваем и адекватно реагируем на их призывы о помощи. Иногда они, конечно, просто балуются: мы четко знаем расписание уроков в школе. Ложных звонков было много. Но в случае того мальчика информация подтвердилась. Ребенка спасли".
"Была еще маленькая девочка, — вспоминает Виктория. — Лет пяти-шести. Среди ночи звонила и плакала: мама куда-то делась, а им в отпуск улетать… В процессе разговора выяснилось, что мама — врач-гинеколог. И маму, видимо, срочно вызвали к роженице. Держали девочку, созванивались с ней в течение всей ночи, пока мама не пришла…".
"Не давали ребенку спать, в общем", — шутит Андрей.
Операторов "112", несмотря на их опасения, все же перевели в штат МЧС. Правда, договоры заключили срочные – на полгода. Что будет после? Вика пожимает плечами. Сейчас они заняты методической работой. Перспективы туманные. К 2017 году планируется создать единую российскую систему приема экстренных вызовов от абонентов всех сотовых сетей и МГТС. Но кто будет отвечать на звонки в ближайшую пятилетку?
"Понятно, что "01", "02" и "03" продолжают существовать, но до них и так дозвониться сложно, а что начнется теперь — когда все наши звонки перешли на них? – спрашивает "190". – Какую кнопку нажимать, если у тебя ночью трубу с горячей водой прорвало или ты в колодец на стройке провалился? Люди однозначно понимают, что к пожарным и к "скорой" с этими вопросами никак. Значит, остается "02". Там за голову хватаются".
По прогнозу Павла-Минивэна, "самое пекло" начнется летом – ближе к дачно-купальному сезону. А если еще учесть запланированное на июль расширение Москвы… Суть проблемы пересказывает Павел-юрист: "служба "скорой" не может принять адрес области. Она не может его принять не из вредности, а физически: у нее в компьютере диспетчерском есть только московские адреса". "То же, — продолжает, — с телефоном. У московской "скорой" нет выхода на восьмерку. Она может передать информацию только тем подстанциям Подмосковья, у которых номера семизначные — в Люберцы, в Балашиху, Красногорск и Одинцово. Вот вам бюджетная организация".
Дров подкидывает тезка Планеты: "Если москвич попадет в ДТП в Подмосковье, велика вероятность, что помощь к нему не приедет. Он будет звонить в Москву, потому что не знает областных номеров, а вызовы из московской области пультом "02" не обрабатываются".
А это для сравнения из практики МСС. Звонок: "Меня несет на рифы!" В процессе общения выясняется, что помощь нужна яхтсмену. Не раздумывая над географией, ведомственной принадлежностью и прочими тонкостями, мужчина просто набрал на мобильном три цифры. Тоже спасли: "связались с местными властями, нашли людей, которые знают, кто занимается этим делом. Вышли на какую-то часть, нашли его в этом море, связали и отбуксировали в порт".
"А мы вот с Василием не раз ездили на пожары – как добровольцы. На пожары, на поиски, — делится Максим, который Владимир. — Знаменитый ледяной дождь – и тогда посильно помогали. Видное. Город парализован – транспорт не ходит, электричества нет. Приехали с бензопилами и элементарно начали спиливать деревья, которые угрожали обрыву ЛЭП. Очищали, убирали – все на полном энтузиазме. Наши машины, наше пропитание, наши инструменты. Мы ничего не просим. Только одного, может: не мешайте. Но нас почему-то воспринимают как помеху, которая не дает спокойно жить. Гораздо проще, кончено, закрыть глаза и не знать о мелких проблемках других людей".
Операторы МСС оказались, как они сами говорят, "оторванными от корреспондентов" – источника информации. Но команда не распалась. И задача номер один для этой команды – сохранить оперативные 9-й и 19-й радиоканалы, чтобы все-таки принимать и, по возможности, передавать данные о состоянии московских дорог. А еще добровольцы надеются, что те опыт и знания, которые за 16 лет наработали операторы службы, не затеряются под кипой согласовательных бумажек и методик.
Со временем, хочется верить, расформированная служба в точности повторится в государственном уже центре "112". Или даже, как обещано, станет лучше, могущественнее, шире. Но только трагедия в том, что у кого-то может элементарно не быть этого времени…/rosbalt.ru/