08.02.2012 Пенсионерке Анне Аркадьевне привалило счастье – теперь она пожарный. Причем добровольный. Только вот своего согласия в случае чего тушить пожары женщина не давала. Но на решение руководства это не повлияло. Партия сказала: «Надо»…
«С ведрами бежать?»
Анна Рощева (имя изменено) работает в детском саду. Ей уже 58. Недавно заведующий ее огорошил новостью: дескать, от детсада нужны люди, которые станут добровольными пожарными. В ряды записали нашу читательницу и еще пятерых человек. Теперь пенсионерка в растерянности: что делать в случае пожара? Инструктажа не было, придется бежать с ведром к очагу возгорания? А ведь пожарные – это обычно крепкие парни, бесстрашно бросающиеся в огонь. Куда она со своим здоровьем?!
Вопросы у всех
Федеральный закон «О добровольной пожарной охране» от 6 мая 2011 года и республиканский «Закон о добровольной пожарной охране Республики Татарстан» говорят о создании в стране добровольных объединений, в том числе дружин. Ключевое слово здесь «добровольные». Но на практике получается, что людей наших снова принуждают? В Интернете немало откликов подобного содержания (комментарий к материалу на сайте www.kp.ru): «Вот у нас на работе тоже добровольная пожарная дружина есть. Семидесятилетние бабуськи, божьи одуваны. Хромые, больные, глухие, полуслепые... Предполагается, они до приезда пожарной команды должны начать тушить возгорание. Я как представлю, что они тащат огнетушитель, который молодые мужики втроем поднять не могли, и храбро так с огнем сражаются... Даже не смешно... Нужна будет еще одна дружина, чтобы этих добровольно-принудительных огнеборцев откачивать».
Только по желанию!
Заведующей детским садом было грубо нарушено конституционное право читательницы, уверяют юристы.
– В соответствии со статьей 30 Конституции РФ, никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем, – комментирует директор юридической фирмы «Афанасьева Г.Н., Афанасьев Р.Е. и партнеры» Роман Афанасьев. – Отказаться от данной работы может любой гражданин независимо от возраста и физического состояния. Можно обжаловать незаконные действия руководителя в прокуратуре или суде.
В Набережночелнинском межрайонном отделении ТРО «Всероссийское добровольное пожарное общество» нас также уверили: принуждать к вступлению в ряды дружинников не должны.
– Это неправомерно. Это не принудительная пожарная охрана. Человек может и не заполнять анкету, – рассказывает директор МРО ТРО ВДПО РТ Шамиль Шайхразиев.
При этом есть и разнарядка. В январе нужно было набрать 340 добровольцев. К концу года добровольных пожарных в городе должно быть более двух тысяч. Для них проведут инструктаж, как действовать в случае ЧП. Если возникнет пожар, добровольный пожарный должен постараться его потушить до приезда спасателей квалифицированных. Если собственными силами справиться не получается, нужно эвакуировать всех из здания.
Стать дружинником может любой человек, но принимать стараются людей до пенсионного возраста. В организациях, где работают только женщины, добровольцев набирают из представительниц прекрасного пола. В дальнейшем же, возможно, участнику тушения пожара будут выплачивать компенсацию.
Хотели как лучше
В США численность добровольных пожарных – 800 тысяч человек, в Германии – более миллиона. В России когда-то тоже существовали подобные объединения. Этот опыт хотят возродить. На то есть причины: только в 2010 году именно силами волонтеров удалось уменьшить ущерб от пожаров в стране. Поэтому объективно цели у создателей дружин – самые благородные. Вот только исполнение происходит по обычной, привычной для нашего человека схеме: кому-то надо выслужиться, а кому-то на бумаге отчитаться. Именно поэтому ряды «добровольцев», в первую очередь, пополняют бюджетники, зачастую ни по физическим качествам, ни по возрасту не подходящие. И в суд пенсионеры пойдут вряд ли. Привычка подчиняться указаниям руководства выработана годами. А часто принуждают у нас под угрозой увольнения. Куда пенсионер денется?/poleznayagazeta.ru/